Мои телеуправляемые торпеды для МПК 1124

Вадим Милованов
   Успехи отдела № 36 в предыдущих работах: «Дельфин 2» и «Стриж» - комплексах  управляемых по проводу противолодочных торпед, явились предпосылкой работ связанных с размещением управляемых торпед, теперь на надводных кораблях.
    Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 680—280 от 10 августа 1964 года было принято решение о строительстве малого противолодочного корабля проекта 1124. Технический проект 1124 по результатам испытаний головного корабля в 1970 году был откорректирован и окончательно оформлен в 1972 году. Гидроакустическое вооружение ГАС опускаемая МГ-339 "Шелонь" с антенной расположенной в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ), находилась в кормовой надстройке и работала в режимах эхо – и шумопеленгования, обеспечивая на стопе поиск подводной цели. Опускалась на глубину до 100 метров и могла обнаруживать подводную лодку идущую на глубине на дальности от 2 до 15 км. При обнаружении лодки на стопе в точке корабельного противолодочного дозора (КПЛД) корабль на полной скорости с поднятой станцией МГ-339 "Шелонь" шёл в точку рандеву с лодкой, с последующим её до поиском и атакой при помощи подкильной ГАС МГ-335 "Платина".
      ГАС подкильная МГ-335 "Платина" с антенной расположенной в подкильном обтекателе и работала в режимах эхо и шумопеленгования. Гарантированная дальность сопровождения подводных целей составляла 2 км, а максимально возможная дальность сопровождения (при нормальных гидрологических условиях) до 15 км. Дальность обнаружения в режиме шумопеленгования достигала до 4—6 км, а дальность обнаружения мин и торпед до 3 км. «Мёртвая зона» при работе составляла 1,5 — 2,0 км. ГАС обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля. Время подготовки станции к работе- 5 минут.
     Торпедное вооружение кораблей проекта состояло из двух двухтрубных поворотных торпедных аппаратов марки ДТА-53-1124, установленных по бортам позади носовой надстройки. Торпедные аппараты комплектуются дистанционным автоматическим устройством ввода в торпеды текущего угла (АТУ.1) и имеют воздушную систему стрельбы. Перед стрельбой торпедные аппараты разворачиваются на фиксированный угол в 27°. Стрельба из аппаратов должна была производиться как противокорабельными торпедами марки 53-65К или противолодочными марок СЭТ-53, СЭТ-53М и СЭТ-65.
    По ТТЗ на КТУ-77 "Терек" корабли проекта 1124М необходимо было оснастить комплексом телеуправляемого оружия. Выстрел необходимо было производить  торпедой ТЭСТ-3, которая представляла собой доработанную торпеду ТЭСТ-71. Электрическая торпеда ТЭСТ-3 имела дальность хода 15-20 км, скорость 25 и 40 узлов, глубину хода 20-400 м, а также переключение скоростей для уменьшения её собственного уровня шума. Дальность хода торпеды 20 км достигалась при условии 50 % времени её движения со скоростью 23-25 узлов. Длина провода в торпедной катушке для телеуправления равна 20 км, в корабельной катушке - 5 км. Система самонаведения торпеды - акустическая, активно-пассивная, двухплоскостная, с радиусом реагирования 1000 м по активному каналу. Неконтактный взрыватель - гидролокационный, кругового действия, с радиусом реагирования 10 м.
     Имея хороший научно-производственный задел, а также, установившуюся кооперацию с производственными предприятиями, Персицем З.М. было принято решение - выполнить эскизный проект в короткие сроки и перейти к рабочему проектированию. На очередном техническом совещании мной была предложена блочно-функциональная схема комплекса с учетом последних работ лаборатории Заказновой В.П. по вертолетному комплексу «Стриж»-СРП. Облегченный вариант СРП с применением шестеренок из алюминиевого сплава делал весо-габаритные характеристики аппаратуры управления стрельбой, расположенной на носителе, выигрышными при размещении. Весовой выигрыш доходил до 6оо килограмм на весь комплекс КТУ-77 "Терек". К тому же на заводе «Молот» было изготовлено два образца счетно-решающих приборов, которые были в нашем распоряжении. После недолгих раздумий Персиц З.М. высказал простую мысль: «Если Вы думаете что величина правительственных наград за наши работы обратно пропорциональна весам и габаритам иаших комплексов, то вы ошибаетесь и, во-вторых, за копирование наград не дают». Проверенная технология изготовления счетно-решающих приборов на шестеренках из стали, и, многолетний опыт  проектирования интегрирующих и дифференцирующих механизмов в СКБ города Петровск на заводе «Молот» стали основой для выдачи ТТЗ на СРП-«Терек», основной приборной части комплекса КТУ-77 "Терек", расположенной на носителе МПК проекта 1124М.
