Мои авиационные противолодочные торпеды

Вадим Милованов
   Разработка комплекса противолодочного вооружения «Стриж-К» велась с 1966-х годах. ЦНИИ 173 разрабатывал систему телеуправления по этой теме  для авиационной торпеды АТ-1. Головным разработчиком была лаборатория Горина В.И., которая входила в состав отдела 36, руководимого Персицем З.М. Управление и наведение  торпедой решено было проводить по однопроводной линии связи - кабель-тросу, разматываемому с двух катушек - на вертолете и на торпеде. Наведение торпеды на ПЛ-цель проводилось по методу трех точек до момента захвата цели системой самонаведения (ССН). После захвата цели ССН торпеда наводилась по командам от ССН. Носителями торпед были противолодочные вертолеты: Ка-25ПЛС, Ка-27ПЛ, Ми-14ПЛ, оснащенные опускаемой на кабедь тросе  гидроакустической станцией. Поисково-прицельные системы вертолетов, в состав которых входят гидроакустические станции, позволяли получать информацию о подводной обстановке в виде пеленга и дальности до цели и элементах ее движения. Это обстоятельство позволило разработать для вертолетов противолодочные торпеды с телеуправлением, имея в виду возможность их применения из режима висения. При сбросе и погружении торпеды ее парашютная система отделяется, с помощью крыльев она выводится из «мешка», после чего последние отстреливаются. Приборы управления выводят торпеду на заданную глубину для управления и поиска. На глубине 20 м срабатывают гидростатические механизмы контактного взрывателя и через 25 секунд с момента включения электросхемы торпеды срабатывает дистанционный предохранитель аппаратуры самонаведения, и она приходит в боевое положение. Выйдя на заданную глубину, торпеда начинает выполнять наведение на ПЛ-цель по методу трех точек. Достоиинством метода является сравнительно простая приборная реализация устройств измерения координат ПЛ-цели, расчета координат движения торпеды в счетно-решающем приборе телеуправления. По этому методу нет необходимости  измерения дистанции до цели, нужен только пеленг.  Во время проведения практических стрельб с вертолета было несколько неудачных пусков, что заставило главного конструктора – Персица З.М. искать причины неудач или пробовать другие варианты наведения торпеды и их реализацию. К этому моменту по другому комплексу «Дельфин 2» были получены хорошие результаты при практических стрельбах в в/ч города Лиепая. Метод наведения в комплексе «Дельфин 2» был несколько другим. Телеуправляемая торпеда наводилась на ПЛ-цель по методу совмещения пеленгов цели и торпеды при стрельбе в упрежденную точку. Работы по этому методу и его приборную реализацию проводила лаборатория Заказновой В.П. После обсуждения сложившейся ситуации Персицем З.М. было принято решение: для телеуправления по комплексу «Стриж-К» разработать и изготовить макетный образец счетно-решающего прибора (СРП-Стриж), в котором реализовать метод наведения по совмещению пеленгов цели и торпеды, для дальнейшей установки макета на вертолет.  Макет СРП-Стриж должен был состоять из двух  блоков – блока  сопряжения (БС) и электромеханического счетно-решающего прибора (СРП). Ведущим по БС был назначен я, а по СРП – Туровцев В.И. Разработку приборной части по теме «Стриж» мы начали с учетом предыдущих работ отдела 36. Для телеуправления была принята схема проводной линии связи, построенная на одновременной двусторонней размотке провода из катушки, размещенной в торпеде, и катушки, буксируемой за ПЛ-носителем. К этому времени системой телеуправления были оснащены торпеда типа СЭТ-53М, в 1969 году принятая на вооружение под индексом ТЭСТ-68. В 1971-м была создана торпеда ТЭСТ-71 на базе более современной торпеды СЭТ-65, затем - торпеда ТЭСТ-71М, вертолетная телеуправляемая торпеда ВТТ-1 на базе торпеды АТ-1. Поисково-прицельные системы вертолетов, в состав которых входят гидроакустические станции, позволяют получить информацию о подводной обстановке в виде пеленга и дальности цели и элементах ее движения. В связи с этим, возникла идея разработать управление торпедой по уже опробованному методу совмещения пеленгов цели и торпеды. Было решено доработать состав вертолетной и бортовой аппаратуры телеуправлении. Для повышения точности попадания в цель система телеуправления должна  комбинироваться с ССН, обеспечивающей увеличение точности наведения на конечном участке сближения торпеды с целью. Команды управления, формируемые в виде электрических сигналов на носителе, передаются в торпеду с помощью проводной линии связи. На вертолете размещены гидроакустический комплекс, предназначенный для обнаружения цели и определения элементов ее движения. Определение текущих координат торпеды было решено определять методом счисления в электро-механическом