Космотуризм. Варианты и перспективы

Игорь Цветков
Космотуризм. Варианты и перспективы.

Несколько лет назад эту тему и вариант предлагаемого технического решения, обсуждал с человеком знающим космос и косонавтику. Человек этот ушёл из жизни, и варианты решения этого вопроса зависли в моих документах. Поэтому решил их изложить здесь, на свой странице. В допустимом варианте.
Космотуризм можно рассматривать в двух вариантах.
И так первый.
Это вариант с использованием ракетоносителя, который будет выводить на низкую орбиту 100 - 150 км возвращаемую капсулу. Вид и аэродинамические свойства особого значения не имеют. Тут не такой большой выбор, хотя прожектов масса. Но все проекты пригодны для высот 50 - 70 км. Связано это с возвращением, входом в плотные слои атмосферы. То есть, эти проекты космосамолетов предназначенны для стратосферы. Это без отдельных разгонных ступеней. Таким образом это будут стратолеты. У аппаратов для низкой орбиты есть ещё один существенный недостаток для использования их в качестве туризма. Состояние здоровья и необходимость подготовки туристов. Следовательно большие ограничения по здоровью снижают количество желающих. Более того, нет гарантии на случаи неординарных ситуации, как с экипажем, так и с аппаратом. Особенно на стадии входа в плотные слои атмосферы. Итак подведем итог для низкоорбитального туризма.
А) Дороговизна эксплуатации, при каждом выводе потеря разгонных двигателей. А именно они составляют основную цену. Возвращаемый аппарат, стоит копейки.
Б) Экологически грязные старты и вывод на орбиту. Стоит ли один тур выход в космос одного туриста, воздуха для жизни сотен людей.
В) Высокая степень риска.
А теперь к предлагаемой концептуальной разработке. Для получения ощущения высоты и невесомости можно использовать аппараты для стратосферы. Аппарат представляет из себя платформу, сочетающую в себе аэродинамику крыла и подьемную силу газовых баллонов. Проще, это продолжение темы аэростатов, только в комбинированный форме. Конструкция решена так, что в отличии от подьема на шаре в стратосферу, опускания и приземление платформы осуществляется без потерь газа в баллонах. При использовании шаров, аппарат отстыковывается от шара и возвращается на парашюте, шар с газом, как расходные материалы. В предлагаемом варианте на одной зарядке можно совершать некоторое количество выводов в стратосферу. А это важно, возможности и ресурсы для получения гелия, ограниченны. Это зависит от герметизации. То есть необходимый обьем газа используется многоразово. За счёт секционного решения баллонов, решается простота конструкции и её безопасность в эксплуатации. На платформе установлены двигатели для выполнения маневров в стратосфере и на земле. Кабина для экипажа и туристов в принципе, как в авто, только герметичная. Возможность нахождения в стратосфере ограниченная ресурсом кислорода. Предусмотрено аварийное приземление, две аварийные системы посадки. И самое главное - отсутствия перегрузок. Вторая важная возможность, это запуск небольших спутников с платформы. Таким образом предлагаемый вариант позволяет экономить на первой разгонной ступени, запуск спутника дешевле.
Если сравнивать ценовые варианты, все просто. Стоимость одного туристического запуска на низкую орбиту ракетоносителя 70-120 миллионов долларов. И такова она на каждый следующий, т. к. возвращаемый аппарат стоит копейки. В предлагаемом варианте стоимость 5-10 миллионов долларов, и эксплуатация платформы в течении десятка лет. Таким образом стоимость билета в пределах трех, пяти тысяч долларов. Не требует подготовки туристов, и особые требования по здоровью. Экологически чистая система, чище чем электромобиль. Так как, для энергообеспечения служит двигатель новой технологии. Основные технологии уже апробированы в прошлом веке, да и в этом тоже, на уровне новых разработок материалов.
И как всегда выбор в варианте состоит именно в стоимости. Чем ниже стоимость проекта, тем труднее его реализация. Финансово выигрывает проект с большими вложениями деньгами и сомнительными амбициями.