Борьба с картавостью

Галина Шевцова
В детстве Оля долго не выговаривала букву «Р», заменяя её на «Л».
В детсад её не водили, о логопедах родители слыхом не слыхивали…
В те годы, на то, как ребёнок говорит, ест, спит… особо никто внимания не обращал.
Дети сами справлялись со своими маленькими жизненными трудностями.
Однажды соседка тётя Варя, придя на беседки, сказала, что пора бы Оленьке научиться букву «Р» выговаривать.
-А как мне научиться? – стыдливо спросила она.
-Слышишь, как ворона каркает: Кар-Кар-Кар, - вот и ты ходи и повторяй за птицей, - предложила тётя Варя.
Оля выбежала в огород, стала ходить между грядками и каркать, только каркать у неё не получалось. «Кал-кал-кал!».
Но она старалась, и после нескольких неудачных попыток, заветное «Р» вырвалось из горла.
-У меня получилось! – закричала она, и радостная подбежала к маме, демонстрируя своё мастерство карканья.
-Молодец! – сказала мама, - Вот так и говори.
Оля заговорила картаво.

И только став взрослой, она поняла, что «карканье» - это совсем не тот метод обучения в произношении буквы «Р».

Оле часто приходилось нянчиться с племянниками.
Женька – сын сестры, был очень смышлёным ребёнком, который рано начал говорить.
Его чёткое и правильное произношение слов, умиляло Олю.
В один из дней она давала ребёнку задание - произносить разные сложные слова.
Женька молниеносно реагировал.
-Скажи – светильник.
-Светильник.
-А скажи магнитофон.
-Магнитофон.
-Гардина.
-Гарьдина.
-Как здорово ты говоришь – гарьдина, - засмеялась она.
И в следующий миг подумала: «Стоп! Что он сказал!? И как я повторила!?
Я же никогда так раньше не говорила.
Букву «Р» в сочетании с другой согласной я всегда произносила из горла».

Оля заволновалась, пошла в другую комнату, включила магнитофон.
«Гарьдина-гарьдина-гарьдина», - произнесла она в микрофон, отмотала кассету, прослушала.
Затем стала записывать на магнитофон тексты стихов и песен, где была буква «Р»….
С этого дня она стала учиться говорить по-новому. Это было сложно, и не только говорить, но и читать.
Она спотыкалась на каждом слове, где была буква «Р».
Надо было перестраивать сознание.
Она уже, и сама была не рада, что в 22 года научилась правильно говорить эту букву.
(Хотя, ещё не научилась, а только поняла принцип её произношения).
Мучилась не только Оля.
Как-то утром, собираясь на работу, она зашла на кухню, и увидела, что мать смахивает с лица слёзы.
-Мам, что случилось? Почему ты ревёшь?
-Да ты, Олька, стала, как не наша. Говорила бы уж, как раньше.
-Мам, да я бы рада говорить, как раньше, но у меня уже не получается.
И по-старому скажу – задумываюсь. И по-новому – тоже задумываюсь.

Приближались майские праздники – последние Олины праздники в Мантурове перед отъездом на новое место жительства.
Директор поручил ей выступить в клубе с докладом.
Если раньше Оля в подобных выступлениях обязательно делала отступления от текста.
То теперь она могла только читать текст.
В этот раз главным для неё было - правильное произношение злополучной буквы.
Она справилась с поставленной задачей.
Конечно, её выступление не было для слушателей столь впечатляющим, как в прежние времена.

Через месяц она переехала жить в Новосибирск (раздел МШ-4), заселилась в общежитие.
Возвращаясь с работы, говорила себе: «Сейчас я зайду в дом, и поприветствую вахтёра, мягко произнося букву «Р».
-Здрявствуйте, - говорила она.
-Здрявствуйте-здрявствуйте, - отвечала вахтёрша, беззлобно передразнивая её.
Она не знала, что у девушки проблемы с произношением.
А девушка в ответ улыбалась.
На новом месте, в другом окружении Оля быстро справилась со своей речевой проблемой.
Её картавость улетучилась.
15.04.2019