    За основу комплекса была положена функциональная схема комплекса «Дельфин 2», в несколько измененном составе. Вместо «СРП-Дельфин»  необходимо было разработать новый счетно-решающий прибор - СРП-«Терек» и, вследствии нового алгоритма предстартовой подготовки  применения торпед, разработать новые приборы: - прибор анализа и управления (ПАУ) и цифро-буквенное табло рекомендаций и текущего состояния (ТРТС). На пульте командира при управлении (ПКУ) торпедной атакой были предусмотрены два режима использования комплекса: режим ручного управления и - автоматического управления. Для проведения работ по комплексу были назначены ведущие:
- по комплексным  работам  – Каткова Н.А. (лаборатория Удовенко Г.С.);
- по счетно-решающему прибору (СРП-«Терек») – Новиков В.И. (лаборатория Заказновой В.П.);
- по прибору анализа и управления (ПАУ) и цифро-буквенному табло рекомендаций и текущего состояния (ТРТС) – Милованов В.К. (Ваш покорный слуга, лаборатория Заказновой В.П.). 
    Создание корабля пр.1124 как специализированного скоростного противолодочного корабля небольшого водоизмещения было обусловлено появлением за рубежом подводных лодок нового поколения и необходимостью принятия эффективных мер противодействия им во всех морских зонах, в том числе и в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования кораблей ВМФ СССР.  Разработку зскизного проекта и изготовление первых образцов малого противолодочного корабля (МПК) пр.1124 "Альбатрос"  проводило ЦКБ-340 города Зеленодольск. К моменту разработки рабочего проекта комплекса - «КТУ-77» МПК 1124М имел в своем составе: -  ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающим устройством «Поворот-159», которое обеспечивало управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т» на стопе;
- два торпедных аппарата, для стрельбы самонаводящимися торпедами.
     Для внедрение в структурную схему МПК проекта 1124М «Альбатрос»   аппаратуры КТУ-77 (комплекс телеуправления) с корабля сняли РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива. Были внесены изменения и в торпедные аппараты, для их использования под стрельбу телеуправляемой торпедой ТЭСТ-3. Общий вес всех приборов комплекса телеуправляемого оружия КТУ-77 с торпедами ТЭСТ-3, размещаемых на (МПК) проекта 1124М «Альбатрос», составил 1200 кг. Вновь были разработаны прибор анализа и управления (ПАУ) и цифро-буквенное табло рекомендаций и текущего состояния (ТРТС).   Телеуправление торпедой по проводной линии связи обеспечивает высокую вероятность поражения цели по сравнению с другими способами управления и мало подвержено воздействию преднамеренных помех. В связи с этим применение телеуправляемых торпед приобретает определенное значение в системе вооружения надводных кораблей. Так как в систему управления включен оператор стрельбы, то облегчается скрытная доставка торпеды в район цели на дальность наиболее эффективной работы ее ССН, а также контролирование и адекватное реагирование на естественные и искусственные помехи при наведении. На случай обрыва линии связи  управление торпедой идет по заранее запрограммированному курсу, а переход в режим самонаведения по последним достоверным данным о предполагаемом месте нахождения цели. Телеуправление позволяет передавать команды управления с борта стреляющего корабля и получать обратные данные о параметрах торпеды. Это дает оператору возможность управлять торпедой в зависимости от маневрирования цели, повторять атаку в случае промаха или перенацеливать ее на другую цель. В алгоритм работы комплекса была включена ситуация получения целеуказания по радио от других источников. Во вновь разрабатываемые прибор анализа и управления (ПАУ) и цифро-буквенное табло рекомендаций и текущего состояния (ТРТС) были заложены функции автоматической выработки команд управления торпедной стрельбы без участия человека. А, это - уже цифровая вычислительная машина (ЦВМ), которая берет управление на себя, для этого перед выстрелом торпеды на пульте ПКУ устанавливается переключатель в положение - автоматического управления.
