«П О Ц Е Л У Й» «К О Р О Л Е В Ы»
18 мая 1945 года британское адмиралтейство опубликовало список затонувших кораблей во время военных действий в Северной Атлантике. Среди них – крейсер ПВО «Кюрасоа» (4200 т., длина – 456 фут., вооружение – восемь 4-х дюймовых орудий), которому было поручено эскортировать гигантский трансатлантический лайнер «Куин Мери» («Королева Мери») осенью 1942 года. Его потеря и гибель 338 человек произошла в результате столкновения с лайнером.
Это случилось 2 октября 1942 года, когда лайнер «Куин Мери» с 10000 солдат союзников на борту выполнял противолодочный зигзаг в районе северной Ирландии. До места назначения – порта Клайд оставалось совсем немного морских миль, в 9 часов утра к лайнеру с правой стороны должен был присоединиться противолодочный эскорт, состоящий из шести
эсминцев и крейсера ПВО «Кюрасоа». Маневр лайнера каждые 48 часов делал почти невозможной торпедную атаку немецких субмарин, а крейсер ПВО защищал «Куин Мери» от немецких пикирующих бомбардировщиков.
Океан был спокоен, видимость оставалась хорошей, штурман лайнера Стенли Райт, находившийся на мостике, заметив приближавшийся эскорт сопровождения, сказал капитану Кири Илингворту: «Не беспокойтесь, кэп. Они знают своё дело и будут держаться в стороне от нашего курса.» Капитан «Куин Мери» хорошо помнил, что крейсер «Кюрасоа» уже в третий раз эскортировал их, и был уверен в чёткости действий командира крейсера Джона Бутвуда.
Время близилось к пополудни, когда старший 1 – й офицер «Куин Мери» Ноэль Робинсон с мостика лайнера, окончательно убедившись в правильности курса (корабль не пересекал кильватерную струю крейсера), отдал распоряжение сменить направление движения. Почти в тот же самый момент Бутвуд приказал рулевому крейсера отвернуть в ту же сторону: «Правый борт – 15! Быть на безопасном расстоянии.» Оба судна двигались достаточно быстро, и совпадение направлений их курса привело к тому, что они стали неизбежно сближаться друг к другу на опасное расстояние.
В машинном отделении лайнера машинисты, почувствовав удар в борт, приняли его за навалившуюся на корабль большую волну. Капитан Илингворт в штурманской, прикидывая время своего прибытия в порт назначения, посчитал толчок, к своему удивлению, за атаку немецкого самолёта, обнаружившего их. Однако, это были не волна, и не немецкий бомбардировщик. На самом деле, «Куин Мери», «поцеловав» корму крейсера, в следующее мгновение ударила прямо в его середину, разрезав судно, как нож масло. Лайнер, не сбавляя скорости, пошёл дальше, а «Кюрасоа», разрезанный на две половины, быстро стал тонуть. Из 439 человек его экипажа 338 погибли: утонув, либо попали под винты лайнера. Командир крейсера и 100 моряков были спасены эсминцами эскорта, поспешивших к месту трагедии. Лайнер, имевший строгую инструкцию, предписывающую ему в военное время двигаться в порт назначения, не останавливаясь, на его борту находились тысячи жизней, жертвовать которыми было никак нельзя.
«Куин Мери» отделалась помятой кормой, но благодаря прочному корпусу она могла отправиться в обратный путь через Атлантику.
Выяснение причины этого столкновения заняло много времени. По инициативе компании Кунарда «Уайт Стар», которой принадлежал лайнер, в Национальной физической лаборатории в Теддингтоне смоделировали случившееся, признав действия командира крейсера неквалифицированными, они и привели к трагедии. Дело о столкновении стали разбирать в суде. Адмиралтейство предъявило компании иск на сумму 1,5 млн. фунтов стерлингов за причинённый ущерб. Однако, в Палате Лордов, в конце концов, степень вины крейсера определили в 2/3, а лайнеру отвели - 1/3.
С того момента прошло ещё несколько лет. «Куин Мери», по – прежнему, совершала свои трансатлантические рейсы, пока не встала на вечную стоянку в Калифорнии, как экспонат Калифорнийского морского музея.
16 апреля 2019 г. Вячеслав Прытков.