М. М. Трофимов. Юрий Иванович Каретин

Виталий Бердышев
С Юрой Каретиным во время учебы в академии мы были в одном взводе, и одно время – даже в одном отделении. Судьба распорядилась так, что вместе мы начали службу и после окончания Военно-морского факультета ВМА им С.М. Кирова – на Севере, в Гремихе.

Я прибыл в Гремиху 1 сентября 1960 года на должность начальника медицинской службы Дивизиона химической защиты. Юра прибыл на неделю позднее на должность начальника медицинского пункта противокорабельной артиллерии, подразделения которой дислоцировались на острове Витте и полуострове «Святой нос». Юра приехал вместе с беременной женой Галиной, которой поездка с острова на «Большую землю» (так островитяне называли Гремиху) давалась с большим трудом. Но вскоре им повезло. Артиллерию заменили ракетными частями, а Юрию Ивановичу дали должность начальника медицинской службы частей связи.

Подразделения связи были расположены как в самой Гремихе, так и по побережью Кольского полуострова – в зоне ответственности ВМБ. В связи с этим Юре приходилось выезжать на отдаленные посты в тундру и на побережье для оказания помощи офицерам и членам их семей.

С переводом Юры в Гремиху окончательно сформировалась наша дружная компания: Трофимов, Каретин, Третьяков, а в декабре к нам присоединился и Игорь Лавров.
В свободное от службы время мы часто бывали вместе. Встречались друг у друга в семейной обстановке. Ходили на концерты, или в кино в Дом офицеров флота (ДОФ), или Дом культуры. Заведовала им Галина Каретина. Она всегда оповещала нас  об особенно интересных спектаклях и встречах, о приезде артистов из Центра и пр. В ДОФе и Доме культуры функционировали кружки художественной самодеятельности, работали спортивные секции, репетировал хор, вокальные и танцевальные ансамбли. В них занимались матросы и жены офицерского состава. В ДОФе служил матросом будущий режиссер (с высшим образованием), который отлично организовывал театральные постановки и вообще всю культурно-воспитательную работу.

Нашу военно-врачебную творческую бригаду особенно  привлекал спорт. Юра Каретин серьезно (по мере возможности) занимался шахматами. Все мы любили настольный теннис, на еще больше – плавание. С открытием в гарнизоне бассейна наша четверка регулярно посещала его. Преуспевал здесь Саша Третьяков. Наш академический чемпион, он здесь тоже устанавливал рекорды – и в кроле и в брассе, и в баттерфляе. Бассейн находился в нескольких сотнях метрах от нашего дома, и это открывало возможность для «семейного плавания». Я занимался там с группой ребят – детей офицерского состава, а также с командой матросов.

После посещения наших краев Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым и его личного распоряжения в Гремихе было организовано телевизионное вещание, которое добавило разнообразия в нашей культурной жизни.

Привлекала нас и удивительная, богатая природа Севера. Мы часто вместе бывали на рыбалке, на речке Иокоганька. Ловили сига, форель, семгу, кумжу. Любовались грибным и ягодным богатством тундры, делали семьями заготовки местных дикоросов. Я больше других увлекался охотой – и небезуспешно. С тех пор пристрастился к ней на всю жизнь.

Веселый и жизнерадостный Юра Каретин увлекался, по-моему, всем. Шахматы, плавание, пинг-понг, выступления  художественной самодеятельности,  классические театральные постановки,  выступления вокалистов очень привлекали его. И он старался не пропускать ничего нового и интересного.

В академии Юра увлекался терапией и усердно занимался в терапевтическом кружке на кафедре Военно-морской терапии у З.М. Волынского. В Гремихе у Юры появилась возможность совершенствовать свое мастерство в терапевтическом отделении Гремихинского 100-коечного госпиталя. И когда открылась вакансия врача-терапевта в специализированной поликлинике подплава, он по праву занял его, а через два года был направлен на факультет усовершенствования в академию. После окончания факультета Юрий Иванович был назначен начальником терапевтического отделения в госпиталь на Камчатке.

В конце 70-х я отдыхал в санатории Краснознаменного Черноморского флота и неожиданно встретил там Юру, занимавшего должность ведущего терапевта санатория. Он пригласил меня посетить его семью, и в один из ближайших свободных вечеров, купив подарки и цветы его жене и дочери, я навестил их. Жили они тогда еще в одной комнате общежития санатория. Но со временем он получил отдельную квартиру.
В последующем Юра перевелся в Центральную поликлинику ВМФ в Москве, где начальником был наш однокашник Слава Кудинов. После получения звания полковника Юрий Иванович вскоре демобилизовался и работал на гражданке наркологом.

В последний раз я встречался с Юрой и Галей в 2004 году в Комарово – на встрече однокурсников, посвященной 50-летию поступления в академию. Меня поразили сильно постаревшие лица обоих – в мелких старческих морщинках. Но душевно, как и в былые курсантские времена, Юра казался таким же жизнерадостным, оптимистичным, доброжелательным и компанейским…

В 2010 году на очередной встрече однокурсников Юры не было. Причин отсутствия я так и не узнал, в том числе и от Славы Кудинова. А в 2015 году я узнал, что Юра и Галя уже ушли из жизни – в 2014 году.