Алексей Андреевич

Светлана Красавцева
   В школе по физкультуре у меня была тройка. Я не могла быстро бегать, далеко прыгать, отжиматься и метать гранату. Это я уже потом, учась в пединституте на факультете физвоспитания, узнала, что, оказывается, у некоторых людей больше "быстрых" мышечных волокон, и из такого человека может получиться хороший спортсмен в беге на короткие дистанции, прыжкам и метаниям. Но из них никогда не воспитать марафонца! А есть люди с преобладанием "медленных" мышечных волокон, и из них никогда не получится спринтер! Так вот, школьные нормативы рассчитаны как раз на первую категорию, а я, отличница по всем предметам и троечница по физкультуре, относилась ко второй! Но тогда я об этом, конечно, не знала! И только после того, как мама сходила к директору, мне "натянули" по нелюбимому предмету четверку! И из-за нее я сдавала в техникум экзамены (отличники поступали вне конкурса!).
   А вот в техникуме мне (да и всем нам!) несказанно повезло! У нас был прекраснейший преподаватель по физкультуре, в которого были влюблены почти все наши девчонки! Звали его Алексей Андреевич. Это был пожилой, но поджарый и статный мужчина с белоснежными седыми волосами, красиво контрастирующими со смуглым лицом. Какой это был специалист! Ему не нужно было нас заставлять, мы сами бежали на физкультуру, как на праздник!
   На первом же занятии Алексей Андреевич объяснил нам, что у каждой женщины бывают дни, когда она может быть освобождена от нагрузок. Нам достаточно при перекличке сказать: "НЗ" (не занимаюсь), и сиди себе спокойно на лавочке. Но если кто-нибудь пытался схитрить, то от ехидного замечания: "У тебя что - НЗ по пять раз в месяц?!!" - хитрунья готова была залезть под лавочку под наш дружный хохот. А мне почему-то стыдно было признаться, что у меня "НЗ", и я занималась всегда. Да и неинтересно мне было сидеть на лавочке, когда другие выполняют упражнения на брусьях или бревне, играют в баскетбол или бегают кросс.
   Кстати, к спортивной форме были очень строгие требования. Гимнастикой в зале зимой мы занимались обязательно в трикотажных гимнастических купальниках. Никакие спортивные брюки не признавались. Пришел не в соответствующей форме, получаешь "н.б.", то есть прогул и сидишь скучаешь. А потом еще отрабатываешь пропущенное занятие! Легкой атлетикой весной и осенью в теплую погоду занимались в спортивных трусах, а в прохладную в костюмах. Обувь тоже требовалась особая: для гимнастики - чешки, для бега или баскетбола - кеды. Это уже позже начали появляться кроссовки.
   Первый же норматив в беге на 800 метров озадачил меня несказанно! Бегали мы вокруг техникума, и я вдруг финишировала второй за Ниной Амелиной и получила пятёрку! И если некоторые девчонки еле добегали эту дистанцию, а то и переходили на ходьбу, то мне бежать было легко, и я даже получила от бега удовольствие! С тех пор по ранее так нелюбимому мной предмету у меня были сплошные пятерки! А с Ниной у нас возникло соревнование, которое со временем я начала все чаще и чаще выигрывать!
   Гимнастика - это совершенно особая тема! Я раньше и понятия не имела, что это такое! А тут у нас были настоящие тренировки на брусьях, на бревне, опорные прыжки через коня, лазанье по канату, вольные упражнения. Помню свой восторг, когда я поняла, КАК лезть по канату, чтобы из него получалось что-то типа лестницы. Впервые я залезла на самый верх, под потолок и смотрела сверху на зал и ликовала: у меня получилось! Да на каждом занятии Алексей Андреевич помогал там пережить вот это состояние пусть маленькой, но ПОБЕДЫ! Вот я делаю ласточку на бревне, а он рядом подстраховывает и обязательно хвалит. Вот на брусьях получился сложный элемент, и я чувствую себя особенно упругой, ловкой, стройной! И как я была благодарна Алексею Андреевичу за эти умения и навыки, когда мне пришлось, будучи матерью двух детей, сдавать вступительные экзамены в пединститут на факультет физвоспитания (одним из экзаменов там была гимнастика). Я получила тогда за экзамен "отлично", хотя прошло 5 лет после уроков физкультуры в техникуме.
