51 глава отзывы. Олеся. Музей Ахматовой

Федоров Мистик
51 глава отзывы

25 марта 19

Картошка, каша, еще каша, еще картошка, хлеб, пирожки с картошкой, вареники с грибами, блины, фасоль, чечевица, макароны, макароны, макароны, хлеб...
Это что же к концу Поста будет?
Ох...

***

С.Ф.
Постный шоколад. В кофемолке  помолоть ядра семечек с порошком какао. 50 : 50. Масло семечек, выделившееся  во время помола, сообщит шоколадную вязкость порошку какао. Получится шоколадный пластилин. Если в кофемолку добавить корицу, или ванилин, и наперсток коньяка, это будет шоколад высшего сорта. Очень ароматный. Если Вы предпочитаете горькому шоколаду сладкий, молоть можно и с песком. Я для изыска добавляю цикорий. Шоколадная масса маслянистая. Но можно в чашке добавить и немного кипятка. Это будет горячий шоколад. Организм найдёт в таком постном шоколаде что-то сущностное для себя, и успокоится, вздохнет от крахмалов и муки. Вопрос как совмещается постный изыск  со строгостью поста? Но это кто какую меру предъявляет себе. Коньяк, конечно, лучше "Наполеон".

Олеся
Сергей Федоров Мистик О, да Вы - гурман!

Анна Моткова
Сергей Федоров Мистик, коньяк в пост нельзя.

С.Ф.
Если зажмуриться, и подумать, что это средство для морилки клопов, то можно! В монастыре же благословляли индеек в рыбу!

Наталья Митрофанова
Сергей Федоров Мистик можно вместо какао - кероб. Он сладкий. А с какао слишком горько получается. Но рецепт интересный, попробую.

Наталья Лакина ( на" коньяк в пост нельзя")
Анна Моткова Если добавить к коньяку бутерброд с сыром.

Борис Лкьянчук
Olesia Nikolaeva У Владимира Захарова есть сточки      
Глоток Курвуазье с утра               
обжег мне глотку,                но я, пардон мюсье,               
предпочитаю водку.

NiNic Sinitshina
Сергей Федоров Мистик мне и просто рыба подходит! раз в неделю. А-то руки трясутся и лифт до лета отключен
***

29 марта 19
О вечере поэзии в Петербурге
Вечер был чудеснейший, благодаря горячо любимому мною поэту Александру Кушнеру, который предварил мое выступление уникальным предисловием и сам прочитал два моих стихотворения. Я была тронута до слез... Он настолько расположил ко мне людей, что далее мне было легко и радостно продолжать чтение, такое было у меня воодушевление и любовь!
Пришли замечательные и близкие мне люди - писатели Михаил Кураев, Елена Невзглядова, Николай Кононов, Андрей Полонский, Юрий Макусинский с сыном, Александр Танков и другие. Были и чудесные друзья, которых я обрела, благодаря фейсбуку, и позномилась с ними несколько лет назад в реальности - например, Наталья Голубец. Были и священники с матушками, которые дружат с моей дочкой Александриной...
Но потрясающе то, что на мое выступление пришла моя двоюродная тетя Таня Парфентьева, дочка моего петербургского дедушки Жоржа, с которой мы дружили в детстве, а потом, когда она вышла замуж, а дедушка умер, потерялись и не виделись целую жизнь! И еще пришла Алла, вдова моего двоюродного дядьки Николая, сына другого Петербургского дедушки Александра, тоже близкого мне человека.
Всегда, приезжая в Петербург, я пыталась их найти и - безуспешно.
В ночь после выступления совсем не могла уснуть, все вспоминала, как мы дружили с Таней, как она меня водила в Русский музей, а мне было всего-то семь лет, и как мы дружили с Николаем, спорили ночами (я уже заканчивала школу), а он преподавал философию в Ленинградском университете. Вспоминала я и любимых дедушек, и мне было сладко, грустно, сердце билось, и слеза катилась...
Как сказал поэт, «не договорили!»
И это - быть может, самое горькое, что бывает в жизни!
Вот и теперь, встретив Таню и Аллу, я так обрадовалась, что потеряла дар речи и соображения и даже их не сфотографировала, единственное, что дала им свой телефон, и теперь могу им в любое время позвонить.
В общем, вернулась домой с дарами - с книгами, с любовью, с новыми откровениями и сюжетами.
***
С.Ф.
Слезу вышибаете! Встреча с Вашими родственницами, которых Вы не могли найти многие годы, на Вашем вечере поэзии, это серьезнейшая кульминация книги или мирового кино! Да ещё Кушнер! Музей Ахматовой! "Война и мир" Олеси Николаевой! Специально так не поставишь! Вы своею жизнью пишите роман, и снимаете кино уровня Фелинни. По крайней мере потом по Вашей жизни будут снимать кино! Может быть сейчас напишите сценарий о себе?  Кино мирового уровня, необыкновенно жизненной силы и глубинной философии, и переживания! И счастлив будет тот режиссёр, который будет снимать его! Почти будет преступлением, если не напишите. Хоть бы Вам Нобелевскую премию дали, чтобы Вы могли сами снять фильм! Нужен уровень режиссеров как Андрей Кончаловский! А Патриарха Вы не спрашивали?

