Родня как узы. Отец. Мать

Инга Радуга
         

             
 

      Должна предупредить, что простому читателю этот выдох будет не интересен, потому что впервые я пишу не для публики, а для себя. Очень хочется разобраться, где была допущена ошибка в семейных узах, которая повлекла за собой полное одиночество. И виной этому не стала война, разделившая нас по разным странам. Это случилось скорее всего в моем детстве.Ведь не даром говорят, что все страхи и комплексы родом из детства. Поэтому постараюсь вынуть из памяти даже мелкие события, чтобы поставить точку в сложных отношениях.Итак, понеслись...



                ОТЕЦ
         
      У него довольно необычное имя - Вениамин и по национальности грек. Есть такие небольшие села в Старобешевском районе Донецкой области, где живет эта национальность. Не знаю, как сейчас, но раньше существовала крепкая связь и семьи создавали только между своими. Отец пошел против обычая и женился на моей матери-украинке. Я подозреваю, что такой  красивый мужчина испытывал комплекс по поводу своего заикания, потому большого выбора у него не было.
      Надо сказать, что задушевных бесед с отцом у меня никогда не было. И если я обращалась к нему, то слышала только одно слово :"Отстань!". Он так гаркал, что надолго отбивал желание с ним общаться. Хотя был очень умным и начитанным человеком. Лишь однажды, когда мне было лет 15, я вышла на балкон, где он курил.Было очень красивое звездное небо и вдруг отец мне стал рассказывать, где находится какое созвездие. И я поразилась его знаниям, ведь он называл каждую звездочку, как далеко она находится и многое другое. Мы стояли и вглядывались в небо,а я увидела,что одна звезда в Большой медведице имеет небольшую сестру-двойняшку, которая угадывалась с трудом.
      С того момента я стараюсь найти эту медведицу и очень огорчаюсь, если небо затянуто тучами. Может быть это единственное хорошее впечатление от общения с отцом. Потому что остальное в памяти не из приятных...
      Три раза я получила от него пощечину. Да такую,что искры посыпались из глаз.Обида просто разрывала меня до слез, но я не произнесла ни слова. Первый раз это случилось, когда он послал меня за сигаретами. Тогда мне было лет 14... Возле подъезда меня подкараулил знакомый мальчик, который уговорил сходить к нему домой.За эти полчаса произошло многое... мальчик пытался меня изнасиловать, я дралась как кошка и бежала домой как лань.В подъезде меня встретил разъяренный отец и наотмашь ударил по лицу...Помню, меня отбросило в сторону, но я старалась не показать боль...Самое обидное, что отец был в бешенстве не оттого,что дочь пропала, а просто ему очень хотелось курить...
      Не буду описывать другие два случая, они тоже были довольно странные.Просто последний раз это было при людях и мне было очень стыдно за свое унижение. Может эти события формировали у меня характер, а может просто сломали...
      Когда мне было лет 10,нас пригласили в греческое село на свадьбу родственников. Там мне мать показала женщину и шепнула,что бабушка очень хотела, чтобы она стала ее невесткой. В самый разгар торжества отец пропал. Никто его не искал, а на меня гости стали поглядывать с интересом. Некоторые показывали пальцем и говорили на своем языке. Отец пришел на следующий день и сказал,что заснул в саду. Но даже я понимала, что это отговорка и утешался он с той незнакомкой. Наша семья быстро собралась и уехала домой.Тяжелый осадок на душе я носила долгое время, но никому как всегда ничего не говорила.


