Недостойное. Охота на слова

Первая книжка, которую помимо учебников я купил для себя, была книга стихов Василия Щербакова «Кыштымская тетрадь». Это было, видимо, в мае 1961 года. В тот день в школе пионервожатая выдала мне 50 копеек одной монетой за стихотворение, которое под моим именем было опубликовано 16 апреля. После первого спутника, запущенного 4 октября 1957 года, мы ждали и верили, что полетит человек. У нас был урок, я прислушивался к голосу Левитана, доносящегося из коридора. Подумалось о новой войне. Но пришла вожатая и объявила о полёте Юрия Гагарина. Радиоприёмник в учительской запустили на полную мощность, но слышимость была плохой. А ведь школа была в прошлом радиофицирована, была радиорубка в пионерской, в каждом классе динамики, но новый директор из физиков не видел в этом смысла, и радиорубка превратилась в склад хламья. После полёта Гагарина в течение недели школьное радио было восстановлено. А 12 апреля я шёл из школы один, сочинил стихи, записал их дома и отнёс в редакцию местной газеты.

От моего стихотворения осталось только чувство радости, но слова были другие. За это мне и выдали полтинник, первая плата в моей жизни новыми деньгами. Вот на них я купил себе сборник стихов – 5 копеек и пятикопеечный маленький значок – планета Земля, ракета над ней, а снизу надпись «Восток». Я хотел два значка купить, чтобы поделиться, но продавали по одному. Вот с тех пор с каждого гонорара я покупал в газетном киоске маленькие книжечки стихов по 5 – 10 копеек. И к моменту поступления в институт у меня была не одна сотня поэтических сборников. С тех пор я время от времени открывал их, что-то перечитывал, что-то просматривал.

Давно не покупаю сборников стихов. Нужное нахожу в интернете, много стихов на сайтах проза.ру и стихи.ру. Огорчает меня, что многие авторы не рассказывают о себе ничего, некоторые скрыты под псевдонимом или каким-то словом, иногда не совсем благозвучным. Как процитировать, чтобы не повторить грубость?
Бывает, безхитростные стихи со слабой рифмой, с нарушениями ритма, с ошибками в словах хочется перечитывать, а от некоторых формально безупречных не остаётся никаких воспоминаний.

Евгения Нова (я вычислил, что она младше меня на десять лет) написала «Настроение души»

Ловить пушинки на лету
И думать только о хорошем,
И улыбаться всем прохожим,
Поверив вдруг в свою мечту!
И прыгать, как и в десять лет,
Смеяться звонко, беззаботно…
Оставить на часок работу
И гнать вперёд велосипед!..
Смотреть сквозь пальцы в облака,
Считая трещинки в асфальте,
И дома в стареньком халате
Валять часами дурака…
Потом включить любимый диск
Или любимую кассету…
И подпевать на всю планету
О том, как всё ж прекрасна жизнь!
По телефону поболтать
Или устроить вечеринку,
И, просмотрев в альбоме снимки,
Над ними дружно хохотать!
А можно просто наблюдать,
Расположившись на балконе,
За тем, как мир неугомонен,
И свежим воздухом дышать.
Иль, примостившись на окне,
Глазеть на звёзды в тёмном небе…
«Эх, вот махнуть туда бы мне бы!»…
Но то реально лишь во сне…

И, встав с утра пораньше вдруг
Понять, насколько жизнь прекрасна!
И, что всё это не напрасно,
И то, что есть на свете счастье
Пока есть радость лиц вокруг!..

© Copyright: Евгения Нова, 2007
Свидетельство о публикации №107112601795

Конечно, надо умудриться «Смотреть сквозь пальцы в облака,
Считая трещинки в асфальте», а с балкона наблюдать неугомонную жизнь внизу, и тут же переходить на открытое окно, чтобы следить за звёздами. Стихотворщица старалась, отразила моменты жизни, как могла. И всё в этой жизни достойно воспоминаний. Похоже, у человека лёгкая рука, потому и прошлое её вспоминается с лёгкостью и вызывает в других добрые чувства.

В заголовке я использовал слово НЕДОСТОЙНОЕ, противоположное тому, о чём вспоминала Евгения Нова. Во времена Владимира Даля  это слово не до конца было оформлено, потому в словаре мы видим заготовку дефиниции.

НЕДОСТОИН ты краем уха послушать его. Это поступок недостойный, низкий. Недостой м. недостойка ж. действие того, кто не достоял, не выстоял, не простоял должного срока. Недостой удоя, молока, противопол. перестой. Недостой квашни, хлебов, хлебы недостоялись, недошли, недокисли. || Недостой, недостоим? пск. неустой, неустойка. Толковый словарь живого великорусского языка

Противоположное понятие объяснено лучше. Судите сами.