Наталья Адашникова -
Вот уж не Кончаловский!

31 марта 19
AMOR FATI

Вспомни. Это же Amor Fati: любовь к скорбям...
Тот Художник, что душу мне сочинил
и состав мой исчислил, собрав меня по дробям,
и судьбу мне писал вернее вечных чернил,

и боролся со мной так много ночей и дней,
и поверг, побеждая,
открыл мне в жестокий час:
лишь трагичную маску мира сорви – под ней
тот же скорбный овал с трагедийным разрезом глаз.

И – безмерно, невыразимо печальный рот...
С этих самых пор – как лица ни прячь,
взора ни отводи,
Aмоr Fati – близнец души – из глубин встает...

– Ей, гряди!
***

С.Ф.
Вообще - то в человека вписан Образ Божий. Как известно Христос никогда не смеялся.

" лишь трагичную маску мира сорви – под ней
тот же скорбный овал с трагедийным разрезом глаз."

Мир трагическая доминанта, поскольку для начала жизни мира потребовалась смерть Бога.

"С этих самых пор – как лица ни прячь,
взора ни отводи,
Aмоr Fati – близнец души – из глубин встает...

– Ей, гряди!"

Христос хочет соединится с душой человека, но приходит со скорбями, со смертью, с распятием. Похолодеть можно от ужаса, но это дверь в жизнь Бога, с Богом. Иов был предтечей скорбей Христа, и победил! Победил не ради благ и коммерческой выгоды. Ради жизни. " Женщина, когда рождает, терпит скорбь" Вряд ли найдутся женщины, которые будут вспоминать рождение человека как развлекательную процедуру. Иногда бывает и смертельный исход ради жизни. Но  - СУДЬБА. ЛЮБОВЬ К СУДЬБЕ. И женщина с перекошенным ртом от страданий, счастлива этими страданиями. Избранничество в страдании. Без этого бы жизнь была бы пустой и бессмысленной. И Христос воскресает в душе!
" Ей, гряди, Господи!"

***
2 апреля 2009 года

Олеся Николаева

ЛИТЕРАТУРНОЕ

До абсурда довёл Дима Быков
стихопрозу – в сплошную строку
стал записывать, рифмой утыкав,
да в статьях токовать на току.

Журналистики стильной и хлёсткой
очевиден эффект для ума,
но в итоге становится плоской
стихопроза как способ письма…

Я ещё до «лихих девяностых»
своенравный построила стих
на таких буераках, наростах,
на колдобинах, кочках кривых.

Заземлила и к розе навозу
натаскала, как сквозь решето,
прогоняла сквозь русскою прозу
и в своё одевала пальто.

И герои пером очевидца –
разночинцы, и снобы, и сброд –
имена обретали и лица,
крест на шею, окно на восход.

Но тогда же на эту затею
умный критик, провидя разлад,
умоляя вернуться к Орфею,
говорил мне: «К Орфею! Назад!»

Ибо не для копания в яме,
пересудов, расчётов и щей
эта власть, эта связь меж словами,
это преображенье вещей. 
2009

***

С.Ф.

