Любите ли вы балет?

Ирина Оплер
Любите ли вы балет? Любите ли вы его так, как люблю я?...
(перефразируя классика)


Вы спросите за что я люблю балет? Сложно сказать в двух словах... Скорее всего, за подаренную зрителям сказку, за перевоплощение, за мечту...

Первый раз я увидела балет первоклассницей, со школой мы ходили смотреть "Спящую красавицу", и  потом дома  я переодевала кукол балеринами и пыталась изобразить изящное па перед зеркалом, представляя себя сказочной принцессой.
Уже будучи взрослой, я периодически смотрела балет в Большом и театре Немировича  - Данченко, и даже в Мариинском, и каждый раз восхищалась этим чудом, понимая, что за кажущейся легкостью порхающих балерин стоит изнуряющий каждодневный труд.

Должна признаться что я, за редким исключением, смотрю только классический балет, балет Петипа*, соединившего французское изящество с петербургской роскошью.

Посещая трансляции балета в кино (http://www.proza.ru/2017/11/30/1205), я немного грустила от невозможности увидеть представление наяву - и наконец-то давняя мечта осуществилась!
На 8 марта мы с мамой сделали себе  роскошный подарок - посещение балета “Дочь фараона” в Большом театре.
Как радостно было снова очутиться в  любимом театре, после долгих лет ожидания окончания реставрации. Пусть говорят, что красный бархат слишком яркий, что позолота блестит - с годами краски потускнеют, покроются благородной патиной. Главное - дух театра остался, и каждое представление дарит зрителям чудо высокого искусства**.

В прошлом году отмечалось  200-летие знаменитого хореографа, Мариуса Петипа*, и в честь этой даты  на Исторической сцене Большого театра поставили последнюю балетную премьеру этого сезона “Дочь фараона”.

Поднимается занавес и, забывая о реальности, мы погружаемся в придуманный, но такой завораживающий мир балета.
С первыми тактами музыки мы затаили дыхание - и улыбки радости не сходили с наших лиц до конца представления.

Сюжет балета навеян модной в 19 веке темой древнего Египта, экзотикой, смешанной с французским шармом: молодой англичанин, путешествуя по Египту, в опиумных грезах представляет себя древним  египтянином, полюбившим прекрасную принцессу - дочь фараона.

Представление роскошно, даже помпезно: здесь и впечатляющие декорации на тему древнего Египта с мощными колоннами и фресками храма, и фараон, выезжающий на колеснице,  запряженной белым конём, и лев, бросающийся на принцессу, и конечно бесстрашный  герой,  спасающий красавицу.

Есть и забавные казусы: в сцене «Дно Нила» поприветствовать принцессу Египта стекаются реки мира Гвадалквивир, Темза, Эльба, Конго, Нева и Тибр  с их притоками и ручейками, и исполняют характерные танцы тех стран, по которым они протекают.
Но не стоит  задумываться   о сюжете и географии, лучше просто любоваться изящным танцем балерин.
Немного наивно, забавно, но не это главное. Хореография,  декорации и чудесная музыка создают великолепное представление.

Красочные костюмы танцоров в стиле "древнего Египта" созданы по эскизам французского хореографа Пьера Лакотта****, поставившего этот балет. Он переписал либретто от первой постановки Мариуса Петипа, придумал декорации и ослепляющие золотым блеском костюмы в египетском стиле, и поставил танцы для новой постановки на исторической сцене Большого.

Мощные прыжки солиста и синхронный танец кордебалета притягивают внимание зрителей, и томящая музыка Цезаря Пуни*** очаровывает тайнами Египта.

- Давай посмотрим театр, - предлагаю  я маме в антракте.
Поднявшись по роскошной парадной лестнице,  мы попадаем в освещенный хрустальными люстрами светлый  зал с белым роялем в центре.
В следующем красном зале мы встречаем другие пары дочек - матерей, пришедших на женский праздник в театр. Какие  радостные, доброжелательные лица!  Многие фотографируются в роскошных интерьерах Большого, стремясь сохранить это чудо на память.

