По речке Выя. Чурова

Николай Валентинов
Начало повествования: http://www.proza.ru/2018/05/30/1817

Речка Чурова. От устья Выи до нее 91 километр. Так в литературе указано. Течет с юга на север. Прямо навстречу Вые. При впадении поворачивает русло под прямым углом. Сама речка узкая, берега высокие.

Про Выю говорят, что сорок речек в нее впадают, и все речки рыбные. Чурова - одна из них. Про величину чуровских хариусов ходили легенды. В ведро укладывались, как поленья – вертикально. Головы и хвосты обрезались для экономии места.. С одного порога (переката) такое ведро взять можно, просто на червя.  Невысокий и поджарый, как подросток, рыбак и охотник Анатолий Ефремович (Анатолиш Ефремача) в подтверждение слов приносил из дальних своих походов темных, почти черных, громадных рыбин. Благополучно обменяв добычу на спиртное, повествовал о своих лесных странствиях. Многие дни и недели молчания требовали общения. Деревенские ребятишки всегда готовы слушать Ефремачины монологи.  Рассказы о темных глубоких плёсАх и длинных порогах, полных рыбы, будоражили детские души.

Путь на Чурову дальний и трудный. Сначала уйти почти в самое верховье Лохамы, а там просеками через мрачные ельники, сырые ручеины да болотины перейти на Чурову. Рыбой и дичью речка богата, наловить можно хоть бочку, да вот только вынести ее оттуда тяжело. Мало желающих спину надрывать да ноги мять под тяжестью добычи.

Громадные харюза – в далеком прошлом. Проложили в диких лесах лесовозные трассы. Закупил народ проходимую и экономичную технику. Бензину сколько хочешь. Расстояния сократились резко. Стали доступны такие места, куда даже Ефремача не доходил. Рыболовные снасти совершенствуются непрерывно. Снасти легальные и браконьерские. Сначала выловили громадных рыбин. Потом средних. Теперь уже и "с ложку" считается достойной добычей.

Чурова… Название, как и большинства рек и речушек, пришло из глубокой древности. Окончание слова,  "-ва", "-ова" без разногласий трактуется, как гидроним, понятия "вода-река". А вот первая часть слова… Возможно, что от понятия ЧУР – крупный речной песок, как трактует его Верхнетоемский краевед Тунгусов, склоняющийся к финской словесности. Приходилось бывать по Чуровой по малой воде, на лодке. Почти нет обычного речного песка. Камешник. Крупный и мелкий. Из мелкого камешника даже намыты косы, в которых вязнет весло и нога уходит выше колена. На Пинеге часто встречаются такие намывные пески – ловушки. Вроде бы на пляж похоже, а встал, и провалился по пояс. "Песок-седун" называется. А тут камешник-седун…

Может из других языков название пришло? ЧУР – может быть в понятии "граница", "рубеж". Слово ЧУРБАН-ЧУРБАК в значении граничный или межевой знак – оттуда. "Граничная река". Или "Запретная река", возможно "Защитная". ЧУР – "запрет", "оберег". Такая защитная поговорка: "Чур меня…". В детских играх было понятие "зачуркать", т.е. заметить, отметить. Все спрятались, а водящий кого то заметил и "зачУркал"…

Можно трактовать еще ЧУР – ЩУР как "предки" или "мертвые". ПРАЩУР…  "Река  предков"; "Река мертвых"? Очень может быть. "Дух мертвых" из рассказов Виталия Ковальчука имеет под собой реальную основу. Эту женщину в белом встречали по Чуровой не только в древние времена, а и в настоящем. И не только выяне-василёвцы, воспринимающие реально существование оной и пользовавшиеся ее услугами для общения с умершими, а и наши мужики, ничего о местных поверьях и легендах не знающие, в чистую и нечистую силу не верящие.

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/07/09/1784