С чрезмерным тщеславием надо бороться

Татьяна Морозова 7
С детства привыкаем мы к похвалам, и без них начинаем дискомфорт испытывать, вроде, как не хватает чего-то ласково щекочущего. И выкручивает тщеславие, подбивая нас на хвастовство безмерное: может откликнется кто-нибудь и поймёт, какой ты умный, предприимчивый, погладит своим восхищением.
Мы существуем, постоянно сравнивая, как сами живём и как живут наши знакомые, успехи свои и достижения других в воспитании или обучении, или приобретении, или познании и так далее. С нами всегда наше родное тщеславие или его отсутствие, что встречается, правда, значительно реже. Мир славы такой притягательный! Мы не проявили сами никаких исключительных способностей в науке, не умеем хорошо писать, петь, танцевать, играть в футбол, бегать, прыгать, плавать, но успех других завораживает, и так хочется постоять рядом с великими, прославленными, автограф приобрести, узнать про них пикантные подробности.

Тщеславные родители, не добившиеся в жизни успеха, переносят иногда свои устремления честолюбивые на детей, не учитывая состояние их психики: особую впечатлительность и умственную активность с одной стороны, быстрое истощение нервной системы и слабую выносливость с другой. Они тешат тщеславие достижениями и болезненно реагируют на неудачи, очень сильно травмируя своим разочарованием психику детскую, ведь в школьном возрасте именно родители являются предметом почтения, восхищения, поклонения.

Забывают взрослые, какими сами были в далёком детстве: какими яркими были краски, какими сильными — запахи, каким обострённым — чувство несправедливости, каким обидным — неуважение. Всё забывают и думают, что с помощью давления добьются быстрых результатов, услаждающих тщеславие, надеясь на достижение успеха в будущем. Принимают они часто возрастную одарённость за исключительный талант («Он так грамотно составляет предложения»", «Он такой остроумный, у него особые способности к изучению иностранных языков»).

Не даёт тщеславие одуматься — всё новых успехов требует. Но слабеет с возрастом чувствительность — после пяти лет замедляется развитие речи, после девяти — ослабевает восприятие слов иностранного языка, ломается голос, ухудшаются иногда спортивные результаты. Столкнувшись о осознанием, что никакого особого таланта у ребёнка нет, тщеславные родители часто меняют своё отношение к нему, проявляя безразличие к «посредственности», иногда выплёскивая из-за несбывшейся мечты своё раздражение оскорблениями. Иногда дети страдают очень сильно.

Чтобы не было таких разочарований, надо бороться с чрезмерным тщеславием, дабы не перешло оно со временем в болезненное состояние. От любых проявлений «сверх меры» следует избавляться, и тщеславие — не исключение. Эту житейскую мудрость не забывали напоминать современникам древние философы: «Мера — наилучшее», «Ничего сверх меры».

А если у ребёнка действительно выдающиеся способности, и проявились они в раннем детстве, значительно опережая свой возраст? Очень бережно надо отнестись к этому явлению, не перегружая дополнительными заданиями и не выделяя из среды сверстников.

Одарённость часто зависит от особенностей развития, и бывает, что незаурядные способности наблюдаются у детей не в раннем детстве, а в среднем или старшем школьном возрасте. История знает четырёхлетних шахматных вундеркиндов (Хосе Рауль Капабланка, Самуил Решевский) и детей, научившихся игре в двенадцатилетнем, шестнадцатилетнем возрасте, добившихся выдающихся результатов (Михаил Ботвинник, Михаил Чигорин). Не давайте развиться у себя и детей чрезмерному тщеславию, оно отравит многие минуты ваших бесценных жизней!

Прежде всего следует хорошо осознать, что оно не только не будет способствовать достижению желанного успеха, а наоборот — может привести к серьёзным провалам, так как, огорчаясь, нервничая, высказывая в грубой форме недовольство, взрослые травмируют психику расстроенного неудачей ребёнка, доводя иногда до истерики. И будут в дальнейшем не раз происходить в его жизни срывы, и любые, даже не очень значительные стрессы могут серьёзно отразиться на здоровье.

Приструнить своё тщеславие и не дать ему властвовать можно выдержкой и самокритикой. Победы и поражения должны восприниматься как полезный жизненный опыт, и следует их только анализировать, определяя причины, причём никогда не хвалить за случайный успех. Положительный пример взрослых активно учит сдержанности и самокритике детей, что, несомненно, должно пригодиться им в будущем.

Безмерное восхваление привести может к господству в душе нежелательного тщеславия. И тогда становится оно патологическим, требующим бессловесного подчинения, не терпящим возражений, не уважающим чужое мнение. И может стать опасным для общества такой человек на руководящей должности. И будет страдать народ, ему подвластный, проклиная тиранию культа личности — тщеславный сверх меры правитель не выносит критики, не любит соперничества.