Глава 47

Василий Котов
Начало: http://www.proza.ru/2019/03/29/1738

Очередной день в театре начался со скандала. Скандал этот устроила, разумеется, Алла Захаровна. Азарова явилась к середине утренней репетиции - в медицинской маске и шерстяных рейтузах, но марлевый "намордник" не помешал ей гавкать.

- Поболеть нельзя! Тут же все рушится! Это вот такие коленца ты выкидывала на "полковничьей"? И Орлов это видел? - начала она с Зины.

- Алла Захаровна, ему понравилось.

- Понравилось? Орлову?! Да будет врать-то! Да он бы тебя за эту раскоряку со сцены выкинул! Что я, Ваню не знаю... У него отличный вкус. И вот это вот... - Азарова спародировала "раскоряку", которую по ее мнению изображала Зинаида, - вот это вот безобразие должно было у него вызвать сердечный приступ! Мы с Ваней работали в БДТ, меня туда приглашали специально на его пьесу... так вот, ни за что не поверю, чтобы он вот такое вот скушал и не подавился! Как будто тебе по малой нужде не терпится... И как он в тебя ничем не запустил? Удивляюсь! Нет, Ваня в жизни-то приличный мальчик, ничего не скажу, вежливый. Скромный даже на удивление. Но если ему что на сцене не понравится - туши свет! Тот еще волчара!

Азаровой что-то шепнули на ухо. Она на секунду замолкла. Потом уперлась удивленным взглядом в Ирину, будто впервые ее увидела.

- Ах... вот оно что! Неужто ты окрутила этого убежденного холостяка? Впрочем... почему нет. Статями вышла. Глазки невинные. М-мда... Ну, что ж, значит, судьба у него такая. Жаль, жаль...

- Почему жаль-то? - Растерялась Вертинская.

- Да потому что, детка, такие как ты губят талантливых творческих людей! Думаешь, я не видела, как это бывает? Он начнет прыгать вокруг тебя, как собачка, удовлетворять твои капризы. А ты будешь ему плешь проедать! Знаешь, как на самом деле выглядит творческий кризис? Он выглядит примерно так: желтые кудряшки, ноги от ушей, кукольная морда!

- Да почему Вы на меня постоянно кидаетесь?! - не выдержала Ирина. - Почему Вы меня все время оскорбляете? Что я Вам сделала? И с чего Вы взяли, что я буду убивать в Иване творчество или требовать каких-то своих капризов? Пока что мы все тут в основном от Ваших капризов страдаем! Вы пришли к середине репетиции и испортили всем настроение! Если выздоровели, так пришли бы и спокойно работали. Зачем обязательно всем мозг-то выносить?!

Ирина встала напротив Азаровой, невольно отзеркалив позу примы - руки в боки, подбородок вперед, одна нога чуть отставлена, как для толчка. Труппа, затаив дыхание наблюдала за поединком.

- Это я-то мозг выношу?! - взревела Азарова. - Да если бы не я, тут бы ни одна репетиция нормально не прошла... Пока нет режиссера - точно.

- Если бы не Вы, мы бы сейчас спокойно отработали, а теперь все будут психовать, и на вечернем спектакле опять будут накладки! Из-за этого, а не из-за того, что кто-то роль забыл или свой выход перепутал... потому и путают, что все на нервах. И это Вы всем их треплете!

Азарова вдруг резко успокоилась, сменив тон с агрессивного на заинтересованный и даже с оттенком восхищения.

- Девочка, да ты никак меня хорошим манерам учить вздумала? Ты считаешь, Алла Азарова - главный враг театра?

- Я этого не сказала... но так, как Вы иногда относитесь к людям...

- А как я отношусь? Я строго отношусь! Я хочу, чтобы люди делали максимум того, на что они способны!

- Но мы и так делаем максимум! - обиделась Снежана.

