Пушкин в красной рубашке

Елена Шувалова
     Святогорский торговец Лапин писал в частном письме:

    «…имел щастие видеть Александра Сергеевича Г-на   Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одеждой, а на прим. у него была надета на голове соломенная шляпа — в ситцевой  красной   рубашке, опаясавши голубою ленточкою…».

   Кучер Пушкина, дворовый Пётр, так же, вспоминал:

   «… и он туда хаживал, … : рубаха красная, не брит, не стрижен, чудно так, палка железная в руках; придёт в народ, тут гулянье, а он сядет наземь, соберёт к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи сказывают…».

     Мы до сих пор воспринимаем этот поступок Пушкина как чудачество гения. Надел красную косоворотку, пошёл на ярмарку… Артистическая натура! Затейник!

     Натура у Пушкина, конечно, была артистическая. Но в этом выходе в народ в красной рубахе нам видится конкретный смысл.

     И смысл был в том, чтобы показаться на людях в красной рубахе. Показаться в ином виде, как бы в другом статусе. В статусе Жениха. Это была демонстрация его готовности теперь, - в 1825 году, - в 26 лет, - вступить в брак. Потому что в традиции русского народа  парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи.*  Кроме того, они надевали городские шляпы, а в руках носили трость.

   Таким образом, выйдя в народ, Пушкин показал, что он готов соблюдать русские народные традиции, потому что чувствует себя частью своего народа, и осознаёт теперь себя как Жениха. Мы пишем с заглавной буквы, поскольку считаем, что эта «роль» была для Пушкина не только и не столько социальная, сколько сакральная, религиозная… Как мы знаем, едва получив от царя прощение и едва вернувшись в Москву, поэт уже находит себе невесту – Софью Пушкину, свою дальнюю родственницу.

* Традиционная одежда ребёнка — рубаха. https://lsvsx.livejournal.com/486294.html



   Продолжение следует.