Дезертир

Алексей Дубовской
          Случилось это в середине ноября. Утром по части разнёсся слух, что ночью, с поста охраны складов  исчез караульный солдат, вооружённый автоматом.  Подробностей не было. Известно было только, что солдат - из взвода боевого обеспечения. После завтрака к нам в хозвзвод прибежал посыльный  и через дневального передал приказ, - " рядовому Дубовскому срочно явиться в штаб". Через десять минут я в смятении стоял перед начальником штаба подполковником Радкевичем.
          - Рядовой Диденко твой друг?
          - Да, товарищ подполковник, мы земляки.
          - Как давно вы виделись?
          - Дня три назад.
          - О чем говорили, что говорил Диденко?
          - Говорили о многом. Александр рассказывал о доме, что болеет отец, что скучает по невесте Наде, строил планы женитьбы, советовался о свадебном подарке.
          - Тебя ничего не насторожило в разговоре, ничего необычного не было?
          - Никак нет, товарищ подполковник.
          - Твой земляк Диденко ночью исчез с охраняемого объекта. Ты включён в поисковую группу. Даю двадцать минут на сборы. Сбор в штабе в девять тридцать.
         Через полчаса перед группой в двадцать человек, облачённых в белые масхалаты и вооружённых автоматами,  под командованием неизвестного мне лейтенанта подполковник Радкевич делал инструктаж.
          - Сегодня ночью с поста номер два исчез рядовой Диденко, вооружённый автоматом Калашникова. Местонахождение его не установлено. Задача, - установить местонахождение Диденко, выяснить причину его исчезновения и при необходимости, в случае сопротивления задержать, действуя по обстоятельствам. Командует группой лейтенант особого отдела Калинкин. Рядовой Дубовской включён в состав группы для ведения возможных переговоров с Диденко в случае его отказа от добровольной сдачи оружия. Дубовской - друг Диденко и возможно это обстоятельство поможет при задержании.
          - Рядовой Дубовской, вам ясна ваша задача?
          - Так точно, товарищ подполковник.
          Поиск группа начала с осмотра внутреннего периметра расположения полка. И вскоре  было обнаружено место, где глубокие следы в снегу обрывались перед высокой сосной у самого забора.  Стало ясно, как солдат перемахнул через трёхметровый забор. Продолжив поиск с внешней стороны, группа прошла по следам в нетронутом снегу около полутора километров. Внезапно впереди раздалась автоматная очередь. Пули просвистели над нашими головами.
          - Ложись, - скомандовал лейтенант, - Диденко, выходи и сдай оружие!
Ответом была вторая автоматная очередь. Над нами снова просвистели пули.
          - Дубовской, обратись к Диденко и постарайся убедить его в необходимости сдаться.    
          - Саша, это я, Дубовской, - закричал я, - выходи. Я не знаю, что у тебя случилось, но безвыходных положений не бывает. Пожалуйста, я тебя прошу, выйди и сдай оружие, не усугубляй своего положения. Я помогу тебе.
          - Никто мне не может и не хочет помочь, - услышали мы в ответ.
Автоматная очередь раздалась в третий раз. На этот раз пули взметнули снег прямо перед нами.
          Внезапно слева от себя я услышал выстрелы. Стрелял лейтенант. Я увидел, как с сосны, метрах в сорока от нас, свалился сначала автомат, а за ним и стрелок. Когда мы подошли к Саше, - он уже не дышал. Я был потрясён. Передо мной лежало бездыханное тело моего земляка, моего друга. Сознание отказывалось понимать и принимать произошедшее. Что, почему, как такое могло случиться?!!!...
          Позже в личных вещах Саши было обнаружено письмо, которое он получил накануне от своей Нади. В нём она просила простить её за то, что полюбила другого и сообщала, что выходит замуж. Стало известно, что он просил командира взвода похлопотать о краткосрочном для него отпуске по семейным обстоятельствам, но тот сказал: "Какой тебе отпуск, у тебя демобилизация через полтора месяца".  И вот Саша не выдержал, сорвался.
          Будь я в выходные в расположении части, а не в двухсуточном увольнении в Москве, может смог бы помочь ему в трудную минуту. Или будь командир взвода более душевным и внимательным, - разобрался бы в ситуации. Ведь иногда нужно сделать самую малость - проявить сочувствие, понять человека. С Сашей, к сожалению, так не случилось. Не оказалось рядом такого человека...И в последнюю минуту его жизни я тоже не смог ему ничем помочь...
          С этим чувством вины перед Сашей я живу  по сей день.
 

14.04.2019