. Перед выстрелом в торпеду расположенную в торпедном аппарате вводят исходные расчётные данные до атакуемой цели в аналоговом виде. После выхода торпеды из торпедного аппарата и запуска электродвигателя постоянного тока, она начинает движение в сторону цели. Корректирование торпеды по курсу и глубине, на атакуемую цель, производится по проводу комплекса телеуправления в цифровом виде. Комплекс телеуправления по проводу обеспечивает в сложной помеховой обстановке вывод торпеды на цель в зону действия системы самонаведения и учитывает все изменения поведения цели. С выходом торпеды в зону действия системы самонаведения, её универсальная гидроакустическая аппаратура осуществляет поиск и захват атакуемой цели, что передается по линии связи, через устройство согласования в прибор анализа и управления  (ПАУ), который, исходя из текущей ситуации, дает разрешение торпеде на переход в режим ССН, обеспечивая выход торпеды на цель. Как только торпеда входит в зону действия неконтактного взрывателя, происходит подрыв заряда БЧ и поражение атакуемой цели.
     В 70 годы данные от ГАС, а также курс и скорость атакующего корабля, которые были необходимы для стрельбы,   вводились  в комплекс телеуправления в виде аналоговых величин (донные от сельсинов, синосно-косинусных вращающих трансформаторов – СКВТ, ЛВТ), которые неоходимо было преобразовать в цифровую форму для ввода их в цифровой анализатор выработки команд управления торпедным выстрелом, и цифро-буквенное табло отображения. Прибор анализа и управления (ПАУ) и цифро-буквенное табло отображения рекомендаций и текущего состояния (ТРТС) представляли собой комбинацию электронно-механических блоков: входных устройств сопряжения, цифрового анализатора выработки команд управления, и цифро-буквенного табло отображения  рекомендаций и текущего состояния.
    Блок входных устройств представлял собой набор преобразователей угловых данных в унитарный многоразрядный десятичный код. Преобразователи строились по принципу следящей системы, которая отслеживала угол поворота датчика данных. Использовалась элементная база – германиевые транзисторы МП26Б, диоды Д 814, Д101Б, резисторы ОМЛТ, конденсаторы БМ и шаговый двигатель ШДА-1ФК. Частота вращения и суммарный угол поворота вала шагового электродвигателя ШДА-1ФК пропорциональны соответственно частоте и числу поданных импульсов управления. При отсутствии управляющих импульсов электродвигатель находится в режиме фиксированной стоянки и сохраняет конечные результаты предыдущих перемещений. Привод с шаговым электродвигателем сочетает возможности глубокого регулирования частоты. Унитарный код соответствующий количеству импульсов управления шаговым двигателем передавался на выход преобразователя.
      Цифровой анализатор выработки команд управления состоял из набора декадных регистров, построенных на управляемых тиристорах КУ101Б. К каждому регистру был подключен дешифратор в виде диодной матрицы на диодах Д101Б. Сборка диодной матрицы заканчивалась злектромеханическим реле РЭК24. Реле герметичное, малогабаритное, в металлическом корпусе. Выпускалось в климатических исполнениях по ГОСТ 15150–69: УХ.  Контакты которого формировали команды, идущие на цифро-буквенное табло отображения  рекомендаций и текущего состояния торпедного выстрела.
