Внучата

Татьяна Лаврова -Волгоград
- Ой, какой славный! Как зовут тебя, миленький? Бориска? Ну, надо же! Так вроде давно никого не называют. Это твоя бабушка? И куда же вы едете? Домой к маме? Хорошо. В гостях был? Вот и славненько!
Надежда Петровна угостила сидевшего напротив неё мальчонку большой вафельной конфетой и повернулась к его бабушке, примостившейся рядом на самом краешке двухместного сиденья.
- Вы бы пакет с игрушками-то его с сиденья убрали, да сели как следует. Чего же на краешке уселись. Тряхнёт автобус, и свалитесь в проход. Поставьте пакет на пол или давайте я подержу. – Предложила она женщине, по виду своей ровеснице.
- Нет! Нет! Что вы! Боренька любит играть в игрушки. Вдруг вот именно сейчас ему что-то понадобится.
- Так мы же едем. Пусть в окошко смотрит. Там столько всего интересного. Да, Бориска?
Мальчик в это время молча развернул конфету и засунул её целиком в рот, не удостоив угостившую его бабушку ни кивком головы, ни благодарственным словом. Упитанный симпатичный мальчишка лет пяти – шести сосредоточенно пережёвывал вафлю, глядя в окно.
- Он, знаете ли, всегда так расстраивается, нервничает, если что не по нему, - стала оправдываться бабушка малыша. – Кричит, ногами топает. А мне неудобно бывает. Я уж молчу. Пусть всё идёт своим чередом. У него родители есть. Вот пусть они замечания и делают.
- Ой, не скажите! – Запротестовала Надежда Петровна. – Нужно обязательно воспитывать. Пусть позлится, покричит. Надо объяснять, как правильно себя вести. Вот и спасибо ребёнок даже не сказал. А это нехорошо.
- Да Вы за своими внуками следите! – Тут же отреагировала бабушка мальчика. – Нечего мне советы давать! Сами с усами. Разберёмся без советчиков!
- А мы вот не разобрались, - тихонько проговорила Надежда Петровна и замолчала, глядя в окно. А мысли побежали, опережая одна другую…
Внук, Павлик, был желанным, долгожданным ребёнком. Столько любви и ласки ему досталось! Родила его невестка довольно поздно, когда сын Надежды Петровны твёрдо стоял на ногах и мог обеспечить семью всем, чем только можно. Жили материально, как у Христа за пазухой. Ей, правда, не помогали, но она и не просила. Своей пенсии хватало. Лишь бы у детей всё было в порядке, всего вдосталь.
Отдыхать ездили за границу. Одежду и обувь покупали дорогую, ребёнку ни в чём не отказывали. Пыталась она иногда обуздать детей, чтобы не баловали они Павлика, да куда там! Советовали не вмешиваться. Ну, и перестала она лезть со своими советами.
Учился внук неохотно. Всё больше развлечения любил. В институт платно устроили, и потом за каждый экзамен платили. А знаний-то ни на грош! Позже времена тяжёлые настали. Фирма сына обанкротилась. Пришлось затянуть пояса. Но невестка этого принять никак не хотела, ушла к другому. После развода сын словно с катушек съехал – пить стал, работу забросил. Ладно хоть долгов не накопил – рассчитался всем, что имел. Жить, правда к ней перебрался, оставив бывшей жене и своему сыну квартиру.
Правда и такая жизнь длилась недолго. Под машину попал её сыночек в пьяном виде. Схоронила, потратив все сбережения, что на свою смерть копила, на похороны сына. Невестка ни копейки не дала, да и на похоронах не появилась, узнав, что ничего от бывшего мужа ей не достанется больше. Внук, правда, на похороны пришёл, но на поминки не остался. Не захотел помянуть отца-пропойцу.
Виделись с внуком с той поры не часто. Совсем взрослым и самостоятельным стал. Зачем ему старая бабка нужна? Иногда забегал, когда деньги на пропой и сигареты заканчивались. А сколько она ему дать могла, коли сама на пенсию жила? На свои похороны снова откладывала понемножку. Знала, что никто потом этим делом заниматься не будет. Квартиру свою внуку, конечно, завещала. Один ведь он у неё остался родной человек.
Да только беда раньше времени пришла. Павел в полицию попал за какие-то дела. Что-то с наркотиками связано, как ей объяснили. Пришлось квартиру продать. Деньги ему очень нужны были большие.
Надежда Петровна перебралась жить к подруге своей старинной, которая и устроила её потом в дом престарелых. Да, не думала, что вот так жизнь доживать придётся. Повезло, что было это заведение неплохим. Персонал приветливый, кормили прилично, да и уход был. Ну, а как иначе? Почти всю пенсию свою она туда перечисляла. Немножко на карманные расходы оставалось – и то хорошо.
Сейчас вот ехала от подруги. В гости выбралась в кои-то веки. Везла соседкам по комнате подарочки от подруги: конфеточки и печенье к чаю. Вот и остановка её уже. Надо выходить. Быстро доехали, даже не заметила, как время прошло. А всё думы. Ох, думы тяжкие! Как-то теперь её внучек Пашенька? Где он, что с ним – не знает, не ведает она. Только молитву по вечерам читает, чтобы всё у него было хорошо. А начинать, наверное, надо было вот с такого возраста, как у этого мальчонки.
- Всего вам доброго обоим! Не упустите мальчишечку! Пока маленький, можно всему научить. А это ох, как важно в жизни! Баловство до добра не доводит!
Выйдя из автобуса, ещё немного постояла у дороги, помахала вслед рукой.
- Будьте счастливы, внучата!