1. 0. 7 Абсолютное Единство

Лариса Болотова
             Каким образом описывается Абсолютное Единство в некоторых учениях?
            
             Из Тайной Доктрины:

(Стр. 61 т.1) «Парабраман не «Бог», ибо Он не есть личный Бог – Он есть ТО, что есть высочайшее и не высочайшее (Паравара). Он высочайший как причина, но не как следствие. Парабраман просто Реальность, Не    имеющая  себе второй, Всеобъемлющий Космос, или, скорее, беспредельное космическое Пространство, конечно, взятое в высшем духовном понимании. Браман (непроявленный), будучи неизменным, чистым, свободным, нерушимым, высшим Корнем, «Единым Истинным Существованием», Парамартхика и абсолютным Чит и Чайтанья (Разум и Сознание), не может быть познающим, «ибо ТО не может иметь объекта для познавания». Может ли пламя быть названо Естеством Огня? Это Естество есть «Жизнь и Свет Вселенной, видимый же огонь и пламя  суть разрушение, смерть и зло». «Огонь и пламя разрушают тело Архата, их естество делает его бессмертным».

«Архат – богочеловек; в буддизме –человек, закончивший "земную" стадию своей эволюции, достигшей четвёртой ступени на пути к нирване и получивший возможность не перевоплощаться на физическом плане бытия или воплощаться по своему желанию». (Е. И. Рерих «Сокровенное знание. Теория и Практика Агни-Йоги» Стр. 795)

«Знание абсолютного Духа, подобно лучезарности солнца или жару в огне, и есть не что иное, как сама абсолютная Сущность» – говорит Шанкарачарья. Это есть «Дух Огня», но не сам Огонь; потому «свойство последнего, Жар или Пламя, не есть свойство Духа, но того, чему Дух этот является несознательной причиной».

          Как я это понимаю? Следует различать «Дух Огня», сам «Огонь» и «Пламя Огня». Естество Огня есть «Дух Огня». Мы можем представить его в виде движения. Сам Огонь  находится в непроявленном мире, а пламя Огня в проявленном. Пламя проявляется как свет, тепло и влага, но проявления эти происходят благодаря Материи.

«Не являются ли вышеприведённые слова основной нотой позднейшей философии розенкрейцеров? Парабраман, вкратце, есть коллективная совокупность Космоса в своей Беспредельности Вечности, «ТО» и ЭТО», к которому не могут быть приложены распределяемые агрегаты. «Вначале «ЭТО» было Самим Собою, Едино», и великий Шанкарачарья объясняет, что «ЭТО» относится к Вселенной. Слово «вначале» означает перед новым проявлением феноменальной Вселенной.
Парабраман, будучи Высочайшим ВСЕМ, вечно невидимым Духом и Душой Природы, неизменным и вечным, не может иметь атрибутов. Термин Абсолюта, естественно, исключает всякую возможность мысли о конечности и условности в связи с ним. И если ведантисты предполагают, что свойства эти принадлежат его эманации, называя это Ишварой плюс Майа и Авидья …, то трудно найти признак атеизма в этом понятии. Раз не могут быть ни две Бесконечности, ни два Абсолюта во Вселенной, которая предполагается беспредельной, то эта Само-Сущность едва ли может быть понята, как лично-творящая. Для чувств и понимания конечных существ «ТО» есть небытие в том смысле, что она (он?) является ЕДИНЫМ БЫТИЁМ; ибо в этом ВСЁМ сокрыта извечная и присущая ему эманация или свойственная ему лученостность, которая становясь периодически Брамаю (Двуполой Силою), развёртывается в проявленную Вселенную. «Нараяна, движимый над (абстрактными) Водами Пространства», превращается в Воды конкретной субстанции, движимой им, и становиться теперь проявленным Словом Логоса».
 
           Можно ли познать Абсолютное Единство? Нет. Земной человек может познавать, даже разумом, только то, что имеет форму. Так он устроен.

«Абсолютное Единство не может перейти в бесконечность, ибо бесконечность предполагает беспредельное протяжение «Чего-то» и продолжительность этого «чего-то». Но Единое – Всё – подобно Пространству, являющемуся его единственным умозрительным и физическим представлением на нашей Земле или на нашем плане существования – не может быть, ни объектом, ни субъектом для познания.  Если бы возможно было предположить, что вечное, бесконечное Всё, вездесущее существо, вместо бытия и Вечности может стать, в силу периодических проявлений, многообразной Вселенной или же многообразным Существом, то это Единство перестало бы быть таковым».

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.