Рыцарь танца

Инна Гудошникова
   
ПАМЯТИ ДРУГА КУРАМЫСА ГАББАСОВА

Имя Габбасова  Курамыса  Бергалиевича, заслуженного работника  культуры Республики Казахстан, первого руководителя народного ансамбля «Ак Жайык», хорошо известно жителям Приуралья. С ним связано возрождение и развитие в области казахской танцевальной культуры с ее стихией 
уникальной пластики, создание и становление многих хореографических коллективов - «Уралочка», «Ак Жайык», «Бипыл», «Юность» и др.
Он пользовался бесспорным авторитетом среди специалистов. Его ценили за редкий талант организатора, умеющего объединять вокруг себя людей одаренных и творческих. Друзьям открывались разные грани его духовной сущность – верность и честь, доброта и принципиальность.
 В свои пятьдесят с небольшим, он удивлял эмоциональной юношеской легкостью; ему было чуждо состояние покоя, размеренной, скучной жизни – вокруг него все должно было бурлить, взрываться. Он и сам всегда куда-то спешил: на репетиции, на встречу, на съемки…Нас с Курамысом Бергалиевичем связывала совместная работа. Мне дорога память о нем как о человеке романтичном, бескорыстном и целеустремленном. Поэт и драматург В.Ирхин в знак уважения и человеческой симпатии к моему другу назвал именем Курамыса одного из героев своей пьесы «Своя же земля, братцы!»
Жизнь в детстве преподала ему жестокие уроки, лишив домашнего тепла и ласки: в годовалом возрасте он потерял мать – Сакужамал, а в пять лет – отца - Бергалиева Габбаса, без вести пропавшего в 1942 году на войне. Сироту приютил детский дом с.Мергенево, но не затерялся в огромном мире мальчишка, тоненькая тростинка, еле держащаяся за землю на ветру судьбы.
Зоркая душа разглядела в нем художественную натуру, не дав ей погибнуть.
Остались позади годы учебы в Алма-атинском хореографическом училище(1952 – 1958). Курамыс с сокурсником Булатом Аюхановым мечтал о   
сцене Академического театра оперы и балета имени Абая. Но действительность оказалась далека от радужных грез, - была проще, и сложнее. И он без сожаления покинул театр: второстепенные роли и участие в массовках не устраивали честолюбивого танцора - хотелось быть первым.
Настали годы поисков и метаний. Смена мест жительства и работы – Восточно-Казахстанская областная филармония, городской Дом культуры Семипалатинска – ничто не приносило творческого удовлетворения.
Надеясь, что на земле предков, жизнь наполнится особым смыслом и новым содержанием, в 1966 году Курамыс переезжает в Уральск. Многие думали, что это – ненадолго, что кочевая стезя вновь позовет его за собой. Оказалось, что вернулся к своим истокам – и навсегда.
В том же году он стал  балетмейстером стремительно набиравшего высоту коллектива «Уралочка» при ДК Мелькрупокомбината и начал подготовку к гастролям в столице Республики. Знаток самодеятельного искусства, директор ДК Ермолаев И.Н. помог воплощению творческих замыслов Курамыса Бергалиевича. Для постановки сюиты был приглашен балетмейстер из Ленинграда - заслуженный деятель искусств М.И.Остроумов.
Заслуженный ветеран Даржан Тлешевич  Имангалиев (в то время – ответственный работник Облсовпрофа) вспоминает:
«В Питере сбылась мечта Курамыса - он впервые увидел театр, где когда-то   блистали В.Нижинский и А.Павлова. Его восторг вызвал цех, еще хранивший шедевры сценической одежды. Там  мы заказали костюмы для «Уралочки». В Алма-Ате на выступление коллектива пришли тысячи зрителей и все уральцы, жившие в столице; в программу «Гулял по Уралу Чапаев - герой» (о В.И.Чапаеве и Бисене Джаникешеве) были включены конные номера и мастера Госцирка показали джигитовку. Успех был неслыханный. Вскоре ансамбль получил звание народного».
