Высоко сижу, далеко гляжу...

Борис Григорьевич Вайнер
Детский мюзикл в двух действиях, 8 сценах
для театра кукол (и не только)
Сиквел сказки "Маша и медведь"
(Здесь Первое действие)

Согласие автора и условия постановки можно узнать, написав мне отсюда.


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Маша
Миша, медведь
Сыскин, детектив
Пират, попугай
Боря, бурундук
Первая девочка 
Вторая девочка



ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


СЦЕНА 1

Лужайка и дом на краю села. Рядом дуб. Две девочки собирают цветы и поют:

Ромашки для косички,
Ромашки для сестрички,
Ромашкам на окошке
Любой хозяин рад.

Но если на ромашке
Сидят рядком букашки –
Не трогаем ромашку:
Пускай себе сидят!

ПЕРВАЯ: Давай Машу позовём.
ВТОРАЯ: Машка! Машка, выходи!
ПЕРВАЯ: Ма-аша-а! Спит, что ли?
ВТОРАЯ: Ма-ашка!.. Может, дома нету?

Подружки бегают возле дома, подпрыгивают, заглядывают в высокое окно.

ПЕРВАЯ: Ничего не видно
ВТОРАЯ:  А давай ей в окошко что-нибудь бросим.
ПЕРВАЯ: Давай.

Подбирают камешки.

ПЕРВАЯ(бросает): И-эх!.. Ну Маша!..
ВТОРАЯ (бросает): У-ух!.. Ну Машка!..
ГОЛОС МАШИ: Высоко сижу!.. Далеко гляжу!.. Окно разобьёте!
ПЕРВАЯ (задирая голову к верхушке дуба): Маша! Ты опять на верхушку залезла? Маша, слезай!
ВТОРАЯ: Слезай, альпинистка!
МАША (спускаясь): Ну слезла .
ПЕРВАЯ: Давай с нами ромашки собирать.
МАША: Да ну. Насобиралась уже.
ВТОРАЯ: А что делать будешь?
МАША (подумав): Я к Мише в гости пойду. Давно не была.
ПЕРВАЯ: Это к медведю, что ли?
МАША: С ним весело. Он на передних лапах стоять умеет. И мячом жонглировать. А кашу мою просто обожает!
ВТОРАЯ: Не боишься?
МАША: Кого? Мишаню? (смеётся) Чего его бояться? Он же не какой-нибудь дикий медведь! Мы с ним дружим! Я ему каши принесу. Завтра с утра! (Забегает в дом).

Подружки продолжают собирать цветы. Снова звучит песня.

Ромашки для подружки,
Для бабушки-старушки,
Для дедушки ромашки,
Чтоб радовали взгляд.

Но если на ромашке
Сидят рядком букашки –
Не трогаем ромашку:
Пускай себе сидят!


СЦЕНА 2

Музыка. Лесная поляна. Вечер. Дом медведя с лавочкой. На поляну из леса выходит Миша.

МИША (устало): Ну, всё, кажись. Пчёл проверил, малинник обошёл, родник почистил, валежник  с тропинок убрал... (садится на лавочку).

Откуда-то вылезает и присаживается рядом на пенёк бурундук.

МИША (сам себе): Каши  опять хочется. Машиной. В цирке мне тоже кашу давали, но у Маши вкуснее.  Вот бы сюда хоть один котелок!
БОРЯ: Ага. Или два!
МИША (поворачиваясь к бурундуку): А, это ты, Боря?.. Ну или два. Только кто ж её сварит! Я не умею, а Маша далеко. И вообще давно ко мне не заходила... Не поверишь, вот так бы взял и полетел к ней (поёт и танцует).

Бывает, под крышу под нашу
Вдруг вечер приходит унылый...
Ах, где же ты, где же ты, девочка Маша,
Что добрую кашу варила?
Ах, где же ты, Маша?

БОРЯ (подпевает и подтанцовывает):
Ах, где же ты, каша?

МИША:
Никто на крылечке не встретит
И в прятки со мной не сыграет...
А может, денёчки весёлые эти
Сейчас и она вспоминает?
Ах, где же ты, Маша?

