Поцелуй королевы

Вячеслав Прытков
                «П  О  Ц  Е  Л  У  Й»      «К  О  Р  О  Л  Е  В  Ы»

18  мая  1945  года  британское  адмиралтейство  опубликовало  список  затонувших  кораблей  во  время  военных  действий  в  Северной  Атлантике. Среди  них – крейсер  ПВО  «Кюрасоа»  (4200  т., длина – 456 фут., вооружение – восемь  4-х дюймовых  орудий), которому  было  поручено  эскортировать  гигантский  трансатлантический  лайнер  «Куин  Мери»  («Королева  Мери»)  осенью  1942  года. Его  потеря  и  гибель  338  человек  произошла  в  результате  столкновения  с  лайнером.
Это  случилось  2  октября  1942  года, когда  лайнер  «Куин  Мери»  с  10000  солдат  союзников  на  борту  выполнял  противолодочный  зигзаг  в  районе  северной  Ирландии. До  места  назначения – порта  Клайд  оставалось  совсем  немного  морских  миль, в  9  часов  утра  к  лайнеру  с  правой  стороны  должен  был  присоединиться  противолодочный  эскорт, состоящий  из  шести 
эсминцев  и  крейсера  ПВО  «Кюрасоа». Маневр  лайнера каждые  48  часов  делал  почти  невозможной  торпедную  атаку  немецких  субмарин, а  крейсер  ПВО  защищал  «Куин  Мери»  от  немецких  пикирующих  бомбардировщиков. 
Океан  был  спокоен, видимость  оставалась  хорошей, штурман  лайнера  Стенли  Райт, находившийся  на  мостике, заметив  приближавшийся  эскорт  сопровождения, сказал  капитану  Кири  Илингворту:  «Не  беспокойтесь, кэп. Они  знают  своё  дело  и  будут  держаться  в  стороне  от  нашего  курса.»  Капитан  «Куин  Мери»  хорошо  помнил, что  крейсер  «Кюрасоа»  уже  в  третий  раз  эскортировал  их, и  был  уверен  в  чёткости  действий  командира  крейсера  Джона  Бутвуда.
Время  близилось  к  пополудни, когда  старший  1 – й  офицер  «Куин  Мери»  Ноэль  Робинсон  с  мостика  лайнера, окончательно  убедившись  в  правильности  курса  (корабль  не  пересекал  кильватерную  струю  крейсера), отдал  распоряжение  сменить  направление  движения. Почти  в  тот  же  самый  момент  Бутвуд  приказал  рулевому  крейсера  отвернуть  в  ту  же  сторону:  «Правый  борт – 15!  Быть  на  безопасном  расстоянии.»  Оба  судна  двигались  достаточно  быстро, и  совпадение  направлений  их  курса  привело  к  тому, что  они  стали  неизбежно  сближаться  друг  к  другу  на  опасное  расстояние.
В  машинном  отделении  лайнера  машинисты, почувствовав  удар  в  борт, приняли  его  за  навалившуюся  на  корабль  большую  волну. Капитан  Илингворт  в  штурманской, прикидывая  время  своего  прибытия  в  порт  назначения, посчитал  толчок,  к  своему  удивлению, за  атаку  немецкого  самолёта, обнаружившего  их. Однако, это  были  не  волна, и  не  немецкий  бомбардировщик. На  самом  деле, «Куин  Мери», «поцеловав»  корму  крейсера, в  следующее  мгновение  ударила  прямо  в  его  середину, разрезав  судно, как  нож  масло. Лайнер, не  сбавляя  скорости, пошёл  дальше, а  «Кюрасоа», разрезанный  на  две  половины, быстро  стал  тонуть. Из  439  человек  его  экипажа  338  погибли: утонув, либо  попали  под  винты  лайнера. Командир  крейсера  и  100  моряков  были  спасены  эсминцами  эскорта, поспешивших  к  месту  трагедии. Лайнер, имевший  строгую  инструкцию, предписывающую  ему  в  военное  время  двигаться  в  порт  назначения, не  останавливаясь, на  его  борту  находились  тысячи  жизней, жертвовать  которыми  было  никак  нельзя.
«Куин  Мери»  отделалась  помятой  кормой, но  благодаря  прочному  корпусу  она  могла  отправиться  в  обратный  путь  через  Атлантику.

Выяснение  причины  этого  столкновения  заняло  много  времени. По  инициативе  компании  Кунарда  «Уайт  Стар», которой  принадлежал  лайнер,  в  Национальной  физической  лаборатории  в  Теддингтоне  смоделировали  случившееся, признав  действия  командира  крейсера  неквалифицированными, они  и  привели  к  трагедии. Дело  о  столкновении  стали  разбирать  в  суде. Адмиралтейство  предъявило  компании  иск  на  сумму  1,5  млн.  фунтов  стерлингов  за  причинённый  ущерб. Однако, в  Палате  Лордов, в  конце  концов, степень  вины  крейсера  определили  в 2/3, а  лайнеру  отвели  - 1/3.

С  того  момента  прошло  ещё  несколько  лет. «Куин  Мери», по – прежнему,  совершала  свои  трансатлантические  рейсы, пока  не  встала  на  вечную  стоянку  в  Калифорнии, как  экспонат  Калифорнийского  морского  музея.

16  апреля  2019  г.                Вячеслав  Прытков.