Воспоминания о Максуте Константиновиче Умаргалиеве

Инна Гудошникова
 

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Скорбная весть о безвременной кончине Максута Константиновича Умаргалиева  застала меня в Санкт-Петербурге. Я не успевала на похороны, не смогла вместе с  родными, друзьями и коллегами проводить его в последний путь, сказать прощальные слова и  оплакать дорогого и уважаемого человека.
Невольно вспомнилось, что за последние годы культура и искусство области понесли большие утраты.
Не стало известных руководителей отрасли, чьи старания и огромный административный опыт были направлены на развитие  культурного пространства и приумножение духовных ценностей  области.
Ушли из жизни те, кто  олицетворял гордость и славу Приуралья, кто приумножил достижения музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейного, библиотечного, клубного дела и  самодеятельного художественного творчества.
Теперь этот список ВЕЧНОЙ ПАМЯТИ пополнился именем Максута Умаргалиева, чей творческий дар, знания и неоценимый опыт были отданы избранной профессии и всецело посвящены сохранению и процветанию культурных ценностей страны и нашего края.
Вся его деятельность – это пример бескорыстного служения любимому делу, верности избранному пути и призванию. Его по праву считали одним из тех,  на ком держится отрасль культуры.
Его труд  был оценен – М.К.Умаргалиев был удостоен нагрудного знака «Мадениет  кайраткері» (2000 г.) и звания «Казакстаннын енбек сінірген кайраткері» (Заслуженный деятель Казахстана) (2009 г.)
Энергичный, стремительный, подтянутый, всегда в круговороте событий и дел, четко решая множество задач и проблем, казалось, он не знает устали, а его жизненный потенциал безграничен и неисчерпаем. Оказалось, что нет! – он буквально сгорал на работе.  Как под током высокого напряжения, прошла его жизнь.
Никто не был готов к уходу этого человека из жизни. Всё противилось и отторгало реальность,  - ведь нужно было впервые  произнести сакральное слово: БЫЛ.
А это значило признать, что проведена непреодолимая черта между  ЖИЗНЬЮ  и  НЕБЫТИЕМ,  и короткое слово БЫЛ  вмещает лишь одно огромное понятие: Максута Константиновича больше нет с нами.
Нахлынули воспоминания. В памяти проносились картины и моменты совместной деятельности и дружеского общения. Как будто передо мной лежала КНИГА ЖИЗНИ, и я перелистывала ее страницы.
Максут Константинович прошел путь, как мы говорили, от «рядового пахаря культуры» - заведующего автоклубом Джаныбекского  райотдела культуры - до начальника Западно-Казахстанского областного управления культуры. 
Годы его служебного роста выпали на время работы в облфилармонии: сначала в качестве солиста – вокалиста ВИА  «Эн канатында» («На крыльях песни»), затем - заместителя директора.
Вместе с Уали Каримовым, Николаем Гореловым, Бекболатом Машкановым, Нургали Бужумовым, Максатом Мухитденовым, Гульжамал Мамашевой, Тлеком Лукпановым, Амиром Тлеуовым, Нариманом Дуюсеновым, Канаткали Кужаковым, Зифилем Ситдиковым,   Балпеисовым и др. он стал одним из первопроходцев, заложивших основы филармонической деятельности в нашей области   
 Вокальные выступления Максута Константиновича на торжественных мероприятиях и тематических концертах отличались необычайно выразительным тембром, красотой и силой звучания. В его голосе появлялись то бархатные оттенки, когда он пел: «Сердце, тебе не хочется покоя...», то задумчиво-нежные интонации: «Мои года – моё богатство», то ликующе – торжественные, наполненные гордостью за подвиг отцов и дедов: «Этот день победы порохом пропах, это праздник со слезами на глазах!».
В подлинно-народных традициях он исполнял песню Жаяу Мусы «Аксиса»,  виртуозно и темпераментно передавая сложнейшую гамму чувств -  то ядовитую  усмешку, то самоиронию, то обличительное презрение.
Современные и  народные песни, арии из классических музыкальных произведений, патриотические композиции из  репертуара Л.Лещенко,  Е.Серкебаева, Г.Курмангалиева, Е.Хасангалиева, М.Магомаева, Л.Утесова, Г.Отса и др. – ему все было под силу.
  Талант певца обогатился даром декламатора – чтеца поэтических произведений. Незабываемым был в его исполнении «Реквием» Роберта Рождественского, звучавший набатом  над многотысячным шествием к Вечному огню во время празднования в г. Уральске Дня Победы.  Достичь подобного торжественного скорбно – проникновенного звучания стиха вряд ли кому удастся впредь.
Административная работа не оставляла времени на вокально-исполнительскую деятельность, и Максут расстался с карьерой певца.
Спокойно, без эпатажа и саморекламы, он накапливал впрок драгоценные знания и опыт, перенимая секреты профессионального мастерства от окружавших его специалистов.
Он успешно миновал пору ученичества, пройдя большую школу практической деятельности под руководством своего   наставника - директора облфилармонии С.Ш.Есеналиева, что позволило Максуту Константиновичу   раскрыть возможности  своего административного ресурса на должности директора областного центра народного творчества, затем - директора облфилармонии им. Г. Курмангалиева.
Испытывая влияние художественного руководителя  филармонии Ю.И.Савельева, он развил музыкальный вкус и безошибочное видение потенциала артистов, методов работы с ними, что, безусловно, помогло Максуту Константиновичу в работе и позволило заменить признанного мэтра на его посту.