БОРЯ:
Ах, где же ты, каша?

Миша зевает, заходит в дом, затем появляется в окне.

МИША: Ну ладно, сосед. Я отдохну маленько (ложится)...

Окна гаснут. Музыка. Треск веток в лесу.

БОРЯ: Никак идёт кто-то? Спрячусь на всякий случай (бегает по поляне, ища укрытия, потом прячется за бугром).

Музыка (как в типичном детективе, контрабас и пр.). Появляется Сыскин. Он в плаще и шляпе.

СЫСКИН: Так. Так-так. Он где-то здесь. А раз он здесь, я его найду. (Поёт)

Ракушку мелкую в песке,
И ржавый ключ на чердаке,
И фото дедушки в анфас
Для вас отыщет Зоркий Глаз!

Он никогда не подведёт –
Но только денежки вперёд!

Так. А  это что за следы?..

Уходит. Из-за бугра выбирается бурундук.

БОРЯ: Какие такие денежки? Нет у нас никаких денежек. А были бы – чего с ними делать? Малины мне Миша и так даст. А я ему – орехов. Ох, не нравится мне этот Зоркий Глаз! (снова ныряет в кусты).

Возвращается, подсвечивая фонариком, Сыскин.

СЫСКИН:
И головастика в пруду,
И среди джунглей какаду –
Кого угодно на заказ
Для вас отыщет  Зоркий Глаз!

Он никогда не подведёт,
Но только денежки вперёд!

Так. Окна не горят. Значит, он спит. Эт-то хор-рошо (смотрит вверх) Эй, Пират!.. Куда он запропастился? Пират!..

Шумит ветерок в листве, качаются ветки. Влетает, делает круг над поляной и опускается на пенёк попугай в тельняшке.

ПИРАТ: Я прибыл, шеф!
СЫСКИН (ворчливо): Вижу, что прибыл. Где ты был? Опять за бабочками гонялся?
ПИРАТ: Как можно, шеф! Да р-разрази меня гром!..

В кармане у Сыскина громко булькает сотовый телефон.

СЫСКИН и ПИРАТ (одновременно вздрагивая): Ой!

Сыскин достаёт телефон и читает эсэмэску.

ПИРАТ: Чего там? От Хозяина?
СЫСКИН: Да. Всего три слова. (Медленно читает вслух). «ГДЕ МОЙ МЕДВЕДЬ?!!». Вопросительный знак. И два восклицательных.
ПИРАТ: Два? Значит, он сердится.
СЫСКИН: Без тебя знаю (вздыхает). Эх, лучше бы мне уличным артистом было остаться… (спохватившись, Пирату) Ты вот что... Погляди, кто есть в доме. Только потише. Не как в прошлый раз, когда ты тигра разбудил.
ПИРАТ: Я не виноват! Фок-грот-брамсель мне в левое ухо! Я его за матрас принял!
СЫСКИН: Матрас? C вот такими (показывает) зубами?.. Ладно (машет рукой в сторону дома), давай!
ПИРАТ: Слушаю, шеф! (взлетает, кружит над поляной и поёт).

Я попугай, но я – Пират,
А для пирата нет преград!

Закрыты двери – не беда,
Закрыты окна – ерунда,

Чердак с подвалом – чепуха,
А остальное – ха-ха-ха!

СЫСКИН: Распелся! Тоже мне соловей. Вперёд, тебе говорят!
ПИРАТ: Есть, шеф!.. Йо-хо-хо! Отдать швартовы!

Кружит над домом, затем исчезает за трубой.  Сыскин садится на пенёк и задумывается. Над кустом на краю поляны показывается голова бурундука.

БОРЯ (в зал, полушёпотом): Что делается, а? Хоть «караул» кричи!

Детектив оглядывается, бурундук снова прячется.


СЦЕНА 3

Лесная тропинка. Раннее утро. Звуки леса (кузнечики, иволга, кукушка вдали). Выходит Маша с корзинкой.

МАША (поёт):
Подарок для друга чудесный
Я в доброй корзинке несу.
Ведь каждому с детства известно:
Не водится каша в лесу!

