Истина в устах ребёнка - что это?

Наталья Коноваленко
         Заметки учителя по актуальным проблемам воспитания детей,
         из опыта  работы. Рисунок автора, к стихотворению "Мы с котом"(Н.К.)
         на Портале стихи.ру
         
    
        Над пословицей «Устами ребёнка глаголет истина» я всерьёз задумалась лет восемь-десять назад после одного запоминающегося случая.
         Шёл  первый из уроков крупного блока тем, объединённых общим названием «Художник и зрелище». В результате изучения материала нужно было подвести третьеклассников к пониманию роли художника в создании зрелищных видов искусства.
        Вначале я решила уточнить, насколько дети ориентируются в рассматриваемых понятиях.  С «художником» проблем не возникло, а вот слово «зрелище» почему-то вызвало у ребят спор. Конечно же, я прочитала для них словарное определение,  сказала о том, что зрелища бывают разные, привела примеры, но перейти сразу к зрелищным видам искусства не получилось, поскольку  у ребят появилось огромное желание поделиться пережитыми впечатлениями относительно зрелищ. Я подумала, что два-три воспоминания не повредят, это связь с жизнью, но уже первый,  нетерпеливо тянувший руку и потому опрошенный  мною ученик, рассказал такое, что весь класс замер от услышанного.
- У меня в жизни было страшное зрелище, - по-взрослому начал он.
        Предполагая, что ребёнок таким введением может увести меня далеко от  искусства, я попыталась прервать продолжение:
 - Давид, может, не нужно говорить о нём: оно уже прошло, и не стоит держать его в памяти?
- Нет, мне хотелось бы рассказать эту историю.
- Ну, хорошо, - согласилась я, надеясь, что ничего такого уж особенного не прозвучит.
- Это случилось во время нашего сафари по Африке, - ошеломил меня ребёнок любопытным началом. 
- Ты был в Африке? - искренне удивилась я. (В те годы туризм ещё не нашёл такого распространения, как в наши дни).
- Да, два года назад. Мы ездили семьёй: папа, мама, я и мой старший брат.
«Смелые родители, - отметила я про себя, - с двумя детьми рискнули проехаться по саванне, да ещё один из них - семилетний».
- Вдруг началось землетрясение, - сгустил краски мой ученик, -  и наша машина передними колёсами  попала в глубокую трещину.
- Давид, ты ничего не перепутал? Это действительно было? - засомневалась я.
      Мальчик  утвердительно кивнул.
- Да, мы кое-как успели выскочить, но трещина стала шире, и машина провалилась вниз, вместе с братом.
   Дети ахнули, и воцарилась тишина.
- Какой ужас! -  вполголоса воскликнула я, - Давид, ты  точно говоришь правду?
     Он опять кивнул и опустил глаза вниз.
«Бедный ребёнок, - подумала я, но всё-таки решила проверить достоверность факта.
- А как вам удалось выбраться оттуда?
- Я был в шоке  и ничего больше не запомнил, - ответил ученик.
- Несчастный ребёнок! После такого случая с тобою должен был работать психолог. - тихо пробормотала я.
- К нам всё время  ходит психолог, - с готовностью откликнулся Давид.
- Мы все сочувствуем, что у тебя случилась такая трагедия в жизни, - отозвалась я, - это ужасно. Бедная твоя мама!
- С ней тоже работал психолог. Но уже всё хорошо.
«После такого за два года не восстановиться», - пронеслась мысль сомнения.
       Я быстренько перевела разговор в нужное русло, объяснила, что бывают  прекрасные зрелищные виды искусства, театральные постановки, которые привлекают внимание зрителя сюжетом спектакля, костюмами героев, гримом. В качестве задания дети изображали маску, выражающую эмоции радости, удивления или грусти, но урок прошёл в полной тишине, видимо, услышанная история потрясла одноклассников Давида не меньше, чем меня.

