Семиотическая дискурсионная модель

Василий Макаров
Текст имеет структуру впечатления и конструируется как событие.

Основные принципы СДМ: «недеяние», синхронность, прерывность, движение «от границы к содержанию»

Этапы:

1. Концепт (Определение концепта)
2. Образ (Семиотическое моделирование)
3. Послание (Дискурсивное моделирование)
4. Первоманс ??? (Культурная анимация)

Действия:
менять горизонт описания, осваивать телепортацию, фиксировать «точки сборки»,  освободить дыхание,  анализировать это, эстетизировать то

1 Создание концепта

- ЦА мы не определяем
- Компетенции бренда тоже не определяем (однако, это может быть важно для серии книг)
- Портрет другого (один воображаемый слушатель/читатель нашего рассказа)
- Компетенции продукта (качества, свойства, аллюзии), что производит впечатление.
- Концепт

Пример:
Компетенции: Близкий космос, Скрытая угроза, Усталость от жизни, «Венец» творения.
Концепт: «Будущее не для людей»

2 Семиотическое моделирование (Явление Образа)

- Введение концепта и стягивание семиотических ресурсов (семиотическое поле: запахи, тексты, воспоминания, предметы, действия, события, книги)
- Выстраивание коннотативных рядов (Слова/знаки создающие настроение Образа, эмоциональные, яркие, насыщенные. Два ряда: образный и абстрактный)
- Выделение ключевых коннотаций

— Извлечение метафоры
— Определение темы
— Составление базового нарратива

Пример:
Коннотативные ряды:
Покорение природы, далёкий горизонт, бессмысленность, внутренняя пустота, усталость, непознанное, пределы зрения, иное, инопланетная жизнь, опасность изнутри, преображение, анти-человек, расслабленная беспечность, глупая смерть.

Метафора: Неудержимый Био
Тема: Слабый сходит с дистанции

Ключевые коды: Концепт, Метафора, Тема

Базовый нарратив: Желание детей - это желание будущего. Кто сам своими руками лишит себя его? Опасность движется из прошлого, она заполняет настоящее и убивает ещё не родившихся. Это игра? Кто же здесь пешки, обречённые на поражение? Есть сильный игрок, есть опасный игрок, есть невидимый игрок. Ты хочешь сыграть с ним в его игру? Бойся, ты можешь проиграть больше, чем у тебя есть.

Ошибки семиотического моделирования: составить семиотическую ситуацию из прямых аналогов, игнорировать коннотации так как образ уже «возник», небрежные коннотативные ряды, повторять метафору в теме, сочинять базовый нарратив, путать семиотическую модель с образом,

3 Дискурсивное моделирование

Введение кодов, создающих контекст. Трансформация образа «для себя» в образ «для другого».

Картографирование дискурса:
- Переместиться на периферию образа
- Введение направляющих смысловых кодов: фрейминг, ре-фрейминг, транс-фрейминг

Фрейминг: синхронизация кодов, умножение кодов (подсказки, указатели)
Рефрейминг: смещение кодов, подмена кодов
Трансфрейминг: диссоциация кодов

Фрейминг: биологическое оружие, военные эксперименты, чужой, апокалипсис.
Ре-фрейминг: самопожертвование, бегство, рутинные операции, ошибки молодости, забота о своих, нежность и близость.
Транс-фрейминг: ???

- Перемещение на периферию дискурса
- Мета-нарратив:
Надежда и Павел не имеют детей. Для Нади это трагедия, а для Павла как будто облегчение. У них случаются периоды романтики и нежности и периоды необоснованной холодности. Надя хочет через ребёнка вывести отношения на позитивную сторону. Павел иногда проявляет не чувствительность и грубость. Может быть он что-то скрывает?
Путешествие на Планету не занимает много времени. Для Павла это повод поваляться пузом кверху перед телевизором, а для Нади это последняя надежда. Необычная нетронутая природа пробуждает в них что-то давно забытое. Романтика и нежность проявляются в их жизни.
Окружающие их люди не вызывают опасений, но чем-то необычны.
Во время похода к ущелью - достопримечательности, один из туристов получает ранение. Ему оказывают помощь, но все решили не отменять поход и двигаться дальше.
В эту ночь у Нади с Павлом происходит как будто заново влюблённость и обоюдная страсть.
Утром Павла нигде нет. Нет также и раненого туриста. Раненого находят вблизи входа в пещеру уже мёртвого. Павел внутри пещеры без сознания.
Ведущий группы вызывает эвакуацию вертолётом.
Павла привозят в армейский госпиталь и приводят в сознание. Он рассказывает много бредового и несвязного.
На Надю в госпитале нападает сбежавшая откуда то белая лабораторная крыса.
Рано утром Павел побуждает Надю сбежать, аргументируя тем, что военные всех отравят.
Он боится идти домой, Надя пытается образумить его, но тщетно. Павел ударяет её и сбегает.
Надя в депрессии пару дней сидит дома. Ей плохо, тошнит и колбасит.
Жена соседа приносит ей поесть и развлекает разговорами. Она рассказывает ей, что её муж совсем изменился после прилёта сюда.
В это время мужики из поселения собираются толпой и начинают бузить.
В толпе Надя видит Павла и бежит к нему. Толпа пытается захватить космо-корабль. Все мужики выглядят неадекватами.
Толпе удаётся полностью захватить корабль и взлететь с планеты. Надя там единственная женщина.
Выясняется, что она беременна, но её беременность течёт в несколько раз быстрее обычного. УЗИ в медкабинете показывает непохожего на человеческий эмбриона. Мужики на корабле теряют остатки адекватности, а у неё срок рожать получается как раз на момент прилёта на Землю.