И. Левитан-русский художник и лирик живописи. Ч. 5

Койфман Валерий
            ПО МАТЕРИАЛАМ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА 
«Исаак Левитан - самый известный русский художник и лирик живописи“ (часть 5).

 «ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА» (1897, ГТГ). К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится эта небольшая картина Звонкое, голубое небо, устремляющиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая донка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься
в голубой лагуне солнечного весеннего дня.
    Тонкие деревья, погруженные в прозрачную воду, вздымаются навстречу светло-голубому небу, словно умытому дождями, отражающемуся вместе со стволами в разливе реки. С пробуждением природы наступает весна, но теперь в ее нежных проявлениях не столько надежда на тепло и радость, сколько потаенная грусть и раздумье о быстротечном круговороте жизни: не успеешь оглянуться, как придет осень, а за ней и зима.

Левитан очень плохо себя чувствовал в тот период и по совету Чехова вскоре уехал на лечение за границу. Его привлекали виды Монблана, вершины Апеннин, но врачи запретили художнику подниматься даже по лестнице, не говоря уже о походах на этюды в горы, куда он все равно отправился и в очередной раз подорвал здоровье.

Все же обычные, но бесконечно родные леса были больше по душе Левитану, чем красивые и ранее невиданные европейские ландшафты. Картина «ПОСЛЕДНИЕ ЛУЧИ СОЛНЦА. ОСИНОВЫЙ ЛЕС» (1897, частное собрание) — его самый удивительный по колористическому решению пейзаж. Еще светлое голубое небо проглядывает сквозь зеленую листву, но уже на стволах деревьев малиновыми всполохами тут и там заиграл закат. Влажный и густой травяной ковер мягко стелется по земле. Лучи заходящего солнца причудливым образом осветили лес, создавая приятное легкое настроение, в котором ощущаются и радость бытия, и свежий воздух, и приятная вечерняя усталость. Но если внимательно посмотреть в центр картины, то отсветы заката вдруг покажутся горящими ожогами на коре деревьев. В эти годы художник, очевидно, как никогда ясно для себя осознал, что его болезненные состояния, связанные с работой сердца, необратимы и очень скоро приведут к гибели.

В Москве тем временем хоронили Саврасова. Левитан из последних сил приехал на панихиду, чтобы отдать дань памяти любимому учителю. Исаак  Ильич был  в числе немногих художников  среди толпы оборванцев, провожавших давнишнего постоянного  обитателя  Хитрова  рынка  под  кличкой  "академик".  Саврасова похоронили на Ваганьковском кладбище.

К тому времени слава Левитана как художника достигла зенита. В ноябре 1897 года - избран действительным членом мюнхенского художественного общества Сецессион, что было большой редкостью для русских художников.
Тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картины "Весна. Большая вода", "Последние хорошие дни осени", "Осень. Шоссе". 
Третья поездка за границу (Вена, Северная Италия, Швейцария, Германия).
  Май 1898 - четвертая поездка за границу (Наугейм, Мюнхен, Париж). По возвращении в Москву Левитан принимает участие в выставках "Мира искусства". Создает рисунки к  юбилейному собранию А. С. Пушкина.

В этом же 1898 году Академия художеств присудила Исааку Левитану звание академика. Спустя почти четверть века после того, как его выгнали из МУЖВИЗа с обидным дипломом «не классного» художника, он вновь вошел в это здание на Мясницкой. Только теперь Левитана приглашали руководить пейзажной мастерской. Здесь еще работал Поленов, безмерно ценивший творчество своего бывшего ученика, и уже год как преподавал его хороший приятель замечательный художник Валентин Серов.
    Левитан активно взялся за новое дело. В мастерскую художника из Подмосковья привезли несколько десятков деревьев в кадках, множество кустарников, еловых веток, мох и траву. На сооруженную внутри училища лесную поляну приезжали посмотреть многие именитые живописцы. Его студенты, работавшие в этой мастерской, поначалу недоумевали, но постепенно новый педагог научил их видеть в не примечательной повседневности нечто неуловимо прекрасное.
    Исаак Ильич продолжал создавать свои удивительные пейзажи, но только теперь в них больше не было надежды или радости. Практически во всех последних картинах Левитана присутствует мотив конца человеческой жизни, ухода из нее. 

 Среди них полотно «ТИШИНА» (1898, ГРМ), оставляющее тягостное и тоскливое впечатление. Под темным небом, в котором сквозь тяжелые свинцовые облака еле проглядывает убывающая луна, простерлись луга и пашни, блестит тихая речка. Все вокруг кажется не просто спящим, а мертвым.

Когда 4 декабря 1898 умер Павел Третьяков, преподавательский состав МУЖВИЗа включил Левитана в комиссию по увековечиванию памяти великого мецената и коллекционера.
    Казалось бы, не было больше в жизни Левитана ни обид, ни тревог, ни финансовых проблем. Преподавательский и попечительский совет МУЖВИЗа ко всем его требованиям относился с пониманием и отзывчивостью. Не успели все привыкнуть к лесной поляне под крышей учителя, как он заказал для этюдов несколько десятков цветов в горшках и устроил в классе шикарную оранжерею. И снова не было границ восхищению результатами педагогической работы живописца. Каждый день вокруг Левитана собиралась талантливая молодежь, вместе с которой он выезжал за город на этюды. 
    Однако вместо внешней деловитости и целеустремленности как преподавателя, в его картинах полной мере отражалась постоянная грусть, которая и раньше являлась спутником жизни художника.

СУМЕРКИ. ЛУНА (1899, ГРМ). В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея. Сумерки - пограничное состояние между днём и ночью. Это удивительное время, когда даже самые обычные предметы становятся таинственными, как будто принадлежащими другому миру.
В конце XIX - начале XX века, в эпоху господства символизма, многие поэты и художники посвящали свои произведения тревожному сумеречному бытию.
     Медленно плывёт по небу луна - величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

В пейзаже «СУМЕРКИ» (1899, ГТГ) уже давно закончился летний день, насыщенный тяжелым трудом, в поле стоят собранные стога сена. После захода солнца вокруг практически ничего не видно, весь сюжет насыщен смертельной усталостью.
   Левитан, в полной мере испытавший нищету и унижения, всегда старался деликатно помогать своим ученикам, подыскивая для них через знакомых несложные живописные заказы или просто выдавая им из своего жалованья деньги на краски. Он хлопотал за молодежь перед художественным советом выставок и волновался за их работы, как за свои собственные картины, — а вдруг не примут?
    Но, видимо, к тому времени самого себя Левитан подсознательно уже отделил от этого мира, хотя Мастер продолжал преподавать и изредка встречаться с друзьями. 
Продолжение следует...