       После урока я подошла к классному руководителю и спросила, почему  мне  до сих пор ничего не сказали о психологической травме, которую Давид перенёс ещё в первом классе.
       Учительница округлила глаза, и я поняла, что она впервые слышит эту ужасную историю.
       Она тут же побежала к телефону, чтобы вызвать в школу маму Давида для прояснения ситуации, а я продолжила свой рабочий день в старших классах.
        На следующее утро она сама заглянула в мой кабинет и радостно сообщила, что травмы у мальчика не было,  в семье он всегда был единственным ребёнком, а вот фантазия  у него отменная. Мама Давида, услышав эту печальную историю, сначала была потрясена размахом событий, но потом расхохоталась, вспомнив, что они недавно смотрели по видео фильм «Землетрясение». Никакую Африку они не посещали, даже речи о ней не вели, а слово «сафари» привлекло ребёнка, скорей всего, своей таинственностью.

      Работая классным руководителем, я  часто проводила со своими учениками   различные виды анкетирования. Это очень помогало мне выявить отношение к учёбе, предпочтения, степень воспитанности и прочее. Но иногда наблюдались некоторые исключения из правил. На вопрос «Есть ли у тебя дома животные?», пятиклассница Юля не только ответила словом «собака», она подробно описала, какого окраса её питомец, что любит, как питается.
      Зная, что в  их двухкомнатной квартире живут двое детей, мама и бабушка, я  уточнила, кто выгуливает собаку, на что Юля  с готовностью ответила, что это - её прямая обязанность, а спит Лайка на коврике у входа.
          На родительском собрании, читая анкету дочери, мама Юли  удивлённо сказала, что собак у них никогда не было, но похожее по описанию животное девочка могла видеть, когда они в прошлом году навещали её родного дядю…

         Юлина подруга Вика тоже обладала незаурядной фантазией. Она жила вдвоём с матерью. Однажды ей захотелось отдохнуть от школы и семьи. Вика подслушала разговор матери с сестрой о симптомах заболевания тёти и полностью назвала их ею же вызванному врачу скорой помощи, когда матери не было дома. Вику срочно отвезли в больницу с гастритом, поскольку она сказала, что мать вернется из командировки только через три дня, отца она не знает, а больше у них никого нет… Она так артистично плакала и умоляла помочь ей, что врачи не устояли. Сегодня, скорей всего, всё складывалось  бы иначе, но в те годы медицина была отзывчивой к проблемам больных.  Ложь открылась вечером, когда мать пришла с работы. Соседка дала оставленный врачами адрес. В те времена отношения с соседями нередко отличались душевностью и сопереживанием.

          Уже в новом столетии, когда несколько изменились и дети, и родители, тоже запомнился любопытный случай.
         Одна из  крупных торговых фирм проводила акцию, по условию которой выдавала в качестве рекламы учебному заведению свои канцтовары. Она же определяла тему, а учитель рисования должен был провести занятие, возвратив фирме в качестве доказательства участия  стандартные листы, но уже с рисунками юных художников, которым фирма дарила после рисования какие-либо материалы с буклетами и адресами своих магазинов.

         В тот раз мною были  получены листы бумаги формата А3 с логотипом фирмы и восковые мелки в пачках. Всё - из расчёта на двадцать пять человек, по количеству учеников одного класса. Двадцать пять рисунков «на пятёрку» в одном классе  по одной теме за один урок не сделать, учитывая, что человека четыре ещё и будут отсутствовать по разным причинам. А уже завтра следовало сдать рисунки, причём, хорошие! В тот день у меня по расписанию шли четыре вторых класса подряд - счастливое совпадение!. Поэтому я провела этот урок во всех параллелях указанного возраста, но по-особому. Я объявляла тему, предупреждая,  что в конце урока мы выберем лучшие, сделанные  цветными карандашами, работы, авторы которых, если захотят получить в подарок  вот эти мелки, перерисуют дома свои рисунки  из альбомов на полученный формат А3 и завтра принесут листы в школу.    
       Понимая, что мелки захотят все, отбор осуществлялся  за счет выставки, коллективно и строго. Дети становились с рисунками у доски, а одноклассники сами выбирали лучшее, по рядам. Я корректировала выбор и подсчитывала количество.
          Последний класс был малочисленным,  все дети рисовали неважно, многие из семей неблагополучных, некоторые очень медлительны, иные слишком подвижны -  нелегкий класс. Но среди них одна девочка рисовала превосходно.
          Зная это, я смело раздала художникам предыдущих классов все коробочки с мелками и листы,  оставив  на всякий случай один экземпляр  для этого класса.
         Всё так и получилось: дети единодушно выбрали рисунок девочки, она с большим желанием согласилась поработать дома - урок прошел так же мирно, как и в других классах. Но на  перемене ко мне подошел один из мальчиков и потребовал для себя мелки. До этого  он чрезвычайно редко посещал уроки, рисовал плохо, навыки не развивались практически совсем.
         Я объяснила ему условия ещё раз, после чего он отошел к своему столу.
       На следующий день я собрала лучшие рисунки и передала курьеру, а после уроков в кабинет заглянула завуч и попросила рассказать об акции. Выслушав меня,  она сказала:
- Я так и думала. В районо сегодня приходила мамочка… Жаловалась, что учитель ИЗО вчера раздал всем ученикам бесплатно цветные мелки, а её ребёнка обошел! Требовала заведующего РайОНО разобраться, почему одному ребёнку из класса не выдали мелки! Комментарии, как говорится, излишни.
 
