Люблю кофе

Татьяна Тес
Ароматный, темный, тягучий. Его разливали в маленькие чашечки .

Кофейный сервиз всегда стоял в горке, так назывался сервант, и его доставали только по случаю.

А случаем этим было -кофе.

Уже в детстве, я поняла, что это напиток для взрослых, интеллигентных людей, возможно литераторов или музыкантов, и то, какая церемония проводилась во время его распития в бабушкином доме, говорило мне о том, что, наверно, все мои родственники, - великие люди, вышедшие из книг и нот, или сошедшие с живописных полотен.

- По кофею! - торжественно призывала бабуля и улыбалась, ее впалые щечки растягивались, и искорка вальяжности и лёгкости появлялась на лице. 

- Отнюдь, отнюдь, дорогая, - подкручивая усы и похихикивая, говорил дедушка. Он , кряхтя, вставал из-за письменного стола и присаживался за круглый, обеденный, покрытый бордовой бархатной скатертью.

Рядышком с ним усаживалась и я, их любимая, первая внучка в семье, маленький «пухлик», всеми обожаемая и шустрая девчушка, с бледно розовыми волосами. Загадка природы, но факт. Так как локон моих волос, именно такого цвета, до сих пор мама хранит, редко кому, доверяя эту божественную тайну. Никто не верит, потому что сейчас у меня черные волосы и намека нет на прежний волшебный цвет.

Итак, вернемся в то время, когда мы с дедушкой, в ожидании кофе, присаживались за круглый стол, с бархатной скатертью .

Какое блаженство было крутить пальчиком по ее ворсинкам и скатывать маленькие луночки, потом нажимать на них и распрямлять ткань. В этом была таинственность и наслаждение, похожее на соприкосновение с великим прошлым.

- За этой скатертью еще твоя прапрабка сидела, вот видишь, маленькая дырочка, это огарок свечи упал, а вот здесь протерлась, потому что кто-то все время елозит по ней пальчиками, - говорила моя бабуля и ласково убирала мою ладошку со скатерти.

В минуты переживаний или трудные семейные моменты, вся родня собирались за этим круглым столом, и я замечала, что пальчики бабушки, как и мои, скатывали ворсинки скатерти. Так что мне было понятно, откуда у меня такая смешная привычка.

Вернемся к кофе…..

Бабушка его варила в чайнике, высоком, с длинным носом. Турку в доме я не видела, да и чайников потом таких не встреча ни у кого.  Ароматный напиток, уже из перемолотого кофе, волшебным туманом расползался по квартире.

Вскоре бабуля торжественно вносила кофейник в залу и останавливалась. Осматривала стол, проверяя, все ли мы там правильно приготовили. А именно: поставили сервизные чашечки, сахарницу, маленькие ложечки и шоколад.

В том, что стояло на столе, была определенная необычность. Прежде всего, сервиз: он был деревянным, как говорил дедушка, китайский, с нарисованными драконами на чашках, внутри чашечки горели золотом.

В набор входила сахарница, таких же миниатюрных размеров, молочница и кофейник. Однако его ставили для красоты, так как для кофе не использовали, на него было приятно смотреть и рассматривать картину . Там изображены были разноцветные горы и извивающийся дракон, с открытой пастью. Что за зверь такой, мне тогда было не понятно, но он мне очень нравился.
Сервиз размещался на подносе, но его всегда оставляли в горке (серванте) и на стол не выставляли.

Был в этом кофейном наборе один изъян. Он очень вкусно пах и мне его хотелось погрызть и надкусить…. Его гладкая, лаковая фактура, миниатюрность, очень привлекало мое детское  воображение. Я считала, его игрушкой. При чем, своей игрушкой. В один из дней, проигнорировав все запреты, я се-таки вытащила его из горки и наигралась вдоволь.

Присматривающая за мной прабабушка, которой уже шел 98 год,  не смогла отказать дитяти в таком удовольствии – поиграть с кружечками-драконами. Возможно приспнула , а может в силу уставшего возраста, не считала эту кухонную утварь столь ценной.

Итогом моей игры стали: треснувшая кружечка и надкусанная ложечка.

Меня, конечно, пожурили, но впоследствии, эти помеченные игрой части сервиза стали заведомо моими. Кофе мне не наливали, конечно, но я всегда принимала участие в  кофейных вечеринках. Пила молоко из своей кружечки и размешивала сахарок, своей надкусанной ложечкой.

А мне хотелось кофе! Я мечтала поскорее повзрослеть и стать полноценным кофеманом.

Надо особо сказать о шоколаде.

Он появлялся на столе  в виде пирамидки. Эта был пористый продукт, основа для кулинарных изделий, и моя тетка приносила его с фабрики, где работала.

Сейчас понимаю, что вряд ли ей выдавали такой паек,  скорее всего, она умудрялась вынести сладость, чтобы порадовать семью.

Шоколадную пирамидку разбивали специальным не острым ножичком, и кусочки выкладывали каждому на блюдечко.

Кто лакомился шоколадом вприкуску с ложечки, кто-то, я например, брала его руками и грузла, как яблоко. Он был горьким, крепким и волшебно пахучим.

Бабушка же клала шоколад в кофе и приговаривала:

- Как в лучших домах ЛондонА и Парижа!

При этом делала ударение на конечный слог в слове Лондон.

Все начинали заразительно смеяться. 

Кофей располагал к разговорам и музыке. Дедушка садился за фортепьяно, играм и пел " Я цыганский барон....". Потом исполнял другие романсы и музыкальные произведения.

Он мог даже запустить магнитолу с тяжелыми виниловыми пластинками, и тогда начинался самый настоящий литературно-музыкальный вечер.

Я постепенно тоже стала участвовать в этих бархатных кофейных вечеринках. Танцевала цыганочку с выходом, у меня был маленький бубен , а вместо юбки мне повязывали большой бабушкин платок с кистями.

Мама пела, дедушка музицировал.  Бабушка почему-то периодически всхлипывала и маленькими глоточками пила кофе с шоколадом.

Вскоре и я освоила игру на пианино. В четыре года впервые села за инструмент, а в шесть уже  играла "Полонез Огинского" и традиционно, - Бетховена "К Элизе". Пусть не так уж и профессионально, но по своему,   с поправкой на возраст, старательно и вдохновенно.

Училась играть, не зная нот, с рук, повторяя движения за педагогом, прекрасной седой немкой, которая осталась после войны в России, так как ее взял в жены русский офицер и у них родилась девочка.

Вот она и научила меня играть, однако, я до сих пор лучше играю на слух, чем по нотам.

Кофе питие иногда устраивали днем, впрочем, в выходной день бабушка подавала и утренний кофе.

Так что я люблю кофе не только потому, что он бодрит, он модный и он атрибут всех деловых переговоров, он пусть маленькая, но частичка моей счастливой детской жизни. Это аромат семьи, благополучия , и защищенности под фортепьянную бетховенскую пьесу -ронда ( в переводе с итальянского обозначает круг).

Круг за кругом в моей жизни, как мелодия «К Элизе», повторяется та, кофейная церемония , повторяются эпизоды , с каждым годом приобретая все новые оттенки, однако главная тема остается:  большой круглый стол, мои бабушка дедушка, мама; бархатная скатерть, шоколад , кружки с драконом, и фортепьяно...

Так пахнет счастье, когда все вместе…..