    Цифро-буквенное табло отображения  рекомендаций и текущего состояния торпедного выстрела состояло из двух линеек, каждая из которых представляла десять цифробуквенных знакомест, представляющих собой  строку. Для знакомест использовались индикаторные лампампы ИН 23. ИН 23 - сегментный индикатор тлеющего разряда, предназначенный для преобразования электрических сигналов в синтезированное изображение цифр, букв и знаков. Катоды — в виде сегментов, образующих арабские цифры, буквы русского и латинского алфавитов и другие знаки. Индикация производится через боковую поверхность баллона. Для отображения команды или текущего состояния выстрела каждая линейка подключалась к формируемой команде через дешифратор, выполненный на диодной матрице, с использованием диодов Д101Б.
    Для 70 годов такое нагромождение электромеханики, транзисторов, тиристоров, трансформаторов и индикаторных ламп с тлеющим разрядом в комплексе телеуправления торпедой было оправдано в виду применения жестких климатических требований к образцам военной техники. Внедрение микросхем было тогда в начальной стадии. Современность и новизна схемных решений была подтверждена получением Миловановым В.К., вашим слугой, четырьия авторскими свидетельствами - №№ 53479, 66256, 84266, 112801. Денег, полученных в качестве вознаграждения, от  предприятия п/я В 2331, хватило на постройку двухэтажного брусового дома 6х7,5 мм  на дачном участке СНТ «Виктория».
    Работа в ЦНИИАГ увлекала меня предоставленной свободой выбора методов и способов решения поставленных задач. Особенно теплые воспоминания оставили взаимоотношения с начальником отдела, а затем начальником направления (НТО 6) - Персицем З.М. Он не чурался выслушать мнение альтернативное общевысказанному. Меня он звал по этому поводу «альтернативщик».  Работа в институте располагала к научной деятельности, но случалось так, что когда наступало время окончания очередного напряженного этапа по теме, Персиц З.М. предлагал мне попробовать реализовать его идею, которая как он обещал потянет не на одну кандидатскую диссертацию. И выбор темы диссертации откладывался на «потом». Дело в том, что отдел разрабатывал в основном НИРовские темы, которые затем переходили в опытно-конструкторские работы и далее, когда приходило время изготовления установочной партии изделий на заводах-изготовителях необъятной нашей Родины, ведущие инженеры, как правило, сидели в командировках по нескольку месяцев, пока не выпускались приборы в нужном количестве. А первые образцы на заводах-изготовителях в то, переходное время, по технологиям и быстроменяющейся элементной базе было сдать заказчику очень трудно. Технические устройства, которые должны были серийно выпускаться и  использоваться должны были изготовляться на заводах, приниматься отделами технического контроля и представителями от МО СССР. Чертежи необходимо было сопровождать большим количеством технической документации: технические условия (по которым устройство должно приниматься ОТК), техническим описанием, инструкцией по регулированию на каждый блок и инструкцией по эксплуатации, паспортом, формуляром. Приведу один пример. Для изготовления первой заводской партии приборов в 1974 году комплекса КТУ «Терек» был определен завод «Физприбор» (п/я В 2331) города Фрунзе Киргизской ССР. Одних типов мечатных плат с навесными элементами было 27 штук. Печатные платы были размером 10 см на 20 см. Количество навесных активных элементов (транзисторы, тиристоры, диоды, стабилитроны, трансформаторы) было в КТУ «Терек» около 12000 штук. Все это надо в изготовленных приборах проверить и сдать заказчику. На заводе «Физприбор» города Фрунзе Киргизской ССР в то время работало в цехе, где шло изготовление блоков, работало 40 монтажников, их количества не хватало для выполнения работы в срок. Тогда я предложил Персицу Э.М. через наше отраслевое министерство попросить монтажников из других предприятий отрасли. Идея сработала и «Физприбор» получил на 30 дней 27 монтажников. Работа была выполнена в отведенный срок.
    После успешного завершения Государственных испытаний заводского образца комплекса КТУ-77 "Терек" и проведенной доработки опытного образца по откорректированной документации заказчиком было принято решение о поставке комплекса на снабжение.
   За работы по внедрению комплексов телеуправляемых по проводу торпед на подводных, надводных и воздушных носителях руководителям работ были присуждены Государственные премии и Государственные награды СССР. Решением Правительства СССР 6 января 1984 года я был награжден медалью «За трудовое отличие».