           Таких примеров можно привести множество, но почему-то  по старинке считается, что дети обманывать не будут, не делая скидки на школьников.  Думаю, приведённая выше пословица может касаться детей только очень раннего возраста, когда малыши по чистоте своей и бесхитростности на просьбу позвать отца могут ответить известной  по анекдотам фразой: «Папа сказал, что его нет дома».
          Современный ребёнок рано начинает осознавать свою выгоду, а круг его фантазии и понимание того, что любой закон на его стороне, с учётом доступности всевозможных СМИ, заметно расширились. Чем старше ребёнок, тем грустнее наблюдать, о чём свидетельствует его стремление солгать.

           Пару лет назад после урока я из кабинета не вышла, как обычно, нужно было срочно заполнить тогда ещё бумажный журнал. За дверью кабинета слышались стандартные звуки перемены, смех. Вот подошли ученики, и вдруг - жёсткое  равномерное «бухание» по соседней пластиковой двери, которая служила разделом между двумя коридорами. Бесшумно открываю дверь своего кабинета и вижу:  не замечая меня, один восьмиклассник с усилием бьёт ногой по белому пластику, поднимая ступню высоко вверх, словно каратист, чуть ли не на уровень своего лица, отчего ударяемая дверь ходит ходуном и издаёт оторвавшие меня от работы глухие звуки.
        На фоне  внезапно наступившей от моего появления  тишины ученик заподозрил неладное и, резко оглянувшись, понял, что «пойман с поличным».
- Зачем ты это делаешь? - спрашиваю я.
- Что делаю? - невинно спросил он.
- Зачем бил по двери ногами?
- Я не бил!
- Но я видела это минуту назад своими глазами!
- Это был не я, - без зазрения совести ответил ученик.
       Я пригласила его войти в кабинет, чтобы поговорить. Он отказался. Тогда я сказала, что сейчас же напишу докладную на имя директора, поскольку я дежурная, а его родители сегодня же будут вызваны в школу, если он не войдет и не объяснится по поводу порчи школьного имущества.
       Видимо, мои аргументы, тон и строгий вид подсказали ему, что стоит послушаться.
Едва я прикрыла дверь, как мальчик с вызовом сказал мне:
- Вы ничего не докажете!
- Почему ты решил, что я буду доказывать?
- Но вы ведь сказали, что видели, как я бил по двери ногой?
- Конечно, видела.
- Не докажете!
- Но ведь ты бил?
- Все били.
- Я видела, как это делал ты.
- Не докажете!
- Да разве об этом речь? Почему ты решил, что я начну  против тебя процесс? Я хочу услышать ответ и понять - зачем ты это делал?
- Я ничего не делал.
- Ты бил ногами дверь, хотя знал, что дверь и вся решётка - новые, их поставили летом, а только осень. Это делалось для предотвращения опасности пожара, для безопасности всех детей школы. У тебя уже есть паспорт, ты далеко не малыш, но - гражданин, как все взрослые. Зачем рушить школьное имущество, на которое потрачены  средства страны, которая обеспечивает тебе  условии для развития?  Объясни мне - зачем?
        Он, видимо, понял, что я не собираюсь писать докладную, и слушал теперь без вызова,  молча. Возникла пауза.
- Здесь сейчас  директора нет, и мы оба знаем, что безобразный поступок с твоей стороны был. Мне ты можешь сказать, зачем бил по двери ногами? - повторила я, удивляясь, насколько он запущен в отношении нравственности.
- Все били, -  спокойно повторил он.
- И что? Вот четвертый этаж. Кто-то предложит прыгнуть вниз, ты ведь не прыгнешь, поскольку глупо.
- Это же другое!