      В 71-ом году родители купили жигуленка, тогда "копейку" только стали выпускать. Когда мать мне сообщила новость, я с радостью подумала о том, что наша семья оказывается богата. Хотя до этого я думала, что мы живем в нищете, ведь мне никогда не покупались обновки. Я донашивала за матерью лифчики и старые колготки. О платьях не было и речи. А на выпускной после 8-го класса мне было куплено атласное платье в "Детском мире" рубля за два.Такое бледное и с не модным воротником-апаш...И как я завидовала подруге, что ей купили босоножки на платформе, которые она держала под подушкой...
      Отца я итак не видела дома, все был на работе. А тут потянулись соседи с просьбами куда свозить, что перевезти. Меня словно не замечали в семье,будто и не было.А у меня и времени не было думать об отношениях. После школы  другая школа - музыкальная. Кружки разные... резьба по дереву,Дом пионеров. Где только время бралось? Девочка была развитая, но с родителями выбрала тактику прикидываться дурочкой. Так легче было держать оборону. Припоминается случай, когда отец подошел к нашей дворовой компании. Было прохладно, он потрогал мои уши и сказал, что у дураков уши холодные. Я глупо улыбалась, ведь у всех присутствующих они были теплые. Отец так радовался моему изумлению и глумился при всех. А я... прикидывалась дурой, потому что он хотел меня видеть такой...

     Как-то сидели мы в зале и смотрели телевизор. Оперная дива надрывалась в конвульсиях. Я ни слова не понимала в этом песнопении, но понимала, что это здорово. Отец повернулся ко мне и выдал :" А ты так не умеешь!".Действительно, лет в 13 я многое что не умела, но меня этому никто и не учил. Поэтому чувствовала себя ущербной и очень старалась все делать на отлично, чтобы вырвать у родителя скорбную похвалу...
    

     В 76-ом году многие руководители шахт потянулись в другой город, за ними уехали и мы. Поступать в техникум мать мне не разрешила, потому что надо было паковать вещи. Так я попала в 9 класс и незнакомый город. Мне, домашней девочке,было трудно приспособиться к новым условиям. Из отличницы я превратилась в двоечницу, хотя уроки делала исправно. Мои проблемы в семье не обсуждались и никого не волновали. Отец пропадал на шахте,часто не приходил ночевать,стал изрядно выпивать. Потом я узнала, что это были пьянки с другими женщинами. У него просто появилась другая жизнь, не обремененная заботами. Я часто видела его машину возле чужого подъезда, но мать либо приняла этот факт, либо не знала.
     Однажды настал переломный момент. Вероятно отец принял решение уйти из семьи. Мы ходили с матерью на разборки к чужой женщине, мне было приказано собирать отцу чемодан. Но потом как-то все устаканилось, мне ничего не объясняли.
    

      Когда я забеременела будучи не в браке, отец забыл мое имя. Так я стала шалавой и лахудрой. Родители все же организовали свадьбу и сняли для нас кухоньку в другом городе. Мы мало там жили. Я сидела голодная с грудным ребенком, муж денег не давал и я вернулась в родительское гнездо. Однажды зимой в лютый мороз мать скомандовала :"Вези ее обратно". В ночь отец повез меня с сыном без денег и куска хлеба в съемное жилье. Подвез к воротам, выгрузил и даже не вышел из машины. В минус 28 я зашла в промерзшую насквозь кухоньку. С печкой были проблемы и раньше,растопить ее было нереально. Она дымила, вода в кране замерзла. Ребенка догадалась закутать и закрыть в другой комнатушке. Сама села с книжкой на кухне и стала ждать,когда потеплеет. Не знаю,прошло более двух часов, я попыталась встать, но ноги не слушались. Благо до дверей не более трех шагов. Я упала на пороге и пришла в себя поздней ночью. Мне даже не пришло в голову, что я отравилась угарным газом...
      Утром я пыталась все же наладить свой быт, но безрезультатно и вернулась к родителям. Меня встретили с грудным ребенком на руках возгласом "Не долго музыка играла!"  Чувствуя себя виноватой, боялась рассказать, что со мной произошло. Только потом я поняла, что меня с ребенком увезли на верную смерть. Просто повезло.
      Каждый раз , когда я вспоминаю эту историю, у меня разрывается сердце. Как же можно было настолько не любить своего ребенка,чтобы не положить в сумку кусок хлеба и не зайти посмотреть, куда привез свою дочь и внука? Настолько я мешала своим присутствием, чтобы выгнать из дома в лютый мороз? Мне этого никогда не понять. Не понять и не принять бездушия родных людей, безрассудства и подлости...