Растут здесь каштан и рябина,
И вишня весною цветёт,
Малина растёт и калина,
А каша в лесу не растёт!

Вокруг неё появляются и танцуют бабочки, и Маша в их сопровождении уходит по тропке дальше.


СЦЕНА 4

Утро. Медвежья поляна. Из-за куста выбирается Сыскин.

СЫСКИН: Пират! Ко мне!

Влетает и приземляется на пенёк Пират.

Ну, что там?
ПИРАТ:  Всё в порядке, шеф. И чердак проверил, и чулан, и кладовку. Он там. Один.
СЫСКИН: Хорошо. Пора.
ПИРАТ: Бр-рать будем? Кар-рамба! Живым или мёртвым?
СЫСКИН: А ты сам-то как думаешь?! Хозяин сказал: чтоб ни одной царапины!
ПИРАТ: Шеф, а зачем он ему? Что, других медведей на свете нет?
СЫСКИН: Другие-то есть, да этот самый талантливый. Хозяин его собирается  гостям показывать. А кормить будет очень хорошо. Но только за стойку на передних лапах... Ладно, для начала попробуем уговорить. (Вздыхает). Слушай, может, ты за меня сходишь?
ПИРАТ(взлетая на ветку): Я? Медуза мне в печень! Ну какой из меня уговорщик?
СЫСКИН: И то верно... (задумчиво) Вообще-то он позавтракал, так что сытый сейчас. Может, и обойдётся... Ладно, я пошёл (поднимается на крыльцо, стучит и заходит в дом. Слышен его голос). Доброго утречка, уважаемый!..

Музыка. Осторожно выходит Боря. Осматривается.

ПИРАТ(с ветки): Полундр-ра! Ты кто ещё такой?
БОРЯ (неторопливо садясь на лавочку): С утра бурундуком был.
ПИРАТ: Чего?..
БОРЯ: Бурундук я.
ПИРАТ: А я Пират.
БОРЯ: То-то я гляжу, полоски у тебя не как у людей, а поперёк.
ПИРАТ: Какие полоски? Это тельняшка! А у людей вообще полосок нет! Глупый ты, бурундук.
БОРЯ: Это шутка была. А ты что тут делаешь?
ПИРАТ: Какая шутка? Тысяча чертей! Не отвлекай меня, я Сыскина жду.
БОРЯ: А кто это – Сыскин? А, понял, ты букву «ш» не выговариваешь. Шишкин, наверно.
ПИРАТ: Всё я выговариваю.
БОРЯ: Тогда скажи: шла Саша по шоссе и кушала сушку.
ПИРАТ: Шла Суша по соше и шушала мушку.. Ты мне молову не горочь... То есть голову не морочь! Сыскин и есть Сыскин. Потому что он всё что хочешь отыскать может. Вот и медведя нашёл.

Из дома раздаётся грохот, рёв и крики, мелькают силуэты Миши и Сыскина. Боря прячется. На крыльцо выскакивает и сбегает вниз растрёпанный Сыскин. Вслед за ним вылезает рассерженный Миша.

МИША: Ты ещё здесь? Я настоящий медведь, а не игрушечный! Меня на цепь?!.. Да чтоб ноги твоей тут больше не было! (Ворча себе под нос, возвращается в дом).

Пауза.

ПИРАТ( с ветки): Суши вёсла! Шеф, я так понимаю, что он не согласен?
СЫСКИН (мрачно): Не согласен. А  с пустыми руками нам назад нельзя.
ПИРАТ: Якорь мне в глотку! И что делать будем?
СЫСКИН: Я тебе скажу. Нет, лучше спою (поёт и танцует):

Цыплёнок жареный,
Цыплёнок пареный,
Цыплёнок тоже хочет жить.
Но повар знает
И понимает:
Цыплёнка можно обхитрить!

Музыка (проигрыш песни).

