Цифровая экономика

Юрий Костин 2
Доброго вам здоровьичка! Меня уже вы хорошо знаете. Зовут меня Зайцевым, и работаю я сторожем на продовольственной базе. Очень, знаете ли, приличное место, и голодным я не помню когда и был. А встречались мы с вами на страничках рассказов «Как я чуть не стал миллионером», «Служба» и «Трезвый расчёт» юмористического цикла «Быль», а также в романе «Монстр». Так что мы почти что с вами родственники. Дальние родственники, которых терпят, но не очень-то привечают. А зря! Мы ведь тоже люди, хотя и дальние. Но и я ведь не без понятия. Говорят, мол, возлюби ближнего своего, а про дальнего как-то предусмотрительно умалчивают.
Но я не об этом. Озаботила меня тема экономики, как всякого достаточно просвещённого человека, чтобы газеты перелистывать. Про экономику я уже знаю. Мне ещё незабвенной памяти Леонид Ильич Брежнев с кумачового плаката объяснял, что экономика должна быть экономной. Вот все на мне и экономили, финансисты вкупе с экономистами, вплоть до Карла Маркса, который был то ли старшим экономистом, то ли даже главным. Нет, Ильич был его главнее, ибо портреты его рисовали крупнее. Нас, людей наблюдательных, не проведёшь!
Но вернёмся опять к экономике. Знающие люди мне объяснили, что это есть искусство, и не просто какое-то там, а искусство ведения домашнего хозяйства. Это ежели примениться к масштабам одного дома. Говорят, что сытое брюхо к учению глухо. Ну, это касается студентов, оттого у них и стипендии столь ничтожны, что без микроскопа не понять ничего. Студента, мол, ноги кормят. Пройдётся с тарелкой по своим товарищам, этим и сыт. Это я так понимаю.
Но в масштабах целой страны всё это как-то меняется. Там уже экономика становится совокупностью общественных интересов, которые извлекают из неё свои, скрытые ранее смыслы.
Это аксиома требует эмпирического объяснения. Возьмём такую банальную вещь, как коммунальные платежи, важную составляющую государственной экономики, на которой держится бюджет муниципалитетов. Как это у нас раньше было? Высчитали приемлемые для населения и государства тарифы, чтобы и волки были сыты и овцы в целом не жаловались, то есть, чтобы с плательщиков штаны последние не сваливались и бюджет худо- не корыстно пополнялся. Да было так!
Что случилось потом?
Мне ли, сторожу Зайцеву пояснять? Но – попробую. Было заявлено, что всё это сделано неправильно, что надо платить не с тройным запасом, а по факту предоставленной услуги. То есть, сколько воды (газа, электричества, тепла и прочего) потребил, то и оплати. Логично? На первый взгляд – да. Но невольно закрадывается подозрение – в чём же подвох? Всю жизнь брали чуть больше положенного, и это как бы устраивало всех. Да, некоторые не платили, но таких было – в пределах допустимой погрешности. И пословица есть соответствующая, про паршивую овцу. Ну, это лирика.
Раньше существовало такое понятие, как совесть, народный контроль, рабочая гордость и даже честь мундира. Потом от всего этого, по мере укрепления экономического прогресса, как-то избавились. Ну, может за исключением «чести мундира». Только это уже переменило смысловое значение. Сохранить честь мундира стало не соблюдать законность, а сокрыть все те прегрешения, которые позволяют жить красиво, много лучше, чем когда была совесть.
Но разговор не об этом.
Было заявлено, что отныне всё должно быть по-честному, то есть по показаниям домашних счётчиков: на электроэнергию, газ, воду и всё прочее, что можно контролировать. К электросчётчикам давно уже привыкли, и на этом доверии приняли и всё остальное.
Я, помню, уже тогда начал сомневаться. Сами прикиньте – раньше с нас брали чуть больше положенного. Потом выяснилось, что совсем и не чуть, а в пять и даже в десять раз больше этого положенного. Но, когда не стали учитывать понятие совести и справедливости, вдруг появляются счётчики, с конкретными цифрами, да ещё и у себя в квартирах, за закрытыми от чужого пристального взгляда дверями. Полное к нам доверие. Ещё в советские времена наш предприимчивый народ научился химичить (не хуже иного Менделеева) как со самими счётчиками, так и с их показателями. И – при всём при этом – нам вручаются новые счётчики, почти что на тарелочке с голубой каёмочкой. Хорошо?
Одно мучает: в чём же подвох? (Уже в который раз повторяюсь).
А потом меня осенило – в нуждах. Вот оно!!!
Непонятно? Сейчас объясню.
Нужды, они бывают разные. Есть малая нужда. Есть и большая. Это из области человеческой физиологии. А может и общедомовая нужда. Это когда дело касается коммунальных платежей.
Объясняю дальше. Сидят люди и цифры переписывают со счётчиков. Те, кто придумчивые, умеют со счётчиками «договариваться», и, ухмыляясь, пишут свои «показатели». Все прочие довольствуются тем, что есть. Но дальше начинаются общедомовые нужды. Некоторые жильцы продолжают не платить. Ну, не привыкли они к этому. Или денег нет. Или иные обстоятельства. Мы уже упоминали, что совесть как бы осталась в социализме, а в новые времена – на новых условиях. Чтобы в этом досконально разобраться, отошлём особо интересующихся к Чарльзу Спенсеру Чаплину, снявшему шедевральный фильм «Новые времена». Изучите – вам понравится.
