Эдгар Дега-выдающийся французский художник. Ч. 5

Койфман Валерий
ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Эдгар Дега – выдающийся французский художник, один из основателей импрессионизма (часть 5).
Мир театра и танцевальных залов, балета и музыки занимал значительное место в жизни и творчестве Дега.
Его отец постоянно устраивал музыкальные вечера по понедельникам вечером в своей квартире, куда приходили музыканты и друзья семьи, среди которых был и Мане.
Различные виды театральных и музыкальных представлений предлагались фешенебельными кафешантанами, которые объединили в себе пабы и концертные залы. Эти заведения появились в Париже в 1830 году и очень быстро стали неотъемлемой чертой, атрибутом парижской жизни.
Они достигли пика своей популярности в 1870 году.
Кафешантаны предлагали программу, обычно состоящую из трех частей. При этом выступали певцы и комики с сольными номерами. Публика могла свободно передвигаться по залу, в течение всего представления предлагались напитки.
События текущей жизни и политики остроумно комментировались исполнителями, превращая концерты в кафе в своеобразный репортаж о современной жизни, положенный на музыку.

Конечно же, Дега не мог их не заметить и, казалось, довольно неожиданно начал разрабатывать эту тему кафешантанов в своем творчестве.
Кафе "Амбассадор" располагалось на Елисейских полях и привлекало многих посетителей, а поздним вечером - многочисленных проституток. В пастели под названием "КОНЦЕРТ В КАФЕ "АМБАССАДОР", 1875-1877; Лион, Музей изящных искусств. 
Дега смотрит на сцену из зрительного зала. Вытянутая рука певицы, кажется, приглашает зрителя принять участие в этом представлении. Огни сцены, висящие позади нее, усиливают иллюзию глубины изображения. Ярко-красное платье исполнительницы и необычайные эффекты света придают ей живость и непосредственность.
Интересно, что двумя десятилетиями позже Тулуз-Лотрек также будет писать свои картины в этом жанре, увековечив это же самое кафе и его певиц.

В "Амбассадоре" Дега увидел знаменитую певицу Терезу, которой было около сорока лет, возможно, она была самой популярной исполнительницей в этом жанре.
Художник изобразил се во время выступления с популярной пародией "ПЕСНЯ СОБАКИ", 1876-1877, частное собрание. Ее полная фигура в желтом платье возвышалась над публикой со сцены около огней рампы. Ярко накрашенное, выразительное лицо показано в профиль, а руками в перчатках она как бы аккомпанирует себе. Дега был большим почитателем ее голоса, называя его "самым натуральным и деликатным, самым нежным" инструментом, который он только мог вообразить.

 «ПЕВИЦА КАФЕ»,  около 1884; пастель на светло-голубой бумаге Нью-Йорк, Метрополитен-музей. "Худая и с движениями маленькой обезьянки, она только что пропела свои скабрезные песенки и этим жестом, скрывающим за улыбкой просьбу, приглашает зрителей аплодировать".
Таким образом, эта картина была описана при ее продаже в 1898 году. Яркие желтые, бирюзовые и оранжевые тона костюма говорят о вкусах дам полусвета.

Дега также интересовался и другим видом искусства - цирком. В январе 1879 года он часто посещал цирк Фернандо, расположенный на Монмартре, который считался самым замечательным развлечением в городе.
Эскизы, сделанные во время представлений, легли в основу картины "МИСС ЛАЛА В ЦИРКЕ ФЕРНАНДО", 1879; пастель, Лондон, Галерея "Тейт". Акробатка Лала держится зубами за веревку, которой ее поднимают к самому куполу цирка. Потолок изображен под таким наклоном в одну сторону, что абсолютно передает чувство восприятия зрителя в цирке.

С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Он даже сочинил сонет.
Он уже раньше вписывал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру.
Сцены репетиций,  моменты отдыха стали его любимыми темами, над которыми он работал в течение нескольких лет. Редко он изображал исполнителей во время представления. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц.
Художник предпочитал писать полотна, где можно показать взаимодействие и движение фигур в пространстве. Балеты проходили в Опере, но художник предпочитал работать с балеринами в своей студии, где они позировали ему в спокойной обстановке студии. В этой же студии он писал свои картины, поскольку часто использовал эскизы одной и той же натурщицы в разных позах для изображения разных фигур. Это было до тех пор, пока спустя пятнадцать лет он не получил доступ за кулисы.

В картине "УРОК ТАНЦА",1871, Метрополитен музей в грациозной позе изображена Жозефина Гожелен, что можно рассматривать как ее отдельный портрет. Ожидая сигнала балетмейстера, который уже взял в руки скрипку, она - единственная из девяти балерин, кто сейчас будет танцевать. Большое пространство по центру картин оставлено свободным, чтобы танцовщица исполняла сольную партию под наблюдением балетмейстера.
Ее подруги разминаются, некоторые у перекладины, некоторые поправляют костюмы, а другие просто разговаривают.

