«Энергия ветра неисчерпаема»
Олимпийский чемпион по парусу А. Музыченко
Мне часто задают подобный вопрос. Есть на него и обобщённый ответ. Под яхтой подразумевается парусное или моторное судно (плавсредство) для спорта, туризма и отдыха на воде. Классическая парусная яхта, изобретённая голландцами в конце 17 века, конечно же, была парусным судном, отличавшимся от военных кораблей и коммерческих судов отсутствием пушечного вооружения, значительно меньшими размерами и более простым парусным оснащением.
Если для парусных яхт всех видов, т.е. приспособленных для спортивных гонок, туризма и отдыха на воде проводятся спортивные гонки, то о гонках многопалубных пассажирских лайнеров, контейнеровозов и танкеров, т.е. судов с механическим двигателем, я, да и Вы вероятно, ничего не слышали, ибо таковые не проводятся. Следовательно, и моторные яхты, отличающиеся от крупнотоннажных пассажирских судов лишь меньшими размерами и большей «напичканностью» роскошью лишены спортивной функции.
Кроме того, наличие мощных дизельных или бензиновых двигателей, а также электро и электронного оборудования на достаточно больших моторных яхтах, вызывает у владельца потребность иметь на борту кроме профессионального капитана и его помощника ещё мотористов, электрика и пару палубных матросов для швартовки или отдачи якоря. А ресторанно-гостиничный уклад жизни на них ещё кока и несколько стюардов (официантов и горничных). Например, писали, что моторная яхта Абрамовича (не самая большая среди олигархов) может принять сорок гостей, а её обслуживающий персонал насчитывает сорок три человека.
Практически это небольшое круизное судно для не долгих по времени и коротких по протяженности переходов, ничего общего не имеющее со спортом, даже при наличии на нём спортивных тренажеров и бассейна. Поэтому давайте оставим в покое моторные яхты с их «золотыми унитазами» и поговорим о яхтах парусных.
Парусные яхты делятся на чисто спортивные, т.е. используемые для парусных гонок, и туристические для дальних переходов по воде с целью туризма и отдыха. Последние, в отличие от чисто спортивных, могут иметь отдельные одно и двухместные каюты для сна и отдыха, туалеты с горячим душем, камбуз с газовой плитой и духовкой, раковиной-мойкой и холодильником, достаточно просторную кают-компанию с общим столом, диванами, телевизором и другой радиотехникой. Яхта управляется штурвалом, соединённым с автопилотом. Небольшой стационарный бензиновый или дизельный вспомогательный двигатель, солнечные панели и ветрогенератор с аккумуляторами обеспечивают яхту необходимой электроэнергией. Штурмана-радиста на современной яхте заменяет полный набор электронных датчиков, определяющих все необходимые параметры плавания, и система космической навигации, интернета и связи.
Но следует понимать, что при средней длине таких яхт в 40 футов (около 12 метров), всё, о чём я говорил выше, имеет достаточно компактную, даже миниатюрную, компоновку, лишенную каких-либо излишеств. Например, высоту каюты и длину койки свыше 190 см. уже можно считать роскошью. Рассчитаны такие яхты для плавания на них 10-12 человек в течение двух недель, хотя управлять такой большой яхтой могут и два человека поочерёдно, находясь на ней (читай: проживая) неограниченно долго.
Мини крейсерские каютные яхты (6-9 метров) рассчитаны на экипаж 4-6 чел. , разделены перегородкой не более чем на две каюты, как правило, туалет без душа, или вовсе биотуалет, на камбузе только маленький столик и газовая одно камфорная плитка, вспомогательный двигатель - подвесной лодочный мотор от 5 до 12 л.с. Управляются румпелем без автопилота, насыщенность навигационной аппаратурой и прочей радиоэлектроникой зависит от наличия и мощности солнечных панелей и аккумулятора.
Рассчитаны для плавания по внутренним водоёмам и вдоль побережья с регулярными заходами в порты и марины. Использование таких яхт с оптимальной численностью экипажа 3-4чел. сродни путешествию в автодоме с той лишь разницей, что вы, используя для движения паруса, экономите на бензине. Правда, посетить вы сможете только прибрежные города, посёлки и зоны отдыха, но, ведь, большинство отдыхающих стремятся именно к воде.
И вот наступил момент поговорить о спортивных парусных яхтах. У них четыре главных компонента: корпус, киль, мачта и паруса. Они лишены всего выше сказанного и предназначены для гонок по замкнутому маршруту, как правило, в течение нескольких часов. Это чудо машины для «выжимания ветра» и разрезания волн. При полной однотипности этих лодок всё решают физическая подготовка и мастерство яхтсмена или экипажа из 2-3 человек.
Несколько часов интенсивной работы с концами (верёвками) на лебёдках в кровь и мозоли сбивают руки даже в специальных перчатках. Повисая на трапециях за бортом, чтобы откренить лодку, ты почти касаешься спиной поверхности воды. Брызги рассекаемых волн и твой пот на ветру жгут твои глаза и кожу. Но движения должны быть спокойными и плавными, малейшее раскачивание яхты тормозит её скорость. Борьба идёт за каждую секунду, за каждый сантиметр. Если ты уступаешь сопернику в скорости всего ОДИН сантиметр в секунду (!), то за 10 минут проиграешь корпус лодки (6 метров).
Последнее огибание буя и вы идёте первыми, но именно теперь нельзя ошибиться. Сердце стучит, смотришь на паруса и рулевого, сейчас самое главное синхронно выполнять каждое его слово. За спиной слышится шуршание, это взлетает с судейского катера ракета, хлопок которой оповестит, что никто из, идущих следом за нами, сегодня уже не станет ПЕРВЫМ.
И вот вы на причале. Друзья и соперники жмут руку, похлопывают по плечу. Близкие женщины и девушки обнимают и целуют тебя, а незнакомки с завистью и в смущённой надежде искоса подглядывают. Яхтсмены зовут победителей, чтобы угостить в яхтклубовском барчике. Такова традиция. Именитые яхтсмены всю гонку дрались как львы, уступать никто не хотел. Для них нет разницы, будь-то Олимпийская регата или, как сегодня, кубок открытия сезона в родном яхт-клубе.
Это и есть ПАРУСНЫЕ ЯХТЫ. А на причале «мыльниц», так яхтсмены называют пластиковые моторные яхты, затишье, сегодня владельцы «золотых унитазов» не в топе.
Букулты апрель 2019г.
Владмир Пантелеев