   Однажды Алексей Андреевич предложил нам поехать на природу с ночевкой. Ехали по желанию (почему-то желание оказалось не у всех! Я очень этому удивлялась! Я-то любила всякие подобные выезды на природу, тем более, что с родителями мы и на рыбалку ездили, и на море неделю в палатке жили. Но поехать БЕЗ родителей - это же просто мечта!).
   В техникуме оказались палатки, спальные мешки и даже котелок для кулеша!
Поехали мы недалеко на электричке на реку Лопань. Было нас человек пятнадцать. Группа наша была чисто "девчачья", но, как оказалось, что некоторые девчонки уже обзавелись кавалерами, и они поехали вместе с нами. Я же была тогда еще так далека от всякой "любови-моркови", у меня было столько ненужных комплексов, что на ребят я смотрела почти как на инопланетян.
   Палатки мы поставили в прекрасном, живописном месте на берегу реки. И снова Алексей Андреевич преподавал нам уроки, как установить палатку, как правильно разжечь костер, как убирать за собой мусор и не портить красоту природы валяющимися консервными банками. Во мне было столько восторга от нашей поездки!
   Мы играли в волейбол, варили кулеш, собирали хворост. А вечером долго-долго пели под гитару, глядя на необычно яркие звезды и огонь костра, который завораживает и пробуждает какие-то забытые чувства единения с природой. Искры поднимались высоко вверх, к звездам, и какая-то особая энергия пронизывала всех нас, заставляя углубиться в себя, в свою ДУШУ, о которой мы еще тогда не знали, что она есть, потому что нас учили атеизму. Но я почему-то с детства чувствовала внутри себя что-то ОСОБОЕ, чему не было названия, была какая-то вера в НЕЧТО Вселенское, хотя нас учили, что "Бога нет". Да нет, даже слово "Бог" тогда писали с маленькой буквы... Бога не было, а ВЕРА внутри нас была!
   Спали мы в палатках в спальных мешках. От какого-то внутреннего перевозбуждения я долго не могла заснуть. Мне было так хорошо, что жалко было спать в такую прекрасную, необычную ночь!
   Проснулась я от холода, ночи в сентябре уже прохладные. Было начало шестого. А сна как не бывало! Наверное, общение с природой, этот лесной воздух, река дали столько энергии, что я выспалась за четыре часа так, как порой не высыпаешься за восемь!
   Я вылезла из палатки и обомлела! Солнце еще только-только собиралось просыпаться, порозовел краешек неба. Над рекой стоял густой туман, как будто облако ночью прилегло отдохнуть, да так и занежилось до рассвета. Птицы начинали сначала негромко, а потом все активнее перекликаться. Наш лагерь еще спал, и мне казалось, что я здесь одна, наедине с природой, со Вселенной. И это чувство было таким сильным, таким ярким, что я помню его до сих пор!
   Я зачарованно наблюдала за таинством восхода Солнца, и, видимо, в это время проснулись древние языческие корни, когда мои предки поклонялись Солнцу, Духу Реки, Духу Огня, Земле-Матушке. Мне хотелось обнять весь Мир, любовь в сердце была ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ!
   Не знаю, сколько длилось такое состояние транса. Но вскоре стали просыпаться наши девчонки и мальчишки. Они сонные и замерзшие вылезали из палаток, кто-то ахал, любуясь красотой природы, кто-то просто этого не замечал. Началась обычная утренняя кутерьма, собирание хвороста, приготовление завтрака. Я вернулась на землю.

   Не знаю, что там техникуме произошло после нашего окончания. Но когда мы приезжали на встречу выпускников, кто-то рассказал, что у Алексея Андреевича с руководством произошел конфликт, и он ушел на пенсию. Если это так, то очень жаль! Я же всю жизнь благодарна этому человеку, этому замечательному специалисту, этому Учителю за то, что он встретился в моей жизни. И когда я работала преподавателем физвоспитания в университете, я во многом опиралась на пример Алексея Андреевича. И возможно, поэтому, у меня никогда не было конфликтов со студентами, я как и он, относилась к ним, как к СВОИМ детям.