ДОСТОЙ м. достойность ж. приличие, приличность. соразмерность, сообразность; чего стоит человек или дело, по достоинству своему. Сделать что по достою, как должно, как следует, достоит, по приличию и стоимости. Достойный чего, стоющий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованьями правды, чести.
Достойный человек, уважаемый, ценимый. Прими достойное, чего стоишь, что заслужил. Дар принял тот, кто достойному дал. Кто малыми не доволен, тот большого не достоин (не стоит). Собака достойна корму.
Достойно, достойне, нареч. по достоинству, по заслугам; прилично, пристойно.
Достоинство ср. стоимость, ценность, добротность, степень годности; || отличное качество или превосходство; || сан, звание, чин, значенье и пр. Это сукно посредственного достоинства. Достоинство этого способа выделки известно, качество. Он достиг высоких достоинств. Достоять употреб. безличн. достоит и достоит, надлежит, следует, должно, прилично, кстати. Достоянье ср. принадлежность по праву, собственность, собина, доля, часть по наследыо; имущество, владенье. По достоянью, по достою, как достоит, следует. Благослови, Господи, достояние Твое! Церковное достоянье убогих богатство. Достойник м. достойница ж. тул. мастер, дока, искусный ремесленник. Она у нас достойница, мастерица, рукодельница.

Уже в ХХ веке слово ДОСТОИНСТВО приобрело дополнительные качества оценки личности, превратилось в международный термин.
У слова много синонимов: преимущество • превосходство • плюс • козырь • предпочтение • преобладание • первенство • благородство • величие • качество • совершенство • величавость • добротность • добродетель • сила • сильная сторона • положительный момент • гордость • честь • заслуга • самоуважение • самолюбие • самоуверенность • апломб • конец • ценность • значение • привлекательность • важность • наследство • авторитет • престиж • компетентность • звание • титул • ранг • сан • степень • чин • мужское достоинство • стоимость • цена • вес • высота • добродетели.
Антоним – недостаток.

Сравним понятие ДОСТОИНСТВО с английскими аналогами. Слово dignity  переводится  как   чувство собственного достоинства, заслуга, добродетель, а вы всмотритесь в слово, вслушайтесь в его английское звучание и можно услышать «несгибаемость». Другое слово -  merit – не указание ли на то, что он служит примером, мерой для оценки. А синоним  virtue (корень встречается в слове ВИРТУАЛЬНЫЙ) указывает на способность лавировать, то есть избегать столкновений. Немецкие W;rte или Wert  тоже указывают на способность выкручиваться (вертеться). На этих примерах мы сталкиваемся с возможностью русского языка заглядывать в смысл слов в европейских языках.

А в русском слове ДОСТОИНСТВО мы встречаем забытую ныне частицу ДОСТО, которая усиливала значения существительных или прилагательных. Достоблаженный -  достойно блаженный. Достоверный – стоящий доверия, вполне верный, истинный, несомненный. Достоверность -  свойство, качество, принадлежность достоверного. Достодивный - достойный удивленья. Достодолжный -  следующий кому по заслугам, по достоинству. Эти примеры из словаря Владимира Даля. Он отмечает: «Все речения эти ясны без толкований, например,  достожеланный, достолепие, достолепый и достолепный, достопамятный, достопамятность, достоподражаемый, достоподражательный, достопочтение, достопочтенный, достопримечательный, остопримечательность, достославный, достохвальный, досточестный и пр.

По этим примерам мы можем понять, какие изменения произошли в нашем языке. Сравниваем с Википедией:

Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.
Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том, человека.
В гражданском праве достоинство — одно из тех нематериальных благ (ст. 150 ГК России), которые принадлежат человеку от рождения. Оно неотчуждаемо и непередаваемо.
В конституционном праве достоинство личности — критерий отношения государства к личности и её правовому статусу.
В России выраженное в неприличной форме унижение достоинства личности (ст. 5.61 КоАП России — «Оскорбление») и распространение ложных сведений, порочащих достоинство личности (ст. 128.1 УК России — «Клевета»), являются административным и уголовным правонарушениями соответственно.

То, что сегодня выражается словом ДОСТОИНСТВО, Александр Сергеевич Пушкин назвал словом САМОСТОЯНЬЕ, на мой взгляд, более точным.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
САМОСТОЯНЬЕ человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
как безотрадная пустыня
и как алтарь без Божества.

