Какофония

Михаил Гонопольский
*** ГРУБОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ***

Все мы по жизни, если говорить честно, - простые исполнители.
Тот, кто мнит себя дирижером событий и результатов, пусть сделает так: просто пойдет к своей жене и задаст ей самый банальный вопрос: "Кто в доме хозяин?"
Можно быть уверенным, что он, даже не дослушав ее ответ до конца, поймет: самомнение его по поводу своей ведущей роли в своей же жизни, мягко говоря, преувеличено.

Понятно, что "жена" в качестве примера, – это нечестный прием.
Грубое доказательство. Но наглядное.
Во всяком случае, после такой, описанной выше, проверки, утверждение, что все мы по жизни всего лишь исполнители, уже не будет вызывать яростного сопротивления.

И тогда можно будет, уже спокойно, заняться следующим вопросом: так чьи это мелодии мы исполняем? И почему именно?
И когда это нас успели научить, так, что мы и не заметили?

*** ОН НЕ МОЖЕТ ПО-ДРУГОМУ ***

Так вот, композитор, он же - наш, исполнителей, великий учитель и дирижер, -  это всевластный эгоизм.
У царя Соломона ("Сулейман ибн Дауд мир с ними обоими", "повелитель джинов" - помните? вот-вот...) в его "Экклезиасте" наш повелитель так и назван: "царь старый и глупый".

Почему "старый"? потому что предшествует даже рождению самого человека.
Его, человека, еще и в проекте нет, а "царь" уже сводит его папу с мамой в укромном месте, дабы потом он появился на свет.

Почему же "глупый"? Вопрос резонный.
Он же, эгоизм, нас развивает, толкает вперед по путям прогресса, всю цивилизацию. Чем больше эгоизма у человека, тем у него больше сил. В освоении наук, например, и в других стремлениях.
Будь мы лишены эгоизма - противно подумать, каким бы невнятным сборищем ни на что не годных существ мы остались.

Это с одной стороны.
С другой - мы в то же время понимаем, что эгоистический путь развития, когда любой закон для нас как дышло, - вплоть до законов природы, - нас уже довел до ручки.
То есть, носитель эгоизма, - человек, - прет вперед, поправ законы, гибнет, - и на этом кончается его эгоизм.

Так поэтому наш владыка и называется глупым? Что-то не складывается...
И действительно, - ведь, например, того скорпиона из известной притчи, который ужалил своим смертельным жалом перевозившую его на другой берег черепаху,  - прямо посреди реки, - назвать просто "глупым" было бы большим упрощением.

Да и сам он, в ответ на предсмертный вопрос: "Зачем ты это сделал? Мы же оба сейчас погибнем?" признался: "Я понимаю, но я – скорпион. Я не могу не убивать".
Ответ исчерпывающий: я – всего лишь исполнитель чужой воли. Воли своей, скорпионьей природы.

Так и с нашим "царем, композитором, владыкой": он губит своего носителя, человека, он губит всю нашу цивилизацию, а значит, и себя, но - он не может по-другому.

*** ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ САМООПРАВДАНИЯ ***

Поэтому мы такие.
Поэтому мы хотим всегда как можно больше, а лучше - все и сразу.
И пусть даже с вредом и опасностью для себя и других - так еще лучше.
Это же даст нам повод тут же, на ходу, создать прекрасные, талантливые баллады, философские системы, романы и блокбастеры. Которые нашего "царя" и наши зверства и глупости очень художественно оправдают.

Более того, - они, эти оправдания, в совокупности, и создадут то, что мы считаем "культурой", "культурным фондом человечества".
В то время, как все ценности, в этом фонде содержащиеся, есть ни что иное, как жалкие ухищрения, дабы скрыть наше бессилие перед нашим же "царем".

А пока мы, простые исполнители, играем его мелодии.
Трепетно следя за мельканием дирижерской палочки биржевых сводок.
И губим какофонией своей "игры в развитие”, как тот скорпион, свою планету. Которая везет нас на другой берег, - в наше будущее.

Но и это наше поведение вряд ли можно назвать глупостью.
Мы ведь всего лишь простые исполнители.
Исполнители чужой воли.