Посмотрев выставку, посвященную памяти великой русской балерины Екатерины Максимовой*****, где представлены ее фотографии и костюмы из балетов "Анюта", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", - Какой же она была изящной, прямо как девочка!, -  под впечатлением от увиденного мы возвращаемся в зал и занимаем свои места в удобных бархатных креслах амфитеатра.

Три отделения пролетели как один миг,  и артисты уже выходят  на поклон.
- Как жаль что представление уже  закончилось, - вздыхаем мы с мамой.

Выйдя из театра,  мы приостанавливаемся, любуясь световыми инсталляциями,  оставшимися с Рождества. Несмотря на пасмурную и дождливую погоду нам радостно, и в ушах ещё звучит волшебная музыка Пуни.
На Площади Революции проходим по рынку, открытому в дни Масленицы.
- Как летит время, скоро уже весна!
Несмотря на март, погода совсем не весенняя, но мы не унываем.
- Какой замечательный подарок на женский праздник! - радуемся мы, возвращаясь домой.
Спасибо Большому за подаренное нам чудо БАЛЕТА!

За что я люблю балет? За радость и веру в чудо, за то, что балет делает нас счастливее и немного добрее!


8 марта 2019
---
* Мариус Петипа, русско-французский хореограф,  родился 11 марта 1818 года в Марселе, скончался в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года.
Постановщик известных балетов "Жизель", "Сильфида",  "Корсар", «Дочь фараона» и многих других в театрах Санкт-Петербурга и Москвы.

** Уже после посещения театра я посмотрела интервью с ведущей балериной Большого театра Светланой Захаровой ((род. 10 июня 1979, Луцк, Украинская ССР, СССР) — российская артистка балета. Солистка Мариинского театра в 1996—2003 годах, прима-балерина Большого театра (с 2003) и миланского театра «Ла Скала» (с 2008). Звезда балета подтвердила мои ощущения,   рассказав, что после реставрации театр стал пустым, утратил дух многих поколений артистов. Но теперь театр к счастью возродился благодаря замечательному творчеству молодых танцоров и певцов..

*** Цезарь Пуни, урождённый Чезаре Пуньи (итал. Cesare Pugni; 31 мая 1802, Генуя, Сардинское королевство — 14 [26] января 1870, Санкт-Петербург, Российская империя) — итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Автор 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.

**** Пьер Лакотт - приглашенный балетмейстер для постановки балета "Дочь фараона". Родился в 1932 году в Шату под Парижем. был первым танцовщиком Парижской национальной оперы. Он поставил целый ряд балетов XIX века, среди которых "Натали" (Московский театр классического балета п/р. Н. Касаткиной и В. Василева, 1980), "Марко Спада" (Римская опера, 1981), "Дочь фараона" (Большой театр, 2000), "Пахита" (Парижская опера, 2001), "Ундина" (Мариинский театр, 2006) и др.

***** Екатерина Максимова (1 февраля 1939 — 28 апреля 2009 Москвы) ; прима- балерина Большого театра,  вместе с мужем, танцовщиком В. Васильевым, составляли один из выдающихся балетных дуэтов XX века. Танцевала на лучших сценах мира — «Ла Скала» (Милан), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), «Гранд-опера» (Париж), «Ковент Гарден» (Лондон) и «Колон» (Буэнос-Айрес). Начиная с 1978 года, выступала в зарубежных труппах «Балет XX века» М. Бежара (1978), театр «Сан-Карло» (1986, 1988—1989), Марсельский балет (1987), Английский национальный балет (1989)[7]. С 1980 года танцевала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». В 1982 году по приглашению Ф. Дзеффирелли снялась в его «Травиате». Режиссёром А. Белинским специально для неё были сняты фильмы-балеты «Галатея», «Анюта», «Старое танго» и др.