Вернувшись на родину, Курамыс обрел личное счастье - верную жену- милую певунью Айслу, подарившую ему сына Оралбека (окончив спортфак, он стал педагогом) и дочь Карлыгаш - она пошла по стопам отца.
С 1966 по 1969 годы  К.Габбасов работает в Областном Доме народного творчества, затем – до 1974 года – в Доме художественной самодеятельности профсоюзов. Перед ним открылось обширное поле деятельности. Дух экспериментаторства привел К.Б. Габбасова на факультет общественных профессий Уральского пединститута им.А.С.Пушкина.
«Его проект создания студенческого ансамбля «Ак Жайык» с программой в современном стиле казался многим несбыточным, а сам он производил на  людей, его не знавших, впечатление фантазера, - вспоминает директор театра им. А.Н.Островского Юрий Александрович Зеленцов (в прошлом – декан факультета общественных профессий УПИ, музыкальный руководитель студенческого оркестра). – Ведь в 1974 г. Курамыс предлагал ректорату совершенно нереальные вещи: за три месяца создать новый ансамбль, сшить в Москве костюмы и приобрести усилительную аппаратуру, выступить в Алма-Ате, записаться на телевидении, гастроли…Человек космической энергии, К.Габбасов был надежным человеком. Обещанное им, - сбылось».
 Работая до изнеможения, он требовал того же от участников ансамбля. В программе коллектива исполнялись его авторские эстрадно- хореографические композиции «Балбрауын», «Кудаша», «Бипыл», «Той бастар», звучали казахские, русские, украинские, киргизские народные песни, кюи Курмангазы, Дины, Н.Тлендиева, песни Мухита, Е.Хасангалиева, А.Бейсеуова и др. 
Но Курамыс Бергалиевич уже вынашивал мечту о новом ансамбле.
Его задумка совпала с грандиозным проектом первых руководителей области и управления культуры, которые решили организовать коллектив, способный синтезировать различные многожанровые музыкально - исполнительские национальные традиции края, став его своеобразной визитной карточкой.
По заданию обкома партии был принят пакет документов, выделены средства, назначен оргкомитет во главе с зампредом облисполкома Магруфой Хайрушевной Батыковой. Начальник облуправления культуры Жайсан Акбай, решая организационно- художественные проблемы ансамбля «Ак Жайык», назначил К. Габбасова его художественным руководителем и пригласил постановочную группу лучших специалистов Алма-Аты: режиссера Владимира Фомича Жданова (гл. режиссер театра оперы и балета им.Абая), аранжировщика Владимира Назаренко (гл. дирижер Госцирка), балетмейстера Дэйлю Бакиевну Киякову, художника по костюмам и изготовителя одежды сцены В.С.Семизорова. В создании коллектива участвовали работники ОНМЦ  Надежда Шукургалиевна Курманалиева, Раиса Габбасовна Шинтемирова и др.
Отборочный конкурс среди молодежи области выявил 60 молодых талантов, составивших костяк танцевальной и вокальной групп, эстрадного и народного оркестров будущего ансамбля.
Начались нескончаемые репетиции. В этом большую творческую помощь оказали педагоги Уральского музучилища С.Г.Кариева, В.Т.Савельева, Н.С.Хамитова, музыканты Н.Дуюсенов, Р.Ширванов, С.Досмагамбетов, Е.Казиев, С.Избасарова, А.Кусмагамбетова, В.Котельников, С. Раимкулов и др.
Курамыс Бергалиевич взял на себя не только черновую репетиционную ра¬боту с танцовщицами, он постоянно решал проблемы участников: определял их на учебу, трудоустраивал, помогал со стипендией, жильем, питанием и сдачей «неудов», помощницей ему стала Роза Булатовна Давлетова.
Ансамбль создавался всем миром. Заказы облуправления культуры исполняли местные предприятия, службы быта и торговли: изготавливались традиционные национальные костюмы, реквизит, приобретались электромузыкальные  и национальные инструменты, световая и усилительная аппаратура высокого класса, велась реконструкция сцены ДК «Зенит».