      Кстати, внука отец первый раз взял на руки только в три года. Помню, как сын ползал по квартире, а все его просто переступали. Мне было обидно, но заставить полюбить нас не могла. Не в моем положении и не в моих силах. Чувство изгоя в семье было вбито в меня крепко.


      Как-то на балкон к нам ворвались три воробья. Бились  в стекла, пока я не помогла им вылететь на волю. Я знала,что это к беде. И она пришла в наш дом. Пропал отец дня на три, но мать не придала значения. Лишь после звонка из горотдела, что отец задержан я ворвалась в спальню и накричала на мать.Она мирно спала. Оказалось,что отец подписывал ведомости на шахте на зарплату "подснежникам". Конечно, в заговоре было несколько лиц, но все исчезли с арестом папы. Как и все друзья. Два месяца он просидел в СИЗО и вернулся совсем другим человеком.Поседевшим. Постаревшем. С какими-то зековскими выходками. Приходил в себя долго. А мы все старались не вспоминать и не говорить об этом.

      Выну я на свет еще один случай. Мы с сыном сидели занимались в своей комнате. С работы приехал отец и тут же ворвался к нам. Схватил меня за длинные волосы и стал бить об шифоньер и пианино. Обзывал.Бил не переставая, пока я не вырвалась. Схватив ребенка на руки, побежала в милицию. Отца привезли сразу. Допрашивали. После допросов выпустили и я поняла, что идти мне некуда. Тем более с ребенком. Мать просто лютовала и стала на сторону отца. Ведь опозорила! Потом проговорилась, что у отца на работе вышел конфликт с каким-то человеком. В отместку он сказал,что спал со мной. А я ведь даже не знала того парня. Вместо того,чтобы встать на защиту и разобраться, отец выбрал более легкий путь - наказать в этой истории меня...


      Я понимаю, что каждый человек может ошибаться. Но никогда! Никогда отец не просил у меня   прощения. Не сказал , что был виноват. Всегда держал позицию победителя. Мне приходилось только глотать обиды. Однажды  в скандале я ему сказал,что он алкоголик. Действительно,был период, когда он еле приползал и отсыпался сутками. Все ходили на цыпочках, а в спальне стоял жуткий перегар...
      Тем не менее есть у меня благодарность. До самого 10-го класса отец занимался с внуком уроками. Первые классы делала это я. Но потом логарифмы и синусы победили меня. И я благодарна отцу,что помогал сыну. И до сих пор поражена, как можно было помнить школьную программу в зрелом возрасте? Грамотность и интеллект были всегда на высоте.
      Сейчас отец живет в Америке и мы не общаемся много лет. Года два назад говорила с матерью по скайпом и вдруг он зашел и спросил,кто это? Она ответила,что его дочь. Но он так меня и не признал. Такой дочери у него нет.







                МАТЬ


       Если отца я боялась и уважала, то в детстве мать все же любила и старалась почитать. Свои секретики доверяла как подруге.В первом классе я поведала, что мне нравится мальчик в кроличьей шапке с первого подъезда. Только когда надо мной начали ржать все соседи, поняла, что тайна поведана всем. Вот тогда мне надо было сделать вывод, но ребенку в 7 лет это было не под силу. А ведь все могло бы сложиться по другому, если бы я замкнулась и перестала доверять матери.


       Вера не учила меня премудростям жизни. Она использовала в своих целях.Нужно было убираться в доме и заниматься младшими сестрой и братом. Обязанностей было много. А вот прав - никаких. И я никогда не просила обновок. У меня не было игрушек. Хотя нет... мне купили пианино и отправили на семь лет в музыкальную школу. Я обивалась там слезами и соплями, но бросить не решилась. Надо так надо...