На должность начальника областного управления культуры его фактически выдвинули сами работники культуры.
Однажды ответственный работник аппарата Администрации Западно-Казахстанской области поинтересовался моим мнением о кандидатуре начальника областного управления культуры.
К тому времени Максут Константинович обладал знаниями и кругозором креативного руководителя.  Смелый профессионал, с развитым воображением и масштабным  нестандартным  мышлением, открытый всему новому, свободный от стереотипов, он  мог  выстроить перспективу развития отрасли на основе  новаторских и традиционных форм и методов деятельности, опираясь  на профессиональный опыт специалистов.
 Из трех претендентов я без колебаний рекомендовала М.К.Умаргалиева, кандидатуру которого поддержали все директора областных учреждений культуры и искусства.
Это было тяжелое время. Все силы и ресурсы страны, провозгласившей  независимость, были направлены на становление и укрепление государственности, развитие экономики и укрепление социальной сферы.
Тогда в некоторых областях Республики перестали функционировать творческие коллективы филармоний, значительно сократилась сеть культучреждений.
Максут Константинович  прилагал все усилия и находил поддержку органов власти, чтобы преобразовать, приспособить к новым условиям и сохранить сеть имеющихся объектов культуры и искусства, создать новые коллективы и стимулировать деятельность базовых учреждений. 
Коренные изменения произошли в их материальной базе, стали внедряться инновационные формы и методы их деятельности и  компьютеризация этих объектов.
Были полностью восстановлены и отреставрированы объекты культурно-исторического значения в п. Урда, произведена реконструкция зданий музеев для расширения экспозиционно - выставочных площадей, активизировалась научная работа областного музея, ведущего изыскательскую и археологическую деятельность, позволившую пополнить свои экспозиции уникальными предметами материальной культуры далекого прошлого.
Был сдан в эксплуатацию уникальный объект - Центр культуры и искусства имени Кадыра Мырза Али;  город украсился произведениями монументального искусства – авторскими работами известных скульпторов.
Областная филармония обрела второе дыхание, при ней  действуют заслуженные коллективы: оркестр казахских народных инструментов, носящий почетное имя композитора Даулеткерея  (руководитель Е. Нурымбетов, К.Кажимов), фольклорно-этнографический ансамбль «Орал сазы» (руководитель А.Кенжигалиев), симфонический оркестр (руководитель А.С.Шевелев, А.Хасанов), камерный ансамбль «Классика» (руководитель В.Баяндин), хореографический ансамбль «Назерке» (Руководитель А. Тасбулатова, балетмейстер М.Сундеткалиева). Были  созданы  казахский драматический театр, получивший впоследствии имя Х. Букеевой, симфонический оркестр под руководством прославленного мэтра М.Бисенгалиева (ныне – А.Хасанов), трио (ныне – квартет) «Орда» (руководитель Н. Нурпеисова).
Творческие коллективы  филармонии  с успехом выступали в Астане,  Уральске, в соседних областях Республики, гастролировали в Самаре, Саратовской, Оренбургской, Астраханской, Волгоградской областях, в г. Москве и в дальнем зарубежье.
К Максуту Константиновичу со всей области тянулись одаренные люди, находя у него понимание и помощь в организации творческого процесса.
Благодаря такой поддержке, подлинно масштабным культурным явлением стало исполнение уникального музыкально-поэтического произведения крупной формы – Реквиема  «Кленовая ветвь», созданного композитором Аширбаем Молдагаиновым и поэтом Владиславом Ирхиным, посвященного памяти их друга – художника-новатора Сакена Гумарова.   
Для реализации этого небывалого проекта М.К.Умаргалиеву удалось привлечь творческие силы города: лучших  аранжировщиков, музыкантов,  хор музыкального колледжа им. Курмангазы ( рук. Шмидт и Л.Васильева), симфонический оркестр музыкального колледжа (рук. К.Кажимов и А.С.Шевелев) , солистов облфилармонии -   А. Молдагаинова, М.Амирханова, засл.арт. Ж.Рахимову, К.Кужакова, чтецов, в том числе -  автора В.Ирхина.
Реквием был представлен широкой публике городов Уральска, Алматы, Саратова, Астрахани.

