Подпись - я не имею права рожать

Мария Ивано
Отказ при приеме на работу беременной женщине – повседневная практика в Европе. Несмотря на существующее трудовое законодательство, защищающее права на труд женщин в положении, многие работодатели прямо отказывают в приеме или увольняют.
Недавно бывшая тридцативосьмилетняя сотрудница Netflix Танья Зарак подала в суд на компанию, которая уволила ее после объявления о беременности. Танья много лет проработала продюсером, это ее первая беременность. На данный момент ведется судебное разбирательство.
Мотивация работодателя при увольнении или отказе в приеме на работу беременных женщин предельно ясен. Будущий сотрудник, находящийся в положении, может в любое время покинуть работу, оставить проект или какие-то дела в процессе разработки, что доставит немало трудностей компании, которая потратит время на поиск замены и не успеет уложиться в сроки.  Часто оказывается так, что беременным женщинам сложно выполнять работу в срок, работать в привычном темпе, так как их эмоциональное и физическое состояния влияют на обычный ход действий. Работоспособность беременных женщин страдает, что в свою очередь ведет к ухудшению качества работы. Более того, во время работы в случае халатного обращения к своим должностным обязанностям беременная женщина не может быть наказана дисциплинарной отвественностью и точно не может быть уволена. Некоторые недобросовестные беременные женщины пользуются своим положением и устраиваются на работу только с целью получения льгот после ухода в декретный отпуск.
Но этих оснований недостаточно для увольнения беременных женщин. Не все женщины в положении соотвествуют выше описанным характеристикам, многие беременные продолжают работать в их прежнем режиме и не доставляют проблем компании, более того, существует такой феномен, как улучшение творческих способосностей у женщин в положении, что может способоствовать решению профессиональных проблем.
В российском законодательстве отказ в приеме на работу беременным женщинам (статья 64 Трудовой кодекс РФ) или их увольнение приводит к отвественности (штраф в размере двухсот тысяч рублей или обязательные исправительные работы). То есть фактически беременную женщину невозможно уволить и отказать ей в примеме на работу, если нет требований к деловой компетенции (недостаточный профессиональный опыт, отсутсвие квалификации).
Случаи отказа и увольнения решаются в европейском суде в пользу беременной, что касается российского суда, то такие дела чаще всего решаются в пользу работодателя. Поэтому в Европе применяют в практику трудовые договоры (контракты), в которых прописываются условия при приеме женщины на работу. Чтобы перестраховаться, работодатели указывают, что женщина не имеет право выходить замуж и заводить детей на период работы в компании. Каждая женщина встает перед выбором: профессия или семья, работодатели создают искусственное органичение свободы женщины. Вы либо выбираете профессию – работаете и строите карьеру в данной компании, отказываетесь от будущего, от возможного изменения обстоятельств, либо лишаете себя работы и возможности иметь семью, так как у вас нет способности обеспечивать себя и своего ребенка. И в том, и в другом случае женщина страдает: она ограничена либо деньгами при потери работы, либо естественным желанием иметь семью и ребенка. А кто сказал, что женщина неспособна и ухаживать за ребенком, и заниматься саморазвитием, работать одновременно?
Такое искуственное органичение свободы выбора, постановка рамок для женщины неприемлемо. Например, если вдруг я захочу работать в компании, которая предъявит мне условие: выбирай, - то мне придется себя органичить в плане семьи на будущие года. А вдруг я через полгода решу завести ребенка. Бросить работу будет сложно, так как нужны будут деньги на содержание. Нарушив договор, может, я еще буду обязана выплачивать штраф?
Беременность для женщины – ествественное желание, которое не может быть органичено и за которое, тем более, женщина не должна страдать.
Такие условия ограничивают свободу, нарушают ествественные права человека. Несмотря на существуещие законы Трудового кодекса РФ, недобросовестные работодатели подсовывают женщинам договоры с незаконным условием “не беременить”. В Европе это явление – обычная практика.  А если представить, что каждая компания пропишет это условие у себя в договоре – то либо не будет работающих женщин, либо это приведет к снижению уровня рождаемости. И так стареющая и бездетная Европа окажется перед лицом демографического кризиса.
Считая ограничение естественного поведения женщины справедливым, работодателям следовало бы ограничить мужчин в их личных правах (употребление алкоголя,  участие в экстремальных мероприятиях, частую смену партнерш). Такое поведение работодателей прилбижает нас к антиутопии Евгения Замятина, а именно к скорому переходу на «розовые билеты» и к стерилизации женщин, решивших заниматься только своей профессией. От данного условия до стериализации недалеко, мы уже согласны ставить подпись: я не имею права рожать и иметь семью? Все ради вас, работодатели?