       При переезде в другой город детство мое кончилось. В последнюю ночь перед отъездом я прощалась с друзьями и мать так отходила меня резиновым шлангом,что приехала на новое место с синими ногами. Ремонт и расстановка мебели легли на меня. Мать просто скомандовала о том,что надо клеить обои. Ее не волновал тот факт, что этого я даже никогда не видела. С тех пор ремонты делаю всю жизнь. Кладу плитку, штукатурю стены, работаю с гипсокартоном.
       Когда отец хотел уйти из семьи, мать легла в психичку. Она нам рассказывала, как чистила зубы кремом для рук. Мне было понятно, что она плетет интриги. Но в войне за семью все средства были хороши.Тяжело было мне - учеба в другом городе и вся женская работа на мне. Кстати, стирка всех портков тоже стала моей обязанностью пожизненно. Мать никогда этим не занималась, а отец строго спрашивала с меня, где его чистая и наглаженная рубаха.


       Квартирный вопрос стал настоящей проблемой между нами. Размениваться мать не хотела, периодически я уходила на съемные квартиры, но снова возвращалась. В те годы еще не было приватизации, да и купить было не за что. Первый год после техникума мать получала всю мою зарплату, было одно платье кримпленовое, которое я одевала влажное каждое утро. Не успевало высохнуть. Когда я ушла на другую работу, часто занимала у матери деньги. Каждый раз приходилось отдавать по два раза, потому что про первый она никогда не помнила. Однажды я переслала ей долг по почте и сохранила чек. Тогда в займе мне было отказано.
       На деньги я никогда жадной не была. Собирала страховку в 1000 рублей и ехала за покупками в Москву. Оттуда я привозила всей семье подарки. Вот какая же была дура! Себе шампуньку и мыло, а отцу кожаные ботинки, матери целые чемоданы отрезов. Никто не благодарил, не то, чтобы заикнуться за деньги!


       Тем временем отношения за квартиру накалялись. Варианты обмена за 4-квартиру на трех и однушку родню не устраивали. Скандалы случались все чаще. Пришлось отвоевать одну комнату и поставить замки на дверях, потому что все чаще пропадали вещи. В холодильнике исчезали продукты, а ведь надо было кормить сына. Однажды вечером вдруг пропал свет. Оказались выкручены в счетчике патроны. Мать с отцом притихли в зале, но я понимала, что они за моими действиями следили. Спать ложиться было еще рано, поэтому я ушла к подруге. Той не оказалось дома и я буквально через 15 минут вернулась. Все мирно смотрели телевизор, как будто ничего не произошло. Но видно было, как досада их одолела. Ведь второй раз выкручивать патроны как-то не комильфо.
       Прокручивая этот факт, невольно приходит мысль, что все проблемы можно было урегулировать методом переговоров. Будто никто меня не выгонял из квартиры, но все делалось лишь для того, чтобы жизнь становилась невыносимой. Зачем были эти провокации? Закалить, унизить или что-то еще? Я не понимаю до сих пор, как мне удалось не сломаться и выжить в той ситуации. Все советы матери были мне во вред, но меня так воспитал совок, что я должна слушать родителей. Лишь к 30-ти годам я поняла,что все это мне во вред. Надо выкарабкаться самой.

       В этот период мне посчастливилось устроиться на работу журналистом. И хотя не было образования, все силы я отдавала газете. Параллельно стала торговать по выходным в другом городе. Уставала...но деньги нужны были сыну на учебу.
       Однажды мать сообщила новость, что сестра мне выслала деньги на квартиру.Она в тот момент уже жила в Америке и помогала родителям. Три года каждый вечер я обходила кварталы в поиске квартиры. Как только находился вариант, мне сообщали, что либо нет денег, либо будет покупаться дом. Это настолько ломало меня, что я была на грани срыва. Возраст под сороковник, а у меня никакого просвета... Случайно подвернулся вариант двухкомнатной квартиры по сходной цене. Я туда ходила с братом. Ему все понравилось и на следующий день мать вызвала меня с работы к нотариусу. Я просто летела на крыльях... зря... Отец поставил меня перед фактом, что квартиру он оформляет на себя, а я должна выписаться и может быть...они еще подумают... в новую квартиру меня пустят пожить...

