Декабристы и прикосновенные к ним ч. 2

Николай Мринский
На фото К. Гольдштейна - Съезд "Союза благоденствия".

По убеждениям был республиканцем, по возрасту (40 лет) был много старше других декабристов. Новиков принял в тайное общество одного из самых выдающихся декабристов - Павла Ивановича Пестеля. Он был сыном сибирского генерал-губернатора. Его отец впоследствии был обвинён в злоупотреблениях по службе, лишился должности и пенсии, жил очень стесненно. Но ещё до этих событий отец отправил сына за границу для получения образования, которое Пестель закончил в России в Пажеском корпусе, поражая своими знаниями преподавателей, обратив на себя внимание и самого Александра I, присутствовавшего на выпускном экзамене. Первые проблески вольнодумства зародились у него уже в это время. Участник войны 1812 г., тяжело раненный в ногу во время Бородинской битвы, юный Пестель получил награду за храбрость - золотое оружие - из рук князя М.И. Кутузова. Он принял участие и в Заграничном походе Русской армии, отличился в битве при Лейпциге. Тогда Пестель глубоко задумался над смыслом революции в эпоху реставрации Бурбонов (1814-1815). Как они ни хотели этого, но уже не смогли вернуться на французский престол в качестве неограниченных абсолютных монархов, а вынуждены были принять облик правителей конституционных. «От сего суждения возникла мысль, что революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может быть даже весьма полезна», - решил молодой Пестель. Но, как и все декабристы, Павел Иванович боялся «ужасов народной революции». В момент вступления в общество он числился в гв. кавалергардском полку и был адъютантом ген. графа Витгенштейна.

В то же время жадно учился, слушал лекции передовых профессоров и невероятно много читал - товарищи всегда вспоминали его окружённым книгами. Исключительная одарённость соединялась у Пестеля с яркой волевой натурой и большим организаторским талантом. Друзья вспоминали потом выдающееся ораторское дарование Пестеля: сила его аргументов была неотразима. Сторонники нового, борцы против обветшавшего феодально-крепостнического строя постепенно стягиваются к одному полюсу. Против них начинает объединять свои силы лагерь защитников старого косного порядка. Процесс поляризации двух лагерей протекал интенсивно. Человек, примкнувший к сторонникам нового, по-другому начинал осознавать себя и свою роль в истории. Защита Родины, заграничные походы, участие в освобождении европейских народов воспитали в нём и новое понятие чести. Оно состояло прежде всего в ином требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем угнетённой Родины. Франция пугала «ужасами Французской революции», надо избежать их у нас, - это было ясно для дворян-революционеров. Сознание дворянина противилось представлению о народной революции. Яркой отличительной чертой всё отчётливее формировавшегося и численно возраставшего передового лагеря была любовь к Отечеству, и не просто любовь, а, применяя их выражение, «пламенная любовь к Отечеству». Она была истинной, а не ложной или внешней любовью, ибо она хотела глубокого преобразования родной страны в духе очередных исторических задач, выросших из глубины её исторического процесса.