- Цыц! Не с тобой разговаривают, - заткнула ее Азарова. - Так вот, Ирочка. Девочка моя ненаглядная. Светоч русского искусства и вселенской справедливости. Я тебе так скажу. То, что Иван потерпел вчера вот это безобразие я только одним обстоятельством могу объяснить: он в тебя, дурочку, втюрился. А мужики, когда влюбляются, тупеют на глазах. Поэтому он кроме тебя на сцене сейчас вообще ничего не видит. Да вообще ничего, кроме тебя не видит. Но через несколько дней у него это наваждение пройдет, а будет уже поздно - премьера с треском провалится!

Затем Алла Захаровна медленно опустила руки, так же медленно сжала кулаки и выпрямила спину.

- Но я этого не допущу! Ясно вам? Пока Ваньке раздувшиеся яйца кровь от мозгов оттягивают, кто-то должен позаботиться о пьесе! И я не позволю никому филонить, хоть помирать буду, но пока не прошла премьера, вы от меня не избавитесь! И на генеральной я с Орловым обязательно поговорю... раньше он меня все-таки слушал иногда. Да если вместо меня выпустят эту косолапую тумбочку, пьесу вообще не имеет смысла ставить!

Она вышла, но не успели все облегченно вздохнуть, как прима влетела обратно. Лицо ее было пунцовым от гнева.

- Кто сказал, что в моих услугах тут больше не нуждаются?! Мою роль, значит, решили Зинке отдать? Я это так не оставлю... Я уверена, что Бэллочка не в курсе, не может быть, чтобы она так поглупела, что игра этой жалкой посредственности может ее устроить! Тот, кто плетет против меня интриги - очень пожалеет об этом! Кто-нибудь... вызовите мне такси! Я так разволновалась, мне совсем плохо... Вова, мне надо домой.

- Да, сейчас, Алла Захаровна, - Володя услужливо подскочил с телефоном наготове, успев подмигнуть актерам: мол, сейчас отправим эту мегеру, и можно будет спокойно продолжать работать. - Вот, Алла Захаровна, сейчас подойдет машина. Синяя "Вольво". Номер...

- Да буду я себе голову номерами забивать! Пойдем, проводишь меня... Вот ведь дурь какая... раньше такси сразу было видно - белое и шашечки на боку. А теперь - вульвы какие-то... да еще синие...


* * *

- Что, опять бушует? - в кулисах появилась Бэлла. - Эх, такая актриса и такая стерва. Нет в мире совершенства!

Народ расслабился, побледневшая Зина утерла слезы и пошла подправлять грим.

- Раз она прооралась, значит, скоро успокоится и придет работать.

- Да она того... по ходу умотала совсем. - сообщил Стас.

- Как это - совсем?

- Да вот так, попросила Вовку вызвать такси и уехала домой.

- А, ну, значит, просто не выздоровела еще, - ничуть не смутилась Бэлла. - И чего было приезжать, если еще болеет? Чисто поскандалить? - пожала плечами Бэлла.

Возле задника материализовался Миша Цыплевич.

- Так скандал, Бэллочка, для нее - лучшее лекарство! Ты разве не знала? Сейчас еще на таксиста наорет, потом с дворником подерется, а завтра - бодра и весела - явится к девяти утра и будет работать. Продолжаем без Зины?

- Да, пусть отдохнет... на премьере все равно Азарова. Ты прав, думаю, завтра она уже встанет в строй.

Валера, до сих пор с болезненной гримасой сжимающий ладонями виски, посветлел лицом, когда Алла Захаровна убралась восвояси.

- Хорошо, что она ушла, - констатировал композитор. - Эта женщина все портит. Зина лучше.

Анечка, сидящая рядом с ним на высоком табурете (врач велел пока не нагружать больную ногу), удивленно покосилась на Чедринского.

- Почему? Чем Зина лучше?

- Разве ты сама не слышишь? - настала очередь Валеры удивляться.

Аня подумала и кивнула.

- Да, я, кажется, поняла. Алла Захаровна занимает на сцене слишком много места. Она не умеет отойти назад, когда нужно. Не остается места для музыки.

Если бы в этот момент кто-то на них смотрел, он бы очень удивился: Валера улыбнулся самой настоящей улыбкой! Улыбкой победителя.

"А я не ошибся, из этой девушки все-таки будет толк", - подумал звукач.

