Жизнь

Арнольд Спиро
Жизнь -  это дорога. Первый шаг ты делаешь по ней в далёком детстве на слабеньких, неокрепших ножках. Ты часто опускаешься на четвереньки и к тебе возвращается чувство уверенности- всё-таки четыре опоры, а не две. Да и вокруг тебя в том далёком детстве все животные уверенно передвигались на четырёх ногах, как, впрочем, и сейчас. Только люди, с их гипертрофируемой индивидуальностью стали позиционировать себя как существа сугубо иного качества, стремящиеся показать всему миру, что они особые, что им в этом мире уготовлена особая роль: то ли спасать этот мир, то ли, наоборот, уничтожить. Несколько общую картину улучшил Чарльз Дарвин - слава Богу, люди произошли от обезьян, что позволяло нам, людям, считать себя частью природного мира нашей матушки Земли и не причислять себя к пришельцам мирового космоса. Некоторых это не успокоило. И они продолжали считаться «особой кастой». Даже слоган был внедрён такой: «рождённый ползать летать не может». Извини, брат, ну нет у тебя крыльев, махать тебе нечем. Тогда, по их разумению, только один выход - ползай по земле как уж и шипи на всех, пусть думают, что ты ядовит и никогда не встанешь на ноги.

А ты встал на свои хиленькие ножки. Осмотрелся. И тебе пришел ответ на очень правильный вопрос: «А может мне стать прямоходящим?» И, несмотря на земное притяжение, которое ты преодолеваешь с лёгкостью,  ты поднимаешься во весь свой маленький рост на ещё неокрепших ногах и делаешь свой первый шаг. Ещё тогда, в далёком детстве ты  инстинктивно  знал, чтобы преодолеть путь, надо сделать  первый  шаг. И ты его уверенно делаешь. Этот первый шаг приводит тебя сразу в советское детство. А что это такое?

Большинству детей была уготовлена «своя колея» (по Высоцкому): детсад, школа, поступление и учёба в институте.  Школа сразу предъявляла дополнительные требования: мальчиков и девочек учили отдельно. В городах не было смешанных школ, только мужские или женские (с 1943 по 1956)   Некоторые дети  после школы «сворачивали» в техникумы (девочки и мальчики) или военные училища (только мальчики). Но иногда среди и мальчиков и девочек попадались редкие экземпляры, которые сворачивали совсем в другую сторону и тогда они пополняли ряды законно непослушных детей, из которых вырастали взрослые дяди и тёти с тюремной романтикой. Но справедливости ради надо сказать, что многие законы  при Советской власти на слух звучали прекрасно, а по существу были «с двойным дном»: как бы не поступил- ты всё равно будешь виноват, особенно, если ты до этого был замечен властью и она тебя «взяла на карандаш». Но большинство населения  было безразлично к  этому «двойному дну» и  не думало о  судьбоносном «карандаше» советской власти.
 
Советское детство – это особая страница в жизни каждого человека нашей страны. Это прежде всего определённость и уверенность в завтрашнем дне. Правда, при условии, что твои жизненные позиции будут неизменны в течении всего детства (ты не попал в детский дом  из-за смерти или ареста родителей).    Советское детство- это такой период жизни, когда ты уверен, что вокруг тебя мир населён только хорошими людьми. Может  поэтому некоторым гражданам нашей великой Родины, которые так и остались в советском детстве, в наше время «гложет» ностальгия по советскому периоду. Конечно, справедливости ради, надо отметить   Но вот твоё детство кончается, и ты приходишь в эту жизнь и начинаешь понимать, что много из окружающих тебя людей совсем не  соответствуют требованиям и высоким образцам  социалистической действительности, людей, про которых один из ведущих писателей советского периода Максим Горький в соей пьесе « На дне» заявил на всю страну: «Человек-это звучит гордо».

Звучит то гордо, но иногда эти же самые люди поступают подло. Примеров не счесть, даже искать не надо.  Тридцатые и сороковые годы прошлого века дают примеры «героического»  стукачества всего советского народа: например, для расширения своей жилплощади, на соседа можно было настучать компетентным органам, что сосед  немецкий шпион. Пока разберутся с соседом, пройдет время, а может и не разберутся. Соседа нет, а комната ваша.

Эти мотивы и в наше время слышны: «понаехали тут всякие», « у себя ничего менять не хотят, а к нам валят гуртом, чтобы заработать…». А понаехавшие не понимают, чем они виноваты: работают как все, а получают меньше. Местные тоже не молчат: «Нам местным работы нет, а как приезжим так нате вам, пожалуйста, что за капитализм такой?». В, общем, ни власть, ни народ не знают, какой государственный строй на дворе: то ли социализм с человеческим лицом, то ли капитализм с волчьим оскалом. Может человек- человеку друг и брат, а может человек- человеку волк.

А, в целом, какой бы строй на дворе не был, никто не может заставить ни власть, ни обстоятельства, гражданина великой страны обворовывать и обманывать своих сограждан. Каждый должен знать, что его жизнь и есть наивысший судья, и она спросит с него по полной программе как с человека и гражданина, и вынесет справедливый приговор.

14.04.2019