счетно-решающем приборе, находящимся на борту вертолета. Координаты цели вводятся в счетно-решающий комплекс, который по этим данным вырабатывает текущий курс торпеды, обеспечивающий ее вывод в зону цели. Команды управления, вырабатываемые счетно-решающим комплексом, поступают в пульт управления и после преобразования в электрические сигналы и их усиления передаются в торпеду по проводу. Здесь сигналы управления вновь усиливаются, преобразуются в командные напряжения и подаются на прибор курса. Прибор курса (ПК) приводит в действие рулевую машинку, которая перекладывает рули, в результате чего торпеда изменяет свой курс. Команды передаются в виде импульсов тока низкой частоты: одному импульсу соответствует изменение курса торпеды на 2...5°. Во время движения провод разматывается с торпедной катушки. В системе телеуправления «Дельфин 2» информация о положении корабля-цели относительно торпеды анализируется на атакующем корабле В торпеде имеется только система управления, которая обеспечивает корректировки курса торпеды по командам, передаваемым с атакующего корабля по проводам. Координаты цели, торпеды, а также курс и скорость атакующего корабля вводятся в счетно-решающий комплекс, который по этим данным вырабатывает курс торпеды, обеспечивающий ее встречу с целью. Телеуправление обеспечивает более высокую вероятность поражения цели по сравнению с другими способами управления и менее подвержено воздействию преднамеренных помех. Точность наведения торпеды зависит в основном от дистанции до цели и величины ошибок в определении ее координат гидроакустическим комплексом и координат торпеды, которые вычисляются в счетно-решающем приборе. При дальности стрельбы около 10 км торпеда может отклониться от цели на несколько сотен метров. При подходе к цели по проводу подается сигнал перевода торпеды в режим поиска АСН (режим автономного самонаведения). В дальнейшем торпеда управляется только по командам АСН. Важную роль при телеуправлении играет линия связи между торпедой и носителем. Основное назначение такой линии - обеспечить возможность двухсторонней передачи информации (команд, сигналов) между носителем и торпедой. В «Дельфине 2» хорошо себя зарекомендовала линии связи для телеуправляемых торпед - одножильный кабель с использованием морской воды в качестве второго проводника. При реализации метода наведения примененного в комплексе «Дельфин 2»  решено было всю математику использовать в «СРП-Стриж». Но по весовым характеристикам, образцы изготовленные для «Дельфин 2»,  не подходили. Решено было применить для изготовления механических узлов вместо стали алюминиевые сплавы, а в следящих системах миниатюрные электродвигатели. В БС применить микросхемы типа «Тропа» или им подобные. По проведенным предварительным расчетам и макетированию было составлено ТЗ (техническое задание), которое передали на завод-изготовитель «Молот» в Петровск Саратовской области. При изготовлнеии на заводе дифференциалов и интеграторов, состоящих из шестерен из алюминиевых сплавов, возникла проблема при сдаче ОТК  обеспечения точности при сдаче механизмов (выполнение заданных норм на момент трогания и величины холостого хода). Проблема была решена применением упрочнения сплава методами особой температорной выдержки после изготовления узлов. Командировка почти всего состава лаборатории Заказновой В.П. в течении семи месяцев на заводе «Молот» принесла результат. Два макетных образца заводского изготовления были готовы и отправлены в ЦНИИ 173 для проведения полунатурных испытаний. Испытания проводились в стендовом зале с использованием в качестве модели торпеды аналоговой электронно-вычислительной машины «Электрон». После положительных результатов электронных пусков телеуправляемой торпеды, с использованием БС и «СРП-Стриж», встал вопрос замены на Государственных испытаниях аппаратуры, разработки лаборатории Горина В.И. Но, случилось так, что несколько удачных пусков в городе Феодосия позволили принять Государственной комиссии решение о принятии на снабжение вариата с аппаратурой Горина В.И.
    Сложившаяся ситуация во взаимоотношениях лабораторий внутри отдела Персица З.М. привела к тому что была произведена укладка проекта «СРП-Стриж»,  на полку, для использования в дальнейших ОКР. 
Так, имея большие амбиции и еще большие разочарования, мной была предложена работа по созданию комплекса телеуправления для любых плавучих средств, имеющих ГАС, где возможно использовать торпеду с телеуправлением «ТЭСТ-2», БС (блок сопряжения) и изделие «СРП-Стриж». Идея была высказана представителю МТУ – капитану 1 ранга  Шерелю В., на что тот ответил, что это будет нарушением Конвенции о запрете иметь оружие на судах не входящих в состав Вооруженных Сил.