- Валера, почему ты ей об этом не скажешь?

- Я говорил. Она меня не слышит. Но теперь ее больше нет, теперь все будет хорошо.

* * *

Помня о предупреждении Ивана, Вертинская еще раз уточнила у Бэллы, когда именно понадобятся деньги на счетах. Узнав, что окончательное подписание договора (алкаша наконец уломали) назначено на следующий день после генеральной репетиции, она решила больше не тянуть и в тот же вечер перевести деньги.

Пользуясь инструкцией Кати и Ивана, внимательно, по одной, впечатывая буквы и цифры в банковскую форму, она совершила все три операции. Когда в третий раз на экране высветилась надпись "Платеж завершен", Ирина наконец расслабилась. Ну вот, она сделала все от нее зависящее, чтобы у театра было новое помещение. Теперь премьера, потом - свадьба... а потом можно будет заняться реконстркуцией! То есть, заниматься этим будет уже, конечно, не она. Но Ира видела проект, и ей не терпелось увидеть, как все будет происходить. Как две полуразрушенные коммуналки будут превращаться в новый зал, фойе, новые гримуборные и репетиционный зал. Какое Саша придумал оформление фойе! Такая красота! Это сейчас в узком коридорчике ничего не помещается, кроме очереди из зрителей, ожидающих когда их запустят в зал. А когда к фойе присоединят старую костюмерную, здесь будут стоять мягкие банкетки, ящик с программками (программки решили сделать бесплатными, потому что не все успевают их купить перед спектаклем), а в просторной нише, которая образуется при объединении помещений, решено было устроить декорацию с уменьшенным макетом зрительного зала. Здесь же, у стены, будет фотозона для новой услуги, уже получившей распространение в некоторых небольших театрах - за дополнительную плату зрители смогут после спектакля сфотографироваться с любимыми актерами. Оформление фотозоны предполагалось периодически менять. Первый проект представлял собой большой постер с изображением бурного моря, на фоне которого возвышалась деревянная мачта с обрывками парусов, бутафорский штурвал и рында. А на рее планировалось закрепить настоящее чучело не то взлетающей, не то садящейся чайки с растопыренными крыльями и блестящими глазами из полированной пластмассы. Чучело это в прошлом году привезла из Крыма Екатерина Селюцкая - специально для театра. А части мачты Ира уже видела в мастерской у дяди Саши.

"С ума сойти! Скоро люди будут платить деньги за то, чтобы на фоне этого моря и этой чайки сфотографироваться рядом со мной!"

Наверное, Иван будет иногда уезжать... если его спектакли будут ставить в других городах. Ничего, Ирина будет его ждать. Скучать ей будет некогда. Все-таки хорошо, что он - не актер. Два актера в семье - это ужасно. Особенно если у обоих гастроли и в разное время. И в разные места. Так и не встретишься! Но профессия писателя хороша тем, что ею можно заниматься в любой точке земного шара. Был бы компьютер и собственная голова! Интересно, Иван пишет только дома, за столом, или предпочитает летом творить где-нибудь на природе, лежа с ноутбуком на берегу залива? А зимой - в уютном пустом кафе, куда посетители заходят только по вечерам? Или он лежа в ванне записывает в блокнот приходящие в голову мысли? Все это ей еще предстоит узнать. Ирине было приятно от этой мысли. Перед нею будет раскрываться целый мир, который представляет собой другая личность. Ей будет интересно постепенно проникать в этот мир - бережно и осмотрительно, стараясь не оставлять грязных следов. Может быть Иван даже когда-нибудь посвятит ее в свои творческие замыслы... говорят, писатели не любят делиться своими неосуществленными планами. Но это - с журналистами и читателями. С женой-то, наверное, можно! И она будет первой, кому он будет читать свои новые произведения? Еще неизвестные никому? Новые пьесы, только что родившиеся, с еще бестелесными персонажами? А она заметит между делом: "Мне кажется, этот герой похож на Стаса" или "Почему-то в этой роли мне видится Танечка". Аж дух захватывает!


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/04/15/398