Во время учёбы в институте, работы в школе, в общении с политиками и учёными  я слышал не раз требование не использовать отрицательных конструкций, поскольку они не воздействуют на подсознание и не вырабатывают у детей нужного отношения к тому, о чём говорится. Нельзя ученикам говорить «не вертись», «не гляди в окно», «не  кривляйся»,   «не спи», «не   дёргай». Нужно говорить «сядьте прямо», «подтянитесь», «держи спину прямо», «правильно держи ручку» и так далее.
Тогда мы жили в атеистическом государстве, знать заповеди Господни  нас не обязывали, и я,  к примеру, на уроках русского языка не повторял за учениками неверно сказанные ими слова, не воспроизводил ошибки на доске. И сейчас, допустим, на репетициях хора меня коробит, когда музыкальный руководитель  воспроизводит наши ошибки: мы должны слушать только верные варианты.

Теперь опять время изменилось. Вчитываемся в десять Заповедей Христианства.
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

По сути только два завета о работе в поте лица и о почитании своих родителей выражены прямыми формами, остальные -  отрицательными. Не потому ли наш мир столь жесток?
Не убивай, но убивают.
Не кради, но крадут, да ещё в таких масштабах.
Значит, заповеди не действуют. Может, действительно, учение Христа подменено,  и организаторы этой подмены вовсе не заинтересованы в том, чтобы в нас развивались человеческие качества? Поставлена цель воспитывать рабов, потребителей, а не личностей с человеческими качествами.

Моя работа в школе совпала с периодом внедрения в учебный и воспитательный процесс  методов воспитания Василия Александровича Сухомлинского (1918 -1970), педагога-новатора, работавшего в селе Павлыш на Украине.  Меня привлекало, что
ребёнок воспринимался маленьким человеком, который мыслит, познает мир не только вокруг себя, но и самого себя. И задача педагога относиться с любовью к ученику, чтобы  помочь ему развить в себе любовь к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику позволит и ребёнку стать Человеком, переживать свои успехи в учении, стремиться приносить радость матери и отцу, вместе с другими учениками развивать трудовые навыки, уметь преодолевать трудности. Это как раз то, что выброшено из образования в процессе либеральных реформ и что не удаётся пока восстановить министру образования Ольге Васильевой.

На сайте «КРАМОЛА» я встретил подборку материалов из наследия В.А. СУХОМЛИНСКОГО.


ДЕСЯТЬ НЕДОСТОЙНЫХ ВЕЩЕЙ, УНИЖАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКА

В практике воспитательной работы нашей школы за многие годы выработались нравственные правила о "Десяти недостойных вещах, унижающих человека".
Мы утверждаем в сознании детей мысль о мерзости, недопустимости ряда поступков. Только на основании мысли, убеждения крепнет чувство презрения к недостойному. Слияние мысли и чувства утверждает ценную моральную черту личности — брезгливость к недостойному в своем собственном поведении, активное стремление к достойным поступкам, возвышающим человека; готовность, несмотря ни на что, действовать так, как подсказывают собственные убеждения о достойном и недостойном.

1. Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека. Мы стремимся к тому, чтобы в детском коллективе царствовала гармония благополучия, радости, счастья. Благополучие одного ребенка не должно ущемлять благополучия другого. Маленький человек не должен замыкаться в скорлупе своего счастья. Идеал мы видим вот в чем: счастливый переживает угрызения совести от того, что его сверстник лишен счастья. Это переживание — очень чувствительный уголок детской души, в котором таится тонкое чувство достоинства. Подлинное достоинство не может быть самодовольным, спокойным, безразличным к тому, что делается в сердце другого человека.

2. Недостойно оставлять товарища в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания. Нравственная глухота и слепота, одеревенение сердца — один из самых мерзких пороков. Чувствование чужой беды и понимание того, что остаться в стороне от этой беды мерзко и гадко, — одна из основных линий всей воспитательной работы. Воспитание достоинства на отношении к беде играет очень большую роль в школьной жизни, в связи с тем,  что большой бедой в учении являются неудачи в овладении знаниями. Очень важно, чтобы в отставании товарища, в его плохих отметках дети видели беду, сочувствовали ей, не оставались равнодушными к тому, что в классе есть неудачники.