ПИРАТ (на проигрыше): Точно! Йо-хо-хо! Обхитрить! Шеф, а где ж мы тут цыплёнка найдём?
СЫСКИН (на проигрыше): А ты подумай (показывает на дом медведя).
ПИРАТ(на проигрыше):  Разрази меня гром! Он цыплёнок?! Вот ни за что бы не догадался!..
СЫСКИН:
С высокой планкой,
С тяжёлой штангой
Всегда управится атлет,
Но от обмана,
Как от капкана,
И силачу спасенья нет!

Пойдём. Я знаю, что делать. Надо, чтобы он крепко заснул.
ПИРАТ: А как мы это сделаем?
СЫСКИН: Я тут лужайку одну приметил. А на ней – цветочки особенные...

Уходят. Сыскин что-то на ходу объясняет Пирату.


СЦЕНА 5

Медвежья поляна. Миша и Боря на крыльце.

БОРЯ: Ну, я по делам пошёл. А ты берегись, Мишаня! От этих чужих добра ждать не приходится.
МИША: Ладно. Спасибо, что предупредил. И я по делам.

Расходятся.
Возвращаются с разных сторон Сыскин и Пират.
 
ПИРАТ(влетая с цветами): Несу, шеф!
СЫСКИН (принимая букет): Хорошо. Так. Валерьяна, мята, душица... Всё есть. Должно подействовать. Теперь нужна записка.
ПИРАТ: Зачем?
СЫСКИН: Он же у нас артист. В цирке раньше работал. Ну, как мы на улице, помнишь? В цирке так принято. Цветы – и записка (пишет). Для естественности. Чтобы клиент подобрел!

Кладёт букет на крыльцо.

Сыскин и Пират расходятся. Из леса появляется Миша и замечает на крыльце букет.

МИША: А это откуда? Да тут записка! (берёт букет, достаёт записку, читает) «Боль-шо-му  ар-тис-ту Ми-ше от вер-ных по-клон-ни-ков е-го та-лан-та». Надо же... Совсем как в старые времена! Помнят меня! (Поёт и танцует с букетом)

Был бы я бы искусству не нужен
И вставал бы с неверной ноги,
Был медведем бы я неуклюжим,
Если б в цирк не направил шаги.

На арене его медвежонку
Много дней довелось попотеть...
Но не зря я трудился как пчёлка,
И теперь я – уклюжий медведь!

Миша останавливается и нюхает букет. Снова тревожная музыка.

Ой. Что-то мне прилечь хочется. И поспать. Прямо тут. Ох... (опускается на землю и засыпает).

Вбегают Сыскин и Пират.

СЫСКИН: А цветочки-то не подвели!
ПИРАТ: Заснул?
СЫСКИН: Да.

Сыскин осторожно подходит к Мишу и пытается его поднять. Пират помогает.

ПИРАТ: Ой, какой тяжёлый! Тысяча чертей! Шеф, а как мы его до места донесём?
СЫСКИН: Я это предусмотрел. Не мы, а вот это. (Достаёт из кармана воздушные шарики).
ПИРАТ: Что это?
СЫСКИН: Вообще-то воздушные шары. Но сейчас это будет грузовой дирижабль. Гляди (колдует над шарами, и те начинают на глазах раздуваться, пока не становятся очень большими).
ПИРАТ: Триста акул в глотку! А летучести хватит?
СЫСКИН: Сейчас проверим. Цепляй давай!

Они подцепляют спящего медведя к грозди летучих шаров.(Фигура медведя может быть сделана из картона  или поролона).

СЫСКИН: В самый раз! С трудом, но держит! Пошли!

В кармане Сыскина снова громко булькает мобильник. Сыскин и Пират вздрагивают.

СЫСКИН: Стой!

Они останавливаются. Сыскин смотрит в телефон.

ПИРАТ: Что там? Опять?
СЫСКИН: Опять. «ГДЕ МОЙ МЕДВЕДЬ?!!!». Вопросительный знак. И три восклицательных.
ПИРАТ: Три?! Значит, Хозяин ОЧЕНЬ сердится.
СЫСКИН: Без тебя знаю. Будет ему медведь!.. Вперёд!
ПИРАТ: На абор-рдаж!

Музыка. Сыскин и Пират удаляются, ведя за собой на верёвочке шары  с висящим под ними медведем.