Каким должен быть идеальный язык?

Гульмира Жамантикова
Вчера попался в ленте ролик, где Павел Воля дает интервью в Казахстане (https://www.youtube.com/watch?v=buo0DOvZBOs ).


Видимо, дело было перед его концертом, потому что в конце он просит журналистку научить его какой-нибудь популярной казахской фразе, чтобы поразить публику. И та выдает очень длинные, сложнопроизносимые фразы. Павел спрашивает: «А есть что-нибудь совсем коротенькое?» В ответ журналистка выдает еще более замысловатую фразу, на что он отвечает: «Я понял. Казахи, вам не хватает коротких слов».

Как вы поняли, речь пойдет о словотворчестве. Каким должен быть идеальный язык, если такой вообще возможен?

Развитый язык позволяет выразить мысль максимально быстро и просто. И поэтому он все время дополняется новыми смыслами и словами, вмещающими в себя очень объемную информацию, - теми самыми «короткими словами», которые заменяют собой многословное, долгое описание. И вот в создании таких коротких, ёмких слов, вмещающих в себя суть довольно сложных понятий и взаимосвязей, и заключается механизм словотворчества.

Новые слова создаются по разному принципу. Чаще всего – по принципу ассоциации. Если явление на что-то похоже, или связано с чьим-то именем, или с каким-то действием, то в основу нового слова ложится эта ассоциация. Особенно это характерно для разговорной речи. И поэтому, не зная этих ассоциаций, очень трудно найти логику в разговорном словотворчестве, понять чужой язык. В этом и заключается главная трудность межнационального (межкультурного, междисциплинарного) общения.

Получается, чтобы другой человек тебя понял, он должен воспроизвести в своем сознании и теле те же самые образы и ощущения, которые вкладываете и испытываете вы. А для этого слова должны быть одинаково ассоциированы. Но если люди из разных культур, или занимаются совершенно разными видами деятельности, то одно слово может вызывать у них разные ассоциации, вплоть до диаметрально противоположных. Отсюда непонимание – в лучшем случае. В худшем – конфликт и взаимная неприязнь.

Поэтому в научном и в литературном языке стараются использовать другие принципы словотворчества – такие, которые позволяют проследить логику словообразования, увязать новое понятие с существующими словами, продемонстрировать их взаимосвязь. Такие приемы словообразования систематизируют информацию, задают структуру языка и позволяют структурировать саму мысль, т.е. развивать сознание, совершенствовать мировоззрение.

Идеальный язык, таким образом, тот, который делает процесс словотворчества свободным, интуитивно понятным, и позволяет совершенствовать своё сознание. Поэтому речь играет очень большую роль в развитии человека.

Но нельзя забывать и о том, что в основе речи лежит ассоциация. Это тот важнейший творческий акт, который оживляет слово, наполняет его смыслом, энергией, побуждает к действию. Неправильные ассоциации способны извратить самый прекрасный смысл. Мы своими действиями можем породить стойкие негативные ассоциации и тем самым осквернить родную речь, наполнить её ужасным содержанием. И наоборот, лучшими поступками и примерами, мы способны облагородить Слово, воскресить утраченные смыслы.

Проблема взаимопонимания людей связана не только с национальными языками. Люди могут понимать друг друга без слов, если хотят понять и быть понятыми, если осознают своё видовое единство, т.е. понимают, что человечество едино, что мир един. Разделение на национальности – это не преграда для взаимопонимания.

Образование этносов – это процесс, подобный словотворчеству. Когда вас спрашивают: «Кто ты по национальности?», что при этом подразумевается? Прежде всего, Ваше происхождение, предыстория Вашего возникновения и становления в том виде, какой Вы есть сейчас.

Вы можете очень долго и многословно рассказывать, кто ваш отец, ваша мать, где и как они жили, и кто их родители и т.д. и т.п. Но вся эта длинная история, всё это долгое повествование запаковано одним словом – казах, например. И оно выражает некую главную суть, присущую вашему самосознанию.

И если вы любите свой народ, уважаете своих предков, то вы понимаете, какую огромную ответственность несете перед народом и человечеством за свои слова и своё поведение. И когда Вы это осознаете, то с этого момента вы навеки вписаны в тот генетический код, который является законом жизни – вечным древом жизни. Так же как некое удачное слово, некий удачный смысл навсегда остается в структуре языка.