3. Недостойно пользоваться результатами труда других, прятаться за чужую спину. Это сфера очень тонких духовных отношений, связанных и с учением, и со всем строем жизни коллектива и личности. Быть тружеником — честь, быть нахлебником — бесчестье. Воспитание такого взгляда мы считаем средоточием убеждений, на основе которых формируется гражданин. Очень важно, чтобы первым изумлением, первым откровением, пережитым человеком, была мысль: это сделал я своими собственными усилиями, этого достиг я своим разумом. Большого воспитательного мастерства требует оказание помощи слабому, несообразительному, несмышленому. Какой бы необходимой ни была помощь, она должна задевать самолюбие того, кому помогают. У маленького человека надо развивать стремление в конечном счете избавиться от помощи. Быть слабым зазорно — такое убеждение стремится утвердить мастер-воспитатель у слабого. Напряжение мысли, поиск, самостоятельное решение задачи — плодородное поле, на котором можно вырастить людей, сильных духом.

4. Недостойно быть боязливым, расслабленным; позорно проявлять нерешительность, отступать перед опасностью, хныкать. Боязливость и нерешительность рождают трусость, подлость, предательство. Храбрость и отвага — источники мужества. Там, где опасно, я должен быть первым — такое нравственное правило наш педагогический коллектив стремится сделать нормой поведения. Проявление храбрости, отваги, решительности, бесстрашия перед опасностью, стойкости — ни с чем не сравнимое состояние духа, накладывающее отпечаток на весь облик человека, рождающее в нем истинное благородство. Я убежден, что только в храбрости и отваге человек по-настоящему выражает и познает сам себя.

5. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа. Тебе хочется есть или пить, отдохнуть или согреться у костра — в этом нуждается твое тело, но не забывай, что ты человек! Удовлетворяя свои потребности, ты должен проявлять благородство, сдержанность, выдержку. Это не только скромность. Это нечто более высокое и значительное: властвуя над своими потребностями и страстями, ты возвышаешь свою духовную сущность.

6. Недостойно молчать, когда твое слово — это честность, благородство и мужество, а молчание — малодушие и подлость. Недостойно говорить, когда твое молчание — честность, благородство и мужество, а слово — малодушие, подлость и даже предательство. Как много говорит о достоинстве человека его умение быть мудрым властелином слова, мастером, владеющим этим тонким человеческим инструментом!

7. Недостойно настоящего человека не только лгать, лицемерить, пресмыкаться, подстраиваться под чью-то воля, но и не иметь собственного взгляда, потерять свое лицо. Омерзительно и гадко наушничанье: оно хуже предательства. Наушничать, доносить на товарища равносильно выстрелу в спину. Здесь мы вступаем в сферу очень тонких человеческих отношений, благородство и чистота которых во многом определяют моральный облик человека на всю жизнь. Чтобы воспитывать мужество слова и мужество молчания, воспитателю самому надо быть благородным и мужественным. Надо уметь уважать собственный взгляд, убеждение маленького человека, особенно подростка, даже тогда, когда не всё в его поведении кажется нам понятным и оправданным.

8. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Одну из очень тонких граней подлинно человеческого характера, которую оттачивает воспитатель, я вижу в том, чтобы питомец был личностью кристально чистого и твердого слова. Для этого необходимо воспитание в юной душе того, что я назвал бы благородством воли. С малых лет человека надо учить ставить перед собой цели, направленные на самовоспитание, самосовершенствование. Пусть эта цель вначале будет, казалось бы, незначительной; но человек не должен жить впустую; им должно двигать стремление; достижение цели пусть приносит ему радость и гордость.

9. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку. Недостойно чрезмерное преувеличение личных огорчений, обид, бед, страданий. Недостойна слезливость. Человека украшает выдержка. Атмосфера стойкости, выносливости, несгибаемости — это, образно говоря, свет, при котором маленький человек видит истинные ценности в своем поведении.

10. Недостойно пьянство и чревоугодие. Алкоголь и человек так же несовместимы, как разврат и верность. Алкоголь затуманивает сознание и освобождает инстинкт, низводя человека до скотского состояния. Я считаю исключительно важной миссией школы утвердить в юной душе презрение к этой мерзости. Самое главное в этой воспитательной работе — богатство духовных интересов, человеческая гордость мыслителя. Самым большим счастьем, роскошью, наслаждением для ребенка, особенно для подростка, юноши должно быть общение с хорошей книгой, чтение, мышление. Презрение к затуманиванию сознания воспитывается также тонким пониманием и чувствованием прекрасного — в природе, в искусстве, в человеческих отношениях. Наш идеал — красота должна стать мерилом собственного достоинства, чтобы наслаждение и красота слились воедино. Чем тоньше понимание и чувствование прекрасного, тем глубже отвращение ко всему грубому, животному, инстинктивному. #крамольная_мудрость http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie


Рецензии