Мильон терзаний на словах

Александр Фефилов 2
              ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Действие шестнадцатое. «МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ» НА СЛОВАХ
(Гончаров и Обломов сидят на лавочке у могилы Обломова)

ГОНЧАРОВ
Есть что-то ненормальное, Илья Ильич, в твоём нежданном воскрешении.

ОБЛОМОВ
Да, есть искусственность, ведь я всего лишь выдумка в твоём воображении.
Художественный вымысел «эпохи себялюбия» - ленивец и мечтатель.
Ты мой создатель. В одном лице - отец и мать! И гробовщик-писатель!
Естественно - когда родителей хоронят дети. А здесь, наоборот. Не дело!
Мне следовало бы похоронить тебя. Точней – твоё бездыханное тело.
Но! Я вознёс твой дух в читательской среде и подарил тебе бессмертие.
В кругах литературных будешь чтим и узнаваем не одно столетие.

ГОНЧАРОВ
Ты Гончарову «памятник воздвиг нерукотворный!». Но обидно!
До Пушкина-то я не дотянулся. Не дописал, не доработал, видно.

ОБЛОМОВ
Всего чуть-чуть! Из-за чего, по чьей вине – ты сам не знаешь?
Ты образом моим всех русских и Россию в целом оскорбляешь.
Апатия, отсутствие высокой цели в жизни и тотальное незнание.
Народ-обломовец – он не хозяин. Считает труд за наказание.
Застой духовный, умственная лень. Жизнь в иллюзорном мире.
Праздность, тунеядство… За что любить меня в твоём мундире?
Но радуйся, тропа литературная к тебе пока ещё не зарастает!
Тебя возносят инородцы. Критика российская тебя не истязает.

ГОНЧАРОВ
Я знаю, что признание в литературе это не народная известность.
Я не лукавил, а писал всегда с натуры. В ней образная честность.
А что касается писателей – их судят часто по чужим суждениям.
Вердикт выносят с кондачка, по мнению. Не по достижениям!

На Грибоедовское «Горе от ума» я как-то написал рецензию…
Ведь я служил когда-то цензором к всеобщему неодобрению.

ОБЛОМОВ
И, вероятно, предъявил ты Грибоедову, как автору, претензию,
что от ума страдают Чацкие на фоне социального грехопадения.

А то, что горе-то - от скудного ума, ты не помыслил?
Быть может, от отсутствия ума? Вопрос лишь  - у кого?
 
ГОНЧАРОВ
Вот, умник! Чацкого сюда, надеюсь, не причислил?
А между вами, сказать к слову, есть какое-то сродство.

ОБЛОМОВ
Скажи, ещё, что мы находимся в духовной, братской дружбе.
Ну, взять хотя бы отношение всё к той же самой службе.
Как я, он на чиновников всех злится.
Он хочет служить делу, а не лицам.

ГОНЧАРОВ
Несходство есть, служить отечеству он рад.
И по духовности тебе он далеко не брат.
Ты с головою погружался в пустотелость бытия.
Аристократ, облекшийся в халат, опухший от спанья.

ОБЛОМОВ
Ты - словомысленник. Ты создал жалкий шарж!
Нет правды жизни. Выдумка одна! Я - не типаж!
Лежал я, не умывшись, годы напролёт в твоём романе.
Читатель спросит, где я нужду справлял. Там, на диване?!

ГОНЧАРОВ
Натурализм и неореализм прозападный – всего лишь бум!
Я делаю упор на яркий образ, не на извращённый ум.
Правда художника и правда жизни не одно и то же!
Простая копия понять нам правду-матку не поможет.

Как просто написать, что солнце наш источник света.
Как правильно и по уму! Здесь – альфа, а тут – бета.
Учёный ничего не создаёт, а открывает правоту,
закон, первооснову, сокрытую в природе наготу.

Художник, наблюдая, созидает. Пропускает через сердце.
Не констатирует, а переводит. В душу открывает дверцы.
Не пишет романист умом. Он мыслит фигурально.
Не загоняет замысел в язык простой, буквальный.

ОБЛОМОВ
Слова – они и есть слова! А что на самом деле?
Не ведает душа, не знает, что творится в теле.
Ты создавал отдельные портреты субъективно.
Потом лепил им показательность декоративно!

ГОНЧАРОВ
Нет! Доводы твои огульны. На поводу идёшь у вредных мнений.
Твой образ выписан, Илья, из русской праздности, хандры и лени.

Спасибо Господу, что крепостничеству в стране пришёл конец!

ОБЛОМОВ
А ты – нововведений незаметный сеятель и скромный жнец?

А как же я, с армадою закоренелых черт русской природы?
Не поспешил ты умертвить меня, увидев слабые ростки свободы?
Все перетолки в обществе о «переломе» и отмене крепостного права
- утеха светская! К отечественной вашей пище - иноземная приправа.

Пройдут столетия. Не канут в вечность рабские традиции и нравы!
Останутся в крови и в голове! Вам не помогут ни мораль и ни уставы.

ГОНЧАРОВ
Когда движению вперёд непроходимый лес мешает.
Его обычно вырубают!

ОБЛОМОВ
Ты думаешь, что лесорубы знают, куда они дороги пролагают?..