"РЕПЕТИЦИЯ БАЛЕТА В ОПЕРЕ НА УЛИЦЕ ЛЕПЕЛЕТЬЕ", 1872, Музей Орсе - отличается от "Урока танца" своей законченностью и совершенством. Очевидно, быстрая продажа первой картины подтолкнула Дега написать вторую, которую он выставил в Опере. Танцовщицы изображены в таких же позициях, что и в первой картине, но за счет мягкого золотистого цвета, мраморных колонн и изображения известного балетмейстера Луи Меранта это полотно более торжественно. Эта сцена происходит в репетиционном зале старой Оперы на улице Лепелетье. Танцовщицы готовы идти на середину зала после выполнения упражнений у перекладины. Танцовщица, стоящая слева, готова танцевать, она лишь ожидает сигнала балетмейстера. Стул на переднем плане заполняет пустоту пространства колонаты.

Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, она начата в 1873, завершена в 1875, Париж, Музей Орсе. Композиция картины построена таким образом, что и психологически и технически доминирует в центре молодая танцовщица, исполняющая танец для балетмейстера Жюля Перро, который стоит справа.
Картина включает и зрителей, стоящих около стены на заднем плане, может быть, это матери, приводящие своих дочерей на занятия. В центре стоит уже не молодой балетмейстер, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Седовласый Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке, которая четко видна в раме дверного проема позади нее. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают прекрасный эффект реальности сцены.

Картина «РЕПЕТИЦИЯ БАЛЕТА НА СЦЕНЕ», 1874, Музей Орсе. Итальянский импрессионист Джузеппе де Ниттис в письме к своему другу называл эту картину "просто прекрасной". Она написана еще маслом, но уже в монохроматической манере, что дало повод считать ее рисунком.

"РЕПЕТИЦИЯ БАЛЕТА НА СЦЕНЕ", 1874, акварель и пастель, рисунок в карандаше и туши, перенесенный на холст, Нью-Йорк, Метрополитен. Генеральная репетиция проводится под руководством человека в центре, он переговаривается с двумя другими, сидящими на стульях в конце сцены. Головки двух контрабасов невидимого на картине оркестра возвышаются над сценой. Прохладные тона особенно эффектны в контрасте с ярким освещением сцены

Начиная примерно с 1875 года Дега начал пользоваться матовой без блеска пастелью, гуашью и темперой. Огромным преимуществом этих красок является то, что они позволяют художнику быстро писать и тут же переписывать картину, не дожидаясь, пока краска высохнет. Благодаря таким качествам, как матовость и непрозрачность, все изменения оставались незаметны.
Дега мог быстро завершать работы небольшого размера и быстрее продавать, чем полотна, исполненные маслом. Это было очень важно для Дега  особенно из-за банкротства после смерти отца, Огюста де Га, в 1874 году.
Дега увидел в пастели новые потенциальные возможности. А, пользуясь темперой, можно достигать изящества и легкости изображения этим недорогим средством.
Красочная картина "ТАНЦОВЩИЦА С БУКЕТОМ ЦВЕТОВ" (1878, Музей Орсе) полностью выполнена пастелью и темперой. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света.
Дега предпочитал изображать репетиции или конец спектаклей, как на этой картине, чем сами балетные представления как таковые.
Художник написал картину как бы сверху, чтобы заглянуть за кулисы и увидеть, как исполнители второстепенных ролей поправляют свои костюмы.
На переднем плане прима-балерина с букетом цветов, полученным от одного из ее почитателей, раскланивается перед зрителями, и огни рампы освещают ее лицо снизу. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка. В этой картине Дега изобразил элементы из балета "Король Лахора", первое представление которой состоялось в Париже в апреле 1877 года. Этим можно объяснить появление экзотичных костюмов и оранжевых зонтов на сцене.

Другая техника написания картин, которую очень любил Дега, — монотипия, при которой первоначально эскиз картины пишется маслом обычно на стекле, затем на него накладывается лист бумаги. Когда бумагу снимают, то на ней остается изображение с обратной стороны. Потом Дега дописывал картину пастелью или другими средствами.
Обычно таким способом можно изготовить не больше одного или редко двух отпечатков.
Художник применил эту технику, работая над картиной "ЗВЕЗДА", 1876-1877. Музей Орсе.
С выражением восторга на лице балерина завершает свое выступление, грациозно раскланиваясь перед публикой. Это движение и жест балерины, полные грации и изящества, передают не только искусство ее исполнения, но и мастерство художника, сумевшего отобразить такой момент.
Вся сцена написана так, как ее видят со стороны ложи.
На мгновение танцовщица осталась одна перед зрителями, и все их внимание адресовано только ей. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, "покровителя".

В дальнейшем Дега создал и другие картины, глядя на сцену из ложи, например, "ТАНЦОВЩИЦЫ НА СЦЕНЕ", около 1880; пастель, гуашь, Мадрид, Музей Тиссена-Борнемиза. Из ложи видна танцовщица в зеленом, исполняющая арабеск. Внимание сосредоточено на исполнительнице, когда она идет к кулисам, прощаясь с публикой после выступления. У балерины такая же грация, как у звезды, но она не единственная исполнительница.
В это же время группа танцовщиц стремительно покидает сцену, образуя вихрь из мелькающих ног и пачек. А еще одна группа танцовщиц в оранжевых костюмах ожидает своего выхода на сцену.
Продолжение следует...