Сам К.Габбасов решил, казалось, невыполнимую задачу: благодаря его дружеским связям, были сшиты по особой технологии национальные головные уборы и 160 костюмов для танцевальной группы ансамбля «Ак Жайык» на единственном в бывшем Союзе специализированном для этих целей предприятии в Москве и надолго стали эталоном для самодеятельности нашего края.
Наступил звездный час К.Габбасова. На презентации ансамбля «Ак Жайык» присутствовала Министр культуры республики Л. Садыкова, был приглашен актив области, 
Увиденное поражало воображение - все было ново и необычно: единое режиссерское решение, сквозной сюжет, смелые мизансцены, выверенное по секундомеру действие, радужная палитра сверкающих костюмов, ни на минуту не прекращающаяся канва живого музыкального сопровождения, все жанры самодеятельного искусства представлены талантливыми танцорами, вокалистами, чтецами, четкая слаженная закулисная работа с массой декораций, одеждой сцены, со световой и звуковой партитурой…
  Но праздники прошли, ансамблю предстояло самое сложное – сохранить изначально взятую высокую планку мастерства и сценической культуры. Жестко, кропотливо шлифуя и совершенствуя программу, Курамыс Бергалиевич на долгие годы сохранил золотой фонд репертуара – оригинальные вокально-хореографические композиции: «Журавли», «Сарбазы», «Тюльпаны», «Пшеница», «Кос-Алка», «Шашу», «Он алты кыз» и другие. 
Ансамбль «Ак Жайык» в 1977 году был удостоен звания «Народный», став явлением культурной среды и творческой лабораторией для самодеятельности области. При поддержке управления культуры и помощи специалистов Областного центра народного творчества, К.Габбасов на каждый этап жизни коллектива избирал верные ориентиры. В ансамбль приходили яркие исполнители, менялся репертуар и форма музыкального сопровождения, приглашались новые постановщики. И то, что в основной репертуар органично вплелись прекрасные танцы «Ата толгауы», «Матрешки», « Бозинген» (приглашенный постановщик М.Ж.Тлеубаев – гл. балетмейстер театра им.Абая), «Кисе сылдары», «Танец с торсыком» (балетмейстер - постановщик К.А.Балгабатов), - заслуга К.Б.Габбасова. Радуясь успехам своего детища, он никогда не испытывал уколов мелкого самолюбия и личных амбиций ради святого дела – Его Величества Танца.
Участвуя в республиканских культурных акциях, народный ансамбль «Ак Жайык», представлял искусство Казахстана в Норвегии (1977), на фольклорных праздниках в Астрахани и Волгограде; дважды стал Лауреатом смотров и конкурсов театрализованных праздников и представлений на ВДНХ в Алма-Ате и Москве, заняв призовые места за программы «Оралым» и «Той чабанов» (1980, 1982), поставленные талантливым режиссером Айман Куатовой, - она смело ввела в сценическую ткань образы народных героев, обряды и обычаи, что принесло успех.
По путевкам молодежных организаций коллектив принимал участие в церемонии открытия Х11 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985); выступал перед нефтяниками Тюмени и Узеня, зрителями Румынии и Болгарии. Он - непременный участник областных и городских праздников, посвященных Дню Республики, Дню Победы,  Дню города,  Наурызу, юбилеям Абая, Мухита, Срыма Датова, Исатая, Махамбета и др.
Их украшением стали постановки танцев К.Габбасова – «Балбрауын», «Ерке сылкым», «Едил мен Жайк», «Кыз куу», «Байга», «Кара жорга», «Маки», «Кудаша», в основу авторского почерка которых легли богатые национальные фольклорные традиции края, игровые элементы.
Запомнились выступления ансамбля и сельским труженикам области. Шефствуя над самодеятельными коллективами Урдинского, Джангалинского, Тайпакского и др. районов, Курамыс Бергалиевич поставил танцы, позволившие им ярко представить свои программы на фестивалях и праздниках.