И вот коммунальщикам разрешили применять общедомовые нужды. Я тут со знающим человеком познакомился – очки у него «плюс восемь», то есть интеллигентней невозможно представить, да ещё и в коммунальных системах трудится. Налил я ему стакан коньяку, и он – расчувствовался. У нас ведь как с советских времён: кто больше водки принесёт, тот и самый близкий родственник, друг, товарищ и брат. Вот он эту ёмкость опустошил, обнял меня и доверительно признался, что живём мы сейчас во времена капиталистического чистогана, то есть за всё надо платить. А если не можешь или не хочешь платить сам, то надо устроить так, чтобы за тебя платил другой. Тут ведь главное – деньги, которые и сделались символом всего. Сами к этой мысли принюхайтесь. Работает?
Специалист, захмелев, мне признался, что они там, в коммунальных олимпах, отдают себе отчёт, что одни с цифрами мухлюют, а другие и вовсе не платят. Что тут сделаешь? Однако же всё просто – ставятся ещё одни счётчики, но уже на весь дом. Остальное делается с помощью арифмометра, или калькулятора, если на прогрессе не экономить. Счётчики – на нужды всего дома. Остаётся только вычесть то, что заплачено. В сухом остатке – общедомовые нужды, которые раскидываются на тех, кто не может не платить, по каким-то своим личностным причинам. Мой коммунальный сотоварищ признался, что как экспериментируют за закрытыми дверями своих квартир доморощенные престидижитаторы, точно так же можно проделывать и с общими счётчиками, но уже – в другую сторону. А с получившихся цифр набегает приличная премия. Вот тогда мне и сказал сантехник в очках про цифровую экономику.
– Запомни, Зайцев, – дышал он мне в лицо бывшим моим коньяком, – в цифры заложена великая сила, которую надо держать в руках. В своих руках.
Вот тогда я и задумался. Сами посчитайте – стояли у нас во дворе два мусорных контейнера. Два. Старые, конечно, проржавевшие и грязные. Их увезли и поставили один, но – дюралевый и новый. А тут заявили, что мы, то есть жильцы, в совокупности производим в два раза больше мусора, а оттого должны за это платить в три раза больше. Один контейнер вместо двух, но производим больше. Великая вещь – цифры, особенно если они в твоих руках.
Где же здесь логика? Вот и я задумался, когда пребывал на дежурстве. Дома думать некогда, а на работе – время в избытке. Древнегреческий математик Евклид, написавший пятнадцатитомный труд «Начала» и разработавший принципы геометрической алгебры, учил, что две параллельные прямые не пересекаются. Не пересекаются, и точка! Распишитесь и получите. Но …
Но наш соотечественник Николай Васильевич Лобачевский сформулировал побудительные мотивы, ставшие основой для иной, внепространственной геометрии, где прямые всё же сходятся. Во так, знай наших!! Отталкиваясь от этого факта, и можно приступить к построению и своей цифровой экономики, где цифры выстраиваются так, что начинают приносить конкретные выгоды уже сейчас.
Судите сами. Экономика нам досталась в наследство от великой державы, великой тем, что была выстроена на развалинах империи, по новому, но новых принципах. Новая экономика снова выстраивается по новым лекалам. Именно в этой, «обновлённой» экономике вместо национальных проектов, в кризисное время, число долларовых миллиардеров удваивается, а число вывозимой из страны валюты утраивается. В чём же здесь логика, в этой новой, цифровой экономике?         
Сие нам не понятно, а непонятно по той причине, что мы всё рассматриваем со своих позиций, пытаемся растолковать так, как понимаем это сами. Но всё гораздо шире. Вот взять вопрос о Боге. Есть он, или нет? И как допускает всю эту коррупцию, преступность, войны и прочее? Казалось бы, чем выше и шире прогресс, чем сильнее развиваются науки, тем меньше должно быть в нашей жизни этого самого Бога, который то ли есть, то ли его нет. Это если по логике, по уму. Но ведь ум-то бывает и задним. Может, оттого и растёт влияние Церкви, в широком смысле этого слова. Ей не нужны ни логика, ни наука, а важна лишь вера. А вера зависит от того, насколько в неё погружать людей, то есть, от пропаганды. Мне, Зайцеву то есть (и автору тоже) недавно один из наших водителей заявил, на полном серьёзе, что не верит теории Дарвина о происхождении человека, но не в силу каких-то новых научных теорий, а по религиозным причинам. Вот это и есть – действие пропаганды, когда всё воспринимается если и умом, то самим что ни на есть задним. У нас ведь не только головной мозг (проверьте в анатомическом атласе), но и мозг спинной, костный. Часть населения именно им и пользуется.
В цифровой экономике совсем не обязательно разбираться. Гораздо важнее, как она работает, и на кого. Цифры, это великая вещь, которая заключает в себе большие смыслы. Но, не надо забывать, что Великая Депрессия, которая поразила  сто лет назад Североамериканские Соединённые Штаты, случилась тогда, когда началась фондовая, то есть биржевая игра, и когда начались надуваться первые финансово- мыльные пузыри. Мир тогда уцелел, лишь начал перестраиваться, а деньги сделались истинной и главной целью жизни.
На что надеяться? В этом я, сторож Зайцев, всё же разобрался. В чём именно? Это я вам не скажу, ибо к этому каждый должен прийти сам, ибо мудрость тогда становится мудростью, когда она прорастает  изнутри, а не приходит с помощью доброхотов. Что легко приходит, с тем и легко расстаются. А вы как считаете?