Гениальный Зощенко гениально описал жизнь коммунальных квартир, побоища, ссоры, сплетни. Но поэзии в этом нет. Как её нет в творениях Салтыкова Щедрина. Даже , если бы он писал в рифму. Трудно представить себе Пушкина участником драки в Зощенской коммуналке. Если перетряхивать грязное бельё, неизбежно грязь на руках останется. Руки будут грязными, а с ними и глаза. А есть ли поэзия в русском мате? Хотя Сервантес тоже гениально описал свалку в трактире с Дон Кихотом. Сколько ни матерись, - сверхреальности слова не появится. Будет блатная феня. А блатные песни это поэзия? В натурализме тоже никакой поэзии! Будут те же надуманные, натурально -деревенские "Три богатыря" Васнецова, с бутафорским бородами, и тыном конских ног. В склоке слово обесценивается. Есть такое выражение - " Кому набить морду за Христа?" Не избежал этой болезни и Солженицын. Слово со злобой, не будет животворным, ни поэтическим, ни вечным. А будет, пусть даже профессионально сделанным, анализом произведений афедрона!

4 апреля 19
Апрель, самое начало.
Таяние снега – обнажаются уродства почвы – ее бугры, впадины, мусор; друзья, почти повально вокруг, – болеют, лежат в больницах, лечатся, проходят страшные проверки, сдают кровь;
по ночам – читается Псалтирь о здравии и об упокоении почти со ста именами на каждой «Славе…»;
два рассказа – «Ангел Митенька» и «Последняя в списках молодости» так и не дописаны;
а уже пошли дипломы студентов, на которые пора писать рецензии;
уже пора рассчитывать траты на восстановление рушащегося печорского дома; раздавать лишние вещи, собранные в мешки;
договариваться о соборовании с больными дружественными старушками;
принимать душевное участие в судах о разбитой на дороге машине моей дочки;
читать, разбирать и расставлять на забитых
полках подаренные за зиму книги;
улаживать отношения с иностранными издательствами, проговаривать  не договоренное на семинарах в институте (а этого – очень много и все важно!);
приводить в порядок дом: мыть окна, полы, вытирать пыль, выбрасывать с веранды, наконец, разобранную елку, которая стоит – живехонька;
готовиться к поездкам на поэтические чтения, семинары и конференции;
и вообще – Крестопоклонная Неделя: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!», так много всего…
Но ведь это и есть – жизнь!
Как говорит мой герой:
«Крест – он же и благословение.
Благословение – оно ж и Крест!»
***
С.Ф.
А Вы ещё несете Кресты своих героев, пропуская их скорби через своё сердце. Виртуальные Кресты. Переживающиеся как реальные. " Сораспинаетесь" Зато и воскресаете в творениях. И героям дарите " вечную  жизнь" . Творец!  Уподобились Творцу!
***

7 апреля 19
С Праздником Благовещения!

...Слава Украшающему юнцов и юниц,
Укрепляющему стариц со стариками,
Вскармливающему младенцев,
Выпускающему на волю – птиц,
Покрывающему наши низости высокими облаками!
***
С.Ф.
Слава Творящему Олесь,
 Гомеров и Пушкиных, Творящему, слава!
Главою своею, достигших небес,
И ставших опорою храма!
***

8 апреля 19
Вот какая радость! Мой близкий друг - замечательный иконописец Георгий Гашев - прислал мне альбом своих икон. Когда-то он был послушником Псково-Печерского монастыря, а сейчас работает в иконописной мастерской на Валааме.


С.Ф.
Человек достиг очень большой высоты технического исполнения. Теперь можно и от себя писать иконы, даже на те же темы. Иногда надо делать с черно-белой репродукции цветом. Это сразу освобождает от елейного копирования и тщательной красивости. Как Пушкин ни гениален, Олеся не повторяет его буквально! И есть своё переживание, своя жизнь! Так должна быть своя икона, живая. Одно дело виртуозный копиист Георгий Гашев, другое состоявшийся ХУДОЖНИК ИКОНОПИСЕЦ Георгий Гашев, имеющий свой стиль, манеру, почерк.  Если бы Дионисий тщательно копировал Феофана Грека,  и этим бы только ограничивался, был бы копиист Феофана Грека, но Дионисия бы не было. Нельзя превращаться в вечного копииста, в вечного Пушкина! Пушкин это Пушкин, а Олеся это Олеся. А школа у них одна! Но технический уровень очень высокий!