К.Габбасов был удостоен медалей «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», награжден золотыми, серебряными медалями и знаками ВДНХ, оргкомитетов фестивалей. Присвоение ему 28 декабря 1987 года почетного звания «Заслуженный работник культуры» стало высшим признанием его заслуг и новым стимулом творческого подъема. Его танцы «Оян», «Жастар бии», «Оралым» получили высокую оценку республиканского жюри.
Дух подлинного служения искусству царил в ансамбле «Ак Жайык». Это помогло некоторым его участникам полно раскрыть творческую индивидуальность и связать свою судьбу с профессиональной сценой. Это - солисты областной филармонии им. Г. Курмангалиева – заслуженный артист РК К.Ку-
жаков, композитор и певец, кавалер ордена «Курмет» Д.Кажимов, заслуженные работники Е.Казиев, С.Таудаева. Удостоена звания заслуженный работник культуры Татарстана Э.Амирова. Многие же стали прекрасными администраторами, предпринимателями, педагогами, работниками культуры. Среди них - С.Раимкулов, М.Отарбаев, Н.Дуюсенов, А.Космагамбетова, В.Алипова, Р.Зеинова, Г.Мухамбетов, Ш.Айекешева, Г.Атаниязова, Н.Мама ев, Лиза и Даня Мамежановы, С.Шандыбаева, С.Досмагамбетов, Д.Калыкова, А.Мукашева, А.Дарменова, А.Кайдашева. Продолжив эстафету учителя, Р.Кужекешева, одна из первых танцовщиц ансамбля, руководит образцовым танцевальным коллективом «Кыз галдактар» при ОЦНТ, ее помощницей стала дочь К.Габбасова – Карлыгаш. К сожалению, всех назвать невозможно
В результате подвижничества К.Габбасова в области возникло множество танцевальных коллективов, появилась потребность в кадрах квалифицированных балетмейстеров. Это стало решающим фактором при открытии отделения хореографии в Уральском культпросветучилище, затем -  в филиале Чимкентского педагогического института культуры им. Аль-Фараби, где до 1991 года Курамыс Бергалиевич заведовал отделениями и был преподавателем.
Человек удивительно щедрой и доброй души, он был мудр и не помнил зла. Обладая юмористическим складом ума, шутил над сложными ситуациями, - так легче было бороться с невзгодами и тяготами, ведь жизнь его не была безоблачной. Он был неприхотлив, терпеливо ожидая решения своих личных проблем, но был необычайно тверд и требователен, не прощал равнодушия, когда дело касалось нерешенных проблем его любимого детища – ансамбля «Ак Жайык».
 В 1991 году, будучи неизлечимо больным, он организовал его сельские гастроли, был полон новых замыслов, которыми делился с нами за несколько дней до смерти, пригласив за дастархан самых близких людей. Это было прощание мужественного человека. Среди многих утрат в последние годы – смерть Курамыса Бергалиевича – большая боль.
Народный коллектив «Ак Жайык» продолжал жить полнокровно и творчески благодаря поддержке Управления культуры области  и руководства ОЦНТ – М.Умаргалиева, Г.Кадешевой, балетмейстеров С.Имашевой, К. Айткалиевой, А Давлетовой и других специалистов. Он и сейчас по- прежнему является украшением всех мероприятий, достойно представляет искусство Казахстана за его пределами, в соседних областях и перед казахской диаспорой. В память о К.Габбасове участники ансамбля проводят творческие отчеты. Их мастерство – это лучший подарок памяти замечательному учителю.
Курамысу Габбасову через два года могло исполниться 75 лет. Но на   доме, где он жил, нет мемориальной доски, нет в г.Уральске улицы, носящей его имя. Рыцарь танца, создавший прославленные коллективы, возродивший национальную танцевальную культуру края, обучив этому сложному мастерству сотни учеников, достоин того, чтобы о нем помнили всегда.

Заслуженный работник культуры РК  И.Гудошникова.


28 февраля 2010.