Выбор

Юлия Комарова
А у человека всегда есть выбор! Я хотел вообще-то стать летчиком. Клеил сам модели, раскрашивал их. Комната была заполнена самолетиками. У меня в семье было три летчика, так что никто не удивлялся. Но я закончил школу и "загулял". Тупо пропустил все экзамены, опомнился в конце августа, когда пришел домой, а там собрались все родственники - на семейный совет. И дед сказал: "Пусть идет в кулинарное училище на повара. Будет сыт всегда. И в армии на кухне легче." И я пошел в училище, хотя мог пойти сразу служить. Год сидел и не понимал, что я тут вообще делаю.

А летом уехал на практику в Сочи и попал в хорошие руки. Главный повар крутого ресторана меня заметил и благословил) Сказал так: "Сынок, ты можешь сейчас вернуться в училище и продолжать просиживать штаны над теорией. А можешь перевестись на заочное и остаться у меня изучать практику. Выбирай сам." И я остался. Это было настоящим праздником. То, чему я там научился за два года - это никакой институт не даст.
 
И вот весной приезжаю домой родных проведать - полные карманы денег - а мама говорит, что мне повестки идут одна за другой из военкомата. Тогда как раз Афган начался, все дела. А я хотел уже училище закончить, осталось только экзамены сдать летом, и все. Ну, осенью бы призвали, какая им разница.Я пошел в военкомат, дал сотку начальнику, чтобы он меня не забирал, тот уверил, что все будет путем, но надо сходить на призывной пункт. Прихожу. Все пацаны бритые, в ватниках, а я в вельветовом костюме по последней моде, в кармане две сотни рублей (целое состояние), собирался сразу в Сочи возвращаться. И вот тут начальник меня подзывает и говорит: "У тебя есть выбор: или садишься в самолет, и летишь в Питер служить, либо уходишь, а я пишу, что ты не явился на призывной пункт."
 
И я сел в самолет. Прилетаем в Питер, как сейчас помню, на Красную горку. У нас в Душанбе уже теплынь, а тут снег! Замерз жутко. Познакомился с парнем-грузином, подходим с ним к начальнику, спрашиваем, что делать дальше, он говорит: "А что хотите? В принципе, пока присягу не давали, можете ехать домой." Звоню маме, так и так. А мама говорит: "Сынок, оставайся служить. Все равно надо пройти через это."

Я подумал, и правда - ну какая разница, когда - сейчас или через год. И остался.
А уехал бы, никто не знает, куда бы угодил. Следующие призывы от нас прямо в Афган посылали - мы по внешности хорошо туда подходили.

И вот берем мы с моим другом-грузином конверт, скидываемся по 150 рублей и я иду к начальнику. Кладу ему конверт и говорю: "Мы остаемся. Но хорошо бы на Черноморский флот попасть." И ухожу, пока он не опомнился. Через день он меня ловит и спрашивает: "Кто про конверт знает? - "Никто!" Так мы попадаем в Балаклаву.

Я за три года 9 раз в отпуске был! Родители спрашивали: "А ты точно служишь?" А все потому, что на подлодке мы тогда часто ходили в Батум и предоставляли лодку недели на две сирийцам всяким - на учебу. Им кок был не нужен. Так что - я ни о чем не жалею. И благодарен деду, что тогда хорошо меня направил, и маме, что дала нужный совет. Родители всегда могут помочь. Но при этом последнее слово за нами - за детьми, конечно.
Вот я и говорю. Всегда есть выбор.
#ЖЗЛ