СОЮЗ СПАСЕНИЯ, ИЛИ ОБЩЕСТВО ИСТИННЫХ И ВЕРНЫХ СЫНОВ ОТЕЧЕСТВА

Формирующееся революционное мировоззрение звало к действию. По словам декабриста Оболенского, молодые новаторы хотели увидеть «новую эпоху народную любимого ими Отечества». Они хотели действовать во имя блага родной страны, потому что они были истинными и верными сынами Отечества. Первой тайной политической организацией будущих декабристов стал «Союз спасения». В Петербурге, в феврале 1816 г. молодые гвардейские офицеры-дворяне Александр и Никита Муравьевы, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей П. Трубецкой, Иван Д. Якушкин, Михаил Лунин, Иван Пущин - близкий друг А.С. Пушкина и чуть позже присоединившийся Павел Пестель договорились создать строго законспирированную группу, целью которой являлось бы: свержение тирании, уничтожение крепостничества и введение конституционной монархии. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти - так думали члены возникшего общества. Когда общество оформилось, и разработало свой устав (главный автор - Пестель), оно получило название Общества истинных и верных сынов Отечества. Само название говорило о желании отмежеваться от «патриотов» другого сорта - не истинных и не верных. Конечно, может быть, это название было придумано и без литературных воздействий, однако нельзя не вспомнить о ярком произведении Радищева «Беседа о том, кто есть сын Отечества». «Не все рождённые в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)», «о возлюбленные наши сограждане! О истинные сыны Отечества!» - писал Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Эти слова имеют разительное сходство с названием тайного общества. Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей); остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых планировалось сгруппировать по «округам» и «управам», однако этому помешала малочисленность общества. Здесь отметим, что М.И. Муравьёв-Апостол и И. Якушкин в чине подпрапорщика храбро сражались при Бородино. Были награждены солдатскими Георгиевскими крестами и произведены в прапорщики. Указанные дворяне позднее, за отличие в боях при Кульме, также одновременно были удостоены Аннинским оружием «За храбрость» для офицеров. Прежде всего было решено написать устав, или «статут», тайного общества. Для «успешного действия нужен порядок и формы», - справедливо полагал Трубецкой. Для написания устава избрали комиссию в составе Павла Пестеля, Сергея Трубецкого, Ильи Долгорукова и Шаховского; последний был секретарем комиссии, но вся основная работа пала на Пестеля - он более всех поработал над первым декабристским «Статутом» «Союза спасения» или с 1817 г. «Общества истинных и верных сынов отечества». «Статут» первого общества не сохранился. Его сожгли сами декабристы в 1818 г., когда преобразовали своё общество. Но из многочисленных свидетельств участников вполне можно составить представление о его содержании. Торжественное введение, написанное И. Долгоруковым, по-видимому, объясняло общую цель тайного Общества истинных и верных сынов Отечества - «подвизаться на пользу общую всеми силами» во имя блага Родины.

Для этого нужно было бороться за ликвидацию крепостного права и самодержавия: вместо самодержавия необходимо было ввести представительную форму правления в виде конституционной монархии. Члены нового тайного общества считали, что необходимо «принудить» царское правительство согласиться на представительное правление. Удобнее всего это сделать в момент смены императоров на престоле. Члены общества обязались «не прежде принести присягу новому императору», как удостоверившись, что в России самодержавная власть будет ограничена народным представительством. Устав обязывал «елико возможно умножать число членов общества», добиваться того, чтобы его члены заняли важные посты в государстве - как по военной, так и по гражданской линии. Вместе с тем устав обязывал членов тайного общества бороться за отстранение иностранцев от влияния в государстве. Значение этого пункта устава станет понятно, если вспомнить, какое влияние имели тогда иностранцы-реакционеры, в особенности немцы, занимавшие при Александре I немало важных гос. постов, и оттеснявшие русских людей от участия в управлении страной. К «статуту» были приложены тексты торжественных клятв по масонскому образцу. Они приносились на кресте и евангелии. Члены общества клялись всё хранить в строжайшей тайне, не выдавать друг друга. Предателям грозила смерть: «яд и кинжал везде найдут изменника». Но как действовать? «Ужасы народной революции» пугали офицеров-дворян. Надо действовать для народа, но без народа, не через народ, думали они.

Основные цели борьбы были в общем ясны: ликвидировать крепостное право и самодержавие, ввести конституцию, представительное правление. Но средства и способы добиться этого виделись туманно. На одном из заседаний в Москве, осенью 1817 г. впервые обсуждался вопрос, о том какой видят члены Союза Россию, после её освобождения от тирании и, как добиться преображения страны. Здесь впервые была высказана мысль о физическом устранения монарха и Иван Якушкин, предложил себя в цареубийцы. Акцию предполагалось осуществить во время пребывания императорского двора в Москве («Московский заговор»). Якушкин пояснил своим товарищам, что считает благом для России отправиться с двумя пистолетами к Успенскому собору, где будет царь Александр I: одним выстрелом убить императора, другим – себя... Никита Муравьев, Шаховской, Александр Муравьев, и многие другие члены декабристского «Союза спасения» сомневались в целесообразности проведения этой акции. Они отговорили Якушкина, сознавая в то же время бессилие своей малочисленной и замкнутой конспиративной группы. Где гарантия того, что новый царь, который займёт престол после убитого, согласится на конституцию и освободит крестьян от крепостного права? Такой гарантии не было. В жарких спорах общество решило ликвидировать прежнюю организацию и основать другую, на новых началах. Было признано необходимым прежде всего численно расширить общество и завоевать тем самым ту силу, которая, по мнению декабристов, двигала историей, - общественное мнение.

Продолжение следует в части 3                http://proza.ru/2019/04/17/606