Штрихи к портрету государства

Виктор Постников
Я думаю, история с Ассанджем, как никакая другая, высвечивает суть современного государcтва, как у нас, так и на Западе.

Об Ассандже пестрят мировые массмедиа, о судьбе моего одноклассника Саши Колосовского, не напишет никто.

С Сашей я учился в одном классе.  На уроках физкультуры  я с завистью смотрел как он легко обводил мячом всех на баскетбольной площадке.  Я думаю,  он нравился всем девчонкам.  Мы в классе, почему то считали, что он должен дружить с самой красивой девочкой, отличницей Таней Шелигой.  И,  в самом деле, они сидели за одной партой.

Саша, однако,  жил внизу улицы Владимирской, в низеньком одноэтажном доме,  в квартире, больше походившей на подвал.  Таня -  в одном из самых красивых старинных домов. Так что по статусу они не подходили друг другу. Но нам, школьникам, тогда это было неизвестно.

Ну, так вот.  После окончания школы,  Таня поступила в театральное училище и стала известной актрисой, а Саша...

А причем здесь Ассандж, спросите вы ?  Но послушайте дальше.

Не знаю, что закончил Саша после школы, но я встретил его после многих лет, когда он устроился к нам  в институт на должность замначальника копировального бюро.  Этот отдел, работал под строгим надзором Первого отдела (КГБ),  т.к. там стояла копировальная техника,  и все, что копировалось, должно было проходить серьезную экспертизу (цензуру). Таков был порядок во всех институтах.  Например, чтобы что-то отпечатать,  создавалась комиссия из трех человек, дающая разрешение на копирование или публикацию какого-либо материала.   

Не помню точно год (в середине 70-х), начальник бюро ушел в отпуск и Саша, как его заместитель, остался  заведующим.  В этот момент  кто-то на ротопринте тайно отпечатал свою литературу, по-видимому,  антисоветского характера.   Саша об этом ничего не знал.  Это стало известно Первому отделу. Сашу признали виновным и  отдали под суд.  Он получил несколько лет тюрьмы.

Я встретил его  случайно через несколько лет после того, как он вышел из тюрьмы,  в трамвае,  радостный, он держал детскую ванночку для недавно родившегося ребенка.  В тюрьме он нашел себе жену, и оба решили пожениться после освобождения.

Но жизнь не сложилась. Через пару лет он и его жена выбросились из окна.

Саша не был ни журналистом, ни антисоветчиком.  Он просто попал под каток тоталитарной системы, которая давила всех без разбора.   Сегодня, государства, кичившиеся своей законностью, демократизмом, правами человека, по-прежнему душат свободное слово. Это наблюдается как на Западе, так и в Украине и России.

По данным Всемирного комитета по защите журналистов, только за 2018 год было убито 34 журналиста за их профессиональную деятельность (см.  https://cpj.org/ru/ ).    

Ассандж  - анархист, хакер, журналист -   положил свою жизнь на алтарь за то, чтобы люди могли  публиковать все, что считают нужным.  Чтобы разоблачать настоящих преступников, за которыми стоит государство, его махинации и войны.

За каждым государством тянется бесконечный шлейф преступлений...