Любителям антиквариата, стиль Клуазоне

Шая Вайсбух
Несколько месяцев назад, мне довелось приобрести китайскую вазу с использованием техники клуазоне. Цена невысокая (блошиный рынок), но мастерство и красота – очаровывает. Я не профессионал, а лишь, как и многие из вас, ценитель изящного и необычного.
До недавнего времени я не был знаком с техникой исполнения в стиле клуазоне.  Несколько источников в ин-те, помогли мне оценить и проследить историю этого художественного стиля. Сей перевод (собрание из нескольких источников на английском) - предлагаю всем, кто интересуется миром антиквариата.

Клуазоне (с французского  - Cloisonne) –  это позднее название стиля и на разных этапах своего развития (внедрения) в различных странах, имел своё особое обобщение и наименование: 
В Китае - «Изделия Даши». В Японии - шипо-яки и Киотская перегородчатая эмаль. Этой техникой владели и пользовались мастера во многих странах Европы и Азии, включая Россию (Дом Хлебникова, Фаберже).

Техника исполнения: 
Художественное оформление осуществляется путем добавления отсеков (перегородок) к металлическому каркасу (но это может быть и предмет из фарфора, обожжённой глины, керамики). На каркас крепится проволока (серебро, золото, медь), и фиксируется путём пайки или клея. Контуры, которые воспроизводят проволокой (в некоторых случаях это могут быть и тонкие полоски металла), зависят от полёта фантазии мастера. Растительный и животный мир, эпизоды из жизни тех или иных героев эпоса, геометрические фигуры…  всё зависит от задумки автора. Отсеки (углубления) между «проволочными ограждениями» заполняют эмалевым порошком  , реже – измельчённым стеклом; цвета и  композиция – на усмотрение мастера. Предмет заново проходит механическую и термическую обработку, а  затем полируется. В готовом изделии видны металлические перегородки (контуры), которые разделяют  отсеки заполненные эмалью.
Эффект хорошо подогнанной мозаики? Возможно. Любое суждение имеет право быть высказанным. 
Не лишним будет заметить, что в более ранний период  использовали в качестве наполнителя «отсеков», наряду с эмалью, инкрустации из ограненных драгоценных камней.

История и распространение.
«Родоначальниками» стиля Клуазоне следует считать Египет и страны  Ближнего Востока. В захоронениях данных регионов, были найдены ювелирные изделия, в которых местные мастера первыми использовали  эту технологию. Kак правило, ранние изделия были небольшими (кольца, заколки, браслеты-обручи) и особым изяществом не обладали. В украшениях древнего Египта, можно было встретить  грудные пластины, которые  изготавливались для фараонов, жрецов и военачальников. Основой этих пластин, как правило, служило золото, а отсеки между толстыми полосами перегородок, заполнялись драгоценными-полудрагоценными камнями, или похожими на эмаль материалами, которые назывались «стеклянной пастой». Технику Клуазоне несколько усовершенствовали в Константинополе, используя этот стиль в изготовлении  уникальных «перегородчатых икон». Византийская эмаль мигрировала в западную Европу, Китай и страны дальнего востока. Особый тип - известный как «гранатовая перегородка», широко встречается в искусстве периода миграции у "варварских" народов Европы, которые широко использовали красные гранаты, наряду со стеклом и эмалью. Алые гранаты и золото создавали очень привлекательный контраст, сочетая в себе религиозные мотивы (в христианстве гранат – отождествляют с Христом).
Хронология миграции Клуазоне, несколько «размыта». Принято считать, что в центральную и северную Европу эта техника пришла в начале первого тысячелетия н.э., хотя последние археологические находки опровергают эту версию. В кельтских курганах восьмого века (династия Каролингов), были найдены браслеты, сочетающие в себе технику Клуазоне.
К четырнадцатому веку эта техника распространилась в Китай, где вскоре была использована для гораздо более крупных предметов ( статуэтки, вазы, посуда ). Этот стиль был усовершенствован и получил более высокую «изощрённость» и квалификацию, так что и по сей день, перегородчатые эмалированные предметы с использованием китайских новаций воспроизводят  в Европе. В прибалтийском регионе можно встретить декоративную посуду, кулоны, браслеты, где вместо эмали использовали широкий диапазон разноцветного янтаря.
Весомый пример стиля Клуазоне в более крупных конструкциях - Пала-д'Оро, алтарь в соборе Святого Марка в Венеции.

Методика стиля
Наблюдаются две разные техники византийской и европейской перегородчатой эмали. Самой ранней модификацией является Vollschmelz (с немецкого: «полная» эмаль, или буквально «полный расплав»).
Вся золотая базовая пластина должна быть покрыта эмалью. Края пластины загнуты вверх, напоминая вогнутый резервуар, а золотая проволока припаяна воссоздающая  определённый сюжет, имитирует зубцы. Эмаль-наполнитель или стекло - покрывает всю пластину.
Несколько иначе выглядит метод  Senkschmelz (с немецкого: «утонувшая» эмаль, буквально «утонувший расплав»). Части базовой пластины (в основном золото или серебро), на которую накладывается каркас (силуэт) из проволоки, заполняется эмалью,  оставляя фрагменты базовой пластины непокрытыми. Этот метод более выигрышно преподносит потенциальному созерцателю задуманную композицию; как наглядный пример, - ряд сохранившихся византийских икон и мозаик.
Из стран исламского мира и Византии, Клуазоне  мигрировал в Китай (13-14 века). Первое письменное упоминание об этом содержится в книге 1388 года, где эта техника называется «Изделия Даши». Первоначально китайские ценители искусства с подозрением относились к «чужаку»; однако постепенно этот стиль стал завоевать вкус и глаз местной знати. К началу 18-го века императором Канси была создана сеть цехов и мастерских, которые всецело были направленны на производство «перегородчатого стиля». Ассортимент продукции к этому времени был весьма разнообразен: статуэтки, панно, посуда, ювелирные изделия, итд. Наиболее сложными и высоко ценимыми предметами, считаются те, которые относятся к эпохе ранней династии Мин. Во многих китайских образцах преобладающим цветом является синий, что способствовало более позднему названию техники - Jingtailan ("синяя посуда жингтай").
Обширная коллекция из 150 китайских перегородчатых произведений находится в Музее искусств Винсента Смита, Спрингфилд, штат Массачусетс.

Из англоязычных источников  2019



============================================
http://fantasy-bookfb.ru/forum/
Форум начинающих (и не только) писателей и сценаристов.