Остро чувствуя потребность в молодых талантах, М.Умаргалиев создавал условия для их роста и овладения секретами профессионального мастерства. Понимая значимость не только специальной подготовки, но и  процесса состязательности в становлении молодых дарований,  он направлял их на областные, республиканские и международные конкурсы, обеспечивая прохождение стажировок на базе прославленных коллективов страны под руководством выдающихся мастеров сцены. Эта стратегия обеспечила приток свежих молодых артистических сил и послужила залогом жизнеспособности, высокого профессионализма коллективов облфилармонии им. Г.Курмангалиева.
Теперь, выпестованные им солисты Жанылсын Хасанова, Айбар Каирханов, Марат Сарбупеев, Жаскелен Гайсагалиев, Акслу Жумалиева,  Дастан Есентимиров, Акмарал Ахметова, Еркин Утегенов и др., занимают ведущее место в концертной деятельности филармонии.
Уверенную творческую стабильность демонстрируют казахский и русский театры драмы. Одним из лучших режиссеров Республики была признана режиссер театра им. А.Н.Островского О.М.Малуша. В Уральске состоялся фестиваль профессиональных театров республики, на котором призовые места завоевали спектакли, артисты и режиссеры Казахского драматического театра им. Х.Букеевой.
Стимулом для развития самодеятельного художественного творчества стали фольклорно – этнографические праздники – «Наурыз»; конкурсы танцевальных коллективов, чтецов, вокалистов, домбристов, термеши; смотры и фестивали народных театров; Айтысы акынов.
Библиотеки области  вступили в новый прогрессивный этап своей деятельности по ведущим направлениям патриотического, экономического, эстетического и др. видов воспитания. Составленные Центральными библиотеками Энциклопедии районов стали уникальным изданием в помощь патриотическому воспитанию масс. Осуществляется перевод фондов и каталогов библиотек на цифровые носители.
Главным организующим стержнем деятельности М.К.Умаргалиева в должности начальника областного управления культуры был принцип комплексного подхода и максимального использования возможностей подведомственных учреждений в реализации Государственной Программы развития культуры страны. Под его руководством учреждениям культуры и искусства области удалось добиться значительных результатов в достижении поставленной цели.
 
Назначение Максута  Константиновича на должность художественного руководителя и режиссера – постановщика концертных программ и театрализованных представлений не было случайным. Он впитал секреты эксклюзивного феерического мастерства и творческие приемы признанных специалистов из столицы -  В.Ф.Жданова, А.Шевченко, С.А.Михлина, музыканта и аранжировщика В.Назаренко и др., своего неизменного помощника – опытного режиссера филармонии А.С.Куатовой.
С годами талант М.Умаргалиева как постановщика отшлифовался и позволил ему создать впечатляющие по масштабности и художественным приемам культурные акции, отличавшиеся безукоризненным сценарным строем, чувством меры и проверенным балансом в использовании звукоряда, сдержанной красотой современных приемов сценографии и  постановочных эффектов. 
С большой ответственностью относился М. Умаргалиев к  подготовке и проведению Государственных, фольклорно-этнографических, профессиональных праздников. Стали традиционными концерты, презентации, посвященные юбилейным и памятным датам творческих коллективов, выдающихся деятелей литературы и искусства – Курмангазы, Мухита, Ш.Кажгалиева,  Г.Курмангалиева, А.Бактыгереевой, Б.Жуманиязова, Е.Хасангалиева, К.Мырзалиева, Ж.Молдагалиева, Ж. Набиуллина, С.Хамитова,   А.Молдагаинова,  В.Ирхина, Д. Кажимова, К.Кужакова, Ж.Рахимовой, С.Таудаевой, С. Рахметжанова, М.Амирханова, Е.Казиева и др.  Каждое из этих мероприятий отличалось своеобразием и неповторимостью, каждому из них он отдавал частицу своей души.
Добиваясь полифонии и эффектности программ, М.Умаргалиев мог синхронно задействовать несколько коллективов одновременно. Выступление хора, оркестров, танцевальных коллективов, солистов  и чтецов  сливались у него в едином сценическом пространстве  концертного номера.  Их красочная  мозаика стали главным режиссерским приемом и постановочным почерком М.К.Умаргалиева.
Его последней, особо значимой, яркой работой, стала тематическая программа нашей области на ЭКСПО – 2017,  увидеть которую воочию ему не удалось.

Максут Константинович обладал прекрасной душой и чистым сердцем. Он сам пережил глубокие утраты, потеряв самых близких людей, и потому был отзывчивым на чужую радость и беду. Трудно назвать знавших его людей, кому бы он не протянул руку помощи, не утешил в трудную минуту, кого не поздравил бы с радостным событием и удачей.
Светлый образ Максута Константиновича Умаргалиева – человека чести , бескорыстных моральных начал и устоев, навсегда будет запечатлен в памяти скорбящих о нем близких ему людей, благодарных коллег и друзей.

21 апреля 2017.

И.Гудошникова  -
Заслуженный работник культуры –
(Зам. Начальника Зап.- Каз.облуправления культуры. 1971 – 1994гг.)


Примечание:
Приношу извинение за искажение транскрипции в названиях Почетных званий
М.К.Умаргалиева, не адаптированных на государственном языке Сервером Проза.Ру.

© Copyright: Инна Гудошникова, Проза.Ру. 2019
Свидетельство о публикации №219041501541