***
12 апреля 19
Вчера вышла телепередача о поэзии Александра Кушнера, которую записывали два месяца назад. К сожалению, всего сорок минут, а разговор наш шел более полутора часов. Ну, и потом в той же компании продолжался и продолжался в гостях у Кати и Игоря Волгиных.

С.Ф.
Английская королева посвящает в рыцари, Волгин в классики. Кажется, нет дам рыцарей (кроме Жанны д'Арк), дам классиков достаточно. Одна из них присутствовала на передаче. Остаётся ждать обряда посвящения от "королевы"-Волгина.

***
XXX

Что ж щука не всплывёт из-подо льда?
Что ж яблонька замолкла от стыда?
Наперсточники лоха водят за нос.
Чиновник – вор, его начальник – плут,
а всех главнее – Главный Баламут,
и бес их скопом посылает в анус.

А что мужик? Он щуку сторожит,
переминаясь. Снег под ним визжит,
и яблонька молчит, как бы немая.
Но в сердце знает он наверняка,
что за него – и роща, и река,
и снег, и в небе звёздочка хромая.

И что же? На крючок попались тут
и вор, и плут, и Главный Баламут
застрял в щелях земли и запалился…
И лишь мужик своими взят в кольцо:
знать, щука с яблонькой замолвили словцо;
и заяц, выскочив из леса, заступился.

Дивясь, мужик ложится на лужок
и видит сон: как будто пастушок,
но с крыльями. Такое вот виденье.
А тот ему и говорит: «Не трусь!
Тебя к своим причла Святая Русь –.
и дарит слух, и отворяет зренье!»
***

С.Ф.

Казалось бы - При чем тут и щука, и яблонька? Какая с ними связь и наперстночников,  и воров, плутов, чиновников? Странно начинается стихотворение Олеси! Простому смертному в голову бы не пришло, так начинать. " В огороде бузина, в Киеве дядька!" Оказывается, это русский фольклор, русская мифология, славянское язычество, стихии  плача Ярославны!

"А что мужик? Он щуку сторожит,
переминаясь. Снег под ним визжит,
и яблонька молчит, как бы немая.
Но в сердце знает он наверняка,
что за него – и роща, и река,
и снег, и в небе звёздочка хромая."

Где ещё в мировой литературе - " звездочка хромая"? А почему-то работает! И вопросов не возникает! Принимается! А почему принимается? Непонятно! Но принимается! Мерцающая звезда, хромающая!
Мужик - душа народа, сам народ! Сохраняет в себе память, иинтуиитивные знания о живых стихиях, обожествленных силах Природы, языческих идолах. Они никуда не ушли.
Мужик сторожил не просто рыбу в проруби, а волшебную щуку!

"И что же? На крючок попались тут
и вор, и плут, и Главный Баламут
застрял в щелях земли и запалился…
И лишь мужик своими взят в кольцо:
знать, щука с яблонькой замолвили словцо;
и заяц, выскочив из леса, заступился."

Но вместо щуки, неожиданно для себя вытаскивает " и вора, и плута, и Главного Баламута!"  Вытащил из Преисподней!  У Данте она начиналась в сумрачном лесу, у Олеси в проруби! Но от бесовского огня Мужика как-бы защитили и щука, и яблонька, и заяц выскочивший из леса. Чистое язычество, ( Васнецовское).

" Дивясь, мужик ложится на лужок"  -
 "На визжащий снег"? Или здесь другие измерения?

"Дивясь, мужик ложится на лужок
и видит сон: как будто пастушок,
но с крыльями. Такое вот виденье.
А тот ему и говорит: «Не трусь!
Тебя к своим причла Святая Русь –.
и дарит слух, и отворяет зренье!»

Оказалось, что не языческие силы направляли, защищали Мужика, а Ангельские. Бог и во времена тёмного язычества правил миром.  Причисляет Мужика к пророкам Святой Руси, "и дарит слух, и отворяет зренье!» ( А зайцы с щуками водят хороводы!)
***

С.Ф.

Странные фантазии с утра

Зайцы с щуками водят хороводы,
Белые в небе плывут пароходы.
Рыжий повар дудит на трубе,
"Скоро, мой ангел, приду я к тебе!
Костыль отложи и монисты надень,
Поджарю тебя, как златую форель!"
Одуванчики пляшут, лежит истукан,
Стихи сочинил какой-то болван!
***

Наталья Ардашникова

Привет ОБЭРИУТАМ