       Я приходила в нотариус в этот день три раза и уходила вся в слезах. Было непонятно куда меня выселяют. Это было непристойно выяснять отношения при людях, но уже отступать было некуда. И я приняла решение, что из своей комнаты никуда не уйду. Стресс свалил меня с ног. Три дня пролежала в беспамятстве А в этот момент все выносилось из дома. Родители переезжали в новую квартиру...
       Когда я без сил поднялась с кровати, не поверила своим глазам... даже плафон, который я установила своими руками в туалете был просто содран...Везде пустые стены и разруха... Теперь три комнаты принадлежали брату, я оставалась в одной...
       Вспомнилось, что родители взяли как-то добермана и для собаки выделили комнату. Для моего сына места в квартире не нашлось, а ведь был он уже подростком и ютиться на 15-ти метрах с матерью было тяжело.

       Хотелось вынуть на деле хорошие моменты, но почему-то всплывают только обиды. Может быть я приняла неправильное решение, но пришлось отказаться от родственных уз. Квартира мне досталась с бешенными долгами и без документов, в очень запущенном состоянии. Очень хотелось покинуть эти стены и вскоре я купила машину и двушку. Размахнулась на перепланировку и сделала неплохой ремонт.Все подходило к переезду,старалась как могла и денег на обстановку не жалела. Но что-то подсказывало,что старая квартира меня не отпускает. Держит чем-то, не отпускает...

       И не ошиблась...В какой-то момент сын привел девушку и сказал:"мы беременны..." На свадьбе были родители, но мы не общались. Для них стало шоком, что подарком для молодоженов стала новая квартира. Все понимали, чего мне это стоило. А мне пришлось начинать все сначала. Еле оформила документы на родительскую квартиру, заплатила долги и вновь ремонт. Теперь я его делала действительно для себя. Так как мечтала. Только годы ушли.

      Родители так и считали, что сделали мне царский подарок - оставили четырехкомнатную квартиру. Все остались при своем мнении. Квартирный вопрос рассосался сам собой. Сестра забрала родителей в Америку, брат продал их двушку до войны. Я вычеркнула их всех из своей жизни. Они - меня. Лишь раз в год я отвечала на звонки из Калифорнии. Говорить было не о чем. Только осадок был неприятный, обязательно разговор оканчивался скандалом. Многое хотела высказать, но язык не поворачивался.

      Последний звонок был от матери два года назад.Перед моим днем рождением. Как всегда мать любила поздравлять все годы:" Тебе шестой десяток пошел".Третий, четвертый и пятый десяток уже пережила. И никогда не понимала таких поздравлений.Показала свои фантастические вязанные вещи. Ведь в тишине освоила ирландское кружево. Матери понравилось, а затем она разоткровенничалась... Сказала, что любила меня всегда и гордилась мною. От неожиданности я рассмеялась и закончила разговор.


      Умирала мать тяжело и ее не стало 9 мая. Рано утром я  обратила внимание, что все часы стоят. Глядя на них,даже не задумываясь, произнесла вслух "Мать умерла".Откуда это вырвалось,сама не поняла. Лишь затем, когда зашла в интернет, прочитала смс от брата, который заблокировал меня очень давно. Я ответила, что знаю  и приношу ему соболезнование.
      Мне не придется ходить на кладбище и ко мне никто не придет. Это не пугает, лишь бы крест кто поставил. Пугает то, что в сердце пусто... все выжжено...Не плакала, не жалела. Встретимся там... и поговорим...