- Это одного поля ягоды, потому что нужно включать мозг и спрашивать себя, для чего?  Подчиняться или нет стадному чувству? Оставаться человеком или, как другие, тупо подхватывать чью-то бредовую идею?  Эту дверь кто-то вычерчивал, старательно вырезал, покрывал лаком, делал замок, приспосабливал для установки. Кто-то переводил на неё свою жизнь, чтобы она служила людям.  А ты - ногами...
- Её машина делала.
- А машину - кто? А её механизмы?
 «Нужно по Макаренко, чтобы этот мальчик услышал, что я возмущена», - мелькнула мысль.
- Не прикидывайся глупцом! - резко сказала вслух, - стоит тут некий неблагодарный «Вася» и долдонит, что его "хата с краю", он ничего не знает, хотя на двери десять отпечатков его подошв!
  Я сердито отвернулась.
- Не нужен ты мне абсолютно в качестве виновного, ты что, не понял? Ты меня интересуешь чисто с человеческой стороны. Ты - будущее! Если все такими будут, для чего и строить что-то в стране? Все равно варвары разрушат!
- Вы меня не знаете, а считаете чьмом, - вдруг обиделся восьмиклассник.
- Нет, я пытаюсь увидеть тебя честным, но ты сам ставишь на себе клеймо лгуна!
- Да, я бил в дверь ногой, - запальчиво признаётся он, - но я не хотел, вернее, не подумал, что это не нужно делать!
- Сейчас ты признался, потому что через пять минут закончится перемена, а ты хочешь в столовую. К тому же не дурак - понял, что докладную я не напишу. А завтра ты разобьешь окно в туалете, чтобы навредить уже  без отпечатков…
- Я не собираюсь ничего разбивать!
- Будешь смотреть, как разрушают другие?
- Может, попробую остановить, - с некоторым колебанием  тихо произнёс он
    Я посмотрела на него и открыла дверь.
- Ну, что ж, давай, пробуй, посмотрим….
   Он вышел в коридор и оглянулся.
- Извините: я правда не буду так больше…
   Я согласно кивнула головой.
  И ведь нормальный мальчишка. Вполне понятливый. Но каким было начало?

         Пословицу «Устами младенца глаголет истина» я бы точно посоветовала  понимать буквально: она имеет отношение именно к младенческому возрасту. И всё же почему лжёт ребёнок?
      Причин много. Прежде всего, он может ещё не осознавать,  в каких случаях нужно говорить только правду. Он также может не чувствовать разницы между правдой и ложью в силу возраста или воспитания. Так для маленького ребёнка любимая игрушка - живая! А для ребёнка, где в семье все безбожно врут друг другу, говорить правду, наверное,  и язык не повернулся бы.
       Ребёнок может выдавать желаемое за действительное, воплощая во лжи свою мечту.
       Ему может не хватать элементарного внимания, поэтому он лжёт, пытаясь обеспечить себе недостающее: любовь, жалость, восхищение, сочувствие и прочие эмоции, которых у него дефицит.
      Он может понимать, что за правду - попадёт, и в его случае выход один - лгать любой ценой!
      Он хочет казаться значительным, умным, талантливым…
      Подобные исследования не имеют конца, поскольку дети - это маленькие люди, и  многое, что психологически востребовано взрослым человеком, может быть также важно для ребёнка. Однако, это не всегда оправдано, поэтому  необходимо  с детства познакомить детей с понятиями правды и лжи на примере народных сказок, притчей, басен. Нужно учить детей отличать хорошие поступки от плохих. Пусть они осознают ценность правды. Лишь в этом случае можно надеяться, что их путь от родного порога будет чистым и светлым.
                Наталья Коноваленко