Невольники горькой судьбы

Зуев Андрей Яковлевич
       ЧЕЛОВЕК. – Это звучит гордо. Однако же такое утверждение  относится к идеальному образу и представляет собой литературную гиперболу – художественное преувеличение. Человек в реальной социальной действительности далеко не всегда соответствует идеальному определению. Для этого есть множество причин. Просчитать свою судьбу в самых мелких и конкретных её деталях не может  никто. Человек, по Марксу, есть «продукт воспитания и обстоятельств». Судьба человека – бесконечная череда закономерных случайностей и случайных закономерностей. Вот и получается, что она зависит от того как «кости лягут». Не зря в народе говорят: «Знал бы, где упасть – соломки бы подстелил».

        Не думал я, собираясь на встречу с друзьями в августе 1962 года, что закончится она множественным оскольчатым переломом обеих костей правой голени. Это был несчастный случай, который произошёл в дружеской борьбе. Хотелось же показать себя и помериться силами. Большая неприятность на полгода заковала меня в гипс, вследствие чего в четвёртом классе я почти не посещал школу и учился самостоятельно на дому. После того, как сняли гипс, пришлось разрабатывать коленный сустав. При этом мы с мамой плакали оба. Я – от того, что «насиловал» коленный сустав, через боль, с треском разрывая соединительную ткань зарастающего сустава, а мама – от того, что очень настойчиво заставляла меня причинять себе  эту вынужденную боль.

       В то же время, в больничную палату, где я лежал со «свежим» переломом ноги, привезли 17-летнего парня с переломом позвоночника в шейном отделе и разрывом спинного мозга. Он неудачно нырнул во время купания и головой ударился в невидимое с берега бревно. Юноша дышал с большим трудом и шёпотом просил прощения за необдуманный поступок у своих убитых горем родителей. К утру он тихо умер от развившейся дыхательной недостаточности.  К сожалению, через несколько лет я совершил такой же глупый поступок, но мне повезло больше. Я принял решение никогда более не нырять головой вниз, и вообще жить по принципу: «Не знаешь броду – не лезь в воду». Так начала накапливаться житейская мудрость. И вот – я ещё жив и, даже, счастлив, вопреки им (и благодаря тоже) - трудным жизненным обстоятельствам.

       Настоящими невольниками и жертвами горькой судьбы оказались некоторые друзья и товарищи моего детства. Володя Серов, озорничая, из мелкокалиберной винтовки выстрелил себе в рот. Женя Колотов, Аркаша Вильвер и братья Вахрушевы – Александр и Валерий – свели счёты с судьбой через самоповешение. Та же судьба обошлась жестоко с моим коллегой, талантливым хирургом, очень эмоциональным, ранимым и обидчивым человеком, казахом по национальности, Жекшембеевым Куандыком Балтабаевичем.  Кто-то из них не справился с тяжёлыми переживаниями, кто-то принял решение уничтожить врага своего внутри себя самого – пристрастие к алкоголю – вместе с самим собой. Не хочу больше мучить читателя историями людей с горькой судьбой. Я постараюсь доказать, что очень многих страшных и трагических событий можно  избежать, если своевременно научиться думать и жить правильно.
 
        Сценариев развития конкретной человеческой жизни бесконечное множество, но в действительности осуществляется только один. Он утверждается случайно-закономерным взаимодействием различных причин и следствий здесь и сейчас, что делает каждую личность особенной и неповторимой. Однако в каждом индивидуальном и единичном бытии всегда содержатся всеобщие для природы, общества, мышления одни и те же законы материального мира. Те люди, которые не знают или не всегда помнят о них, значительно чаще становятся невольниками горькой судьбы.

       Человек есть субъект. Ему даётся объект в предметно-практической деятельности, и никак не наоборот.  Каждый человек в той или иной мере несёт в себе активное и волевое начало, преобразующее окружающую действительность. Следовательно, он и творец, и, к сожалению, иной раз, разрушитель своего счастья. Между прочим, очень важно знать и всегда помнить о том, что опасен враг не только внешний, но иногда, в большей мере,  внутренний, поскольку от себя никуда не убежишь.  От глупости и невежества самый страшный враг человеку - сам себе человек и есть. Эта мысль в стихотворной форме выражена мною в произведении «Страшное чудо вовсе ниоткуда» на сайте ПРОЗА.РУ.

        Много на свете людей, которые не понимают простой истины: всякое объективное в социальной форме движения материи диалектически неразрывно связано с субъектом, то есть субъективное. Понятие объективное – это хорошо осознанное всеобщее в единстве с бытием единичным. Здесь, в социальной материи, её дальнейшее развитие происходит потому, что отражённое объективное есть и в сознании, и вне его, одновременно. Истинная идея только тогда становится материальной силой, когда овладевает умами масс.

       Я думаю, в большинстве своём, люди живут, иногда вполне счастливо, повинуясь инстинкту жизни, в котором объективно заложен  её смысл. Он отражается обычаями и традициями различных народов, обеспечивая им высокую устойчивость и жизнеспособность. Инстинкт жизни самодостаточен и хорош уже сам по себе. Он проявляется в эмоциональных реакциях и немедленных действиях, обеспечивая успех в естественном отборе, но не может заменить сознание – жизнь со знанием, то сознание, которое является «высшим продуктом мозга высшего продукта материи».

       КАК НЕ ПОПАСТЬ В ЧИСЛО ЛЮДЕЙ - НЕВОЛЬНИКОВ ГОРЬКОЙ СУДЬБЫ?

      1. Стать сознательным.

       Сознательность – результат хорошо организованной психики. Сознание – жизнь со знанием, с понятием. Понять – значит, уметь выразить в понятиях. Понятие, по Гегелю, «бытие, через которое просвечивает сущность». Понятие – не пассивный, а активный психический акт, безусловно предполагающий целенаправленное изменение окружающей человека действительности. Понятие выражается словами. Следовательно, слово должно соответствовать делу, а дело - слову.  Сложным понятиям, которыми оперирует мышление, нельзя дать одного исчерпывающего определения, поскольку они включают в себя множество противоречивых определений в процессе одновременного их анализа и синтеза.
 
       Современное среднее и высшее образование в России, да  и мире в целом, ориентировано на запоминание смысла абстрактных понятий, очень отвлечённых от конкретной жизненной практики. Все обучающиеся в школах и университетах с усердием и упоением читают различные справочники и прочие поучительные книжки, полагая, что таким образом становятся умными и мудрыми людьми. Им никто не объяснил необходимость усвоения знания, в отличие от механического запоминания и зазубривания его. Истинное знание, будучи понятием, должно быть интегрировано в целостную картину мира конкретной личности. Только в этом случае оно становится убеждением – твёрдой и сознательной мировоззренческой позицией.
 
       Конечно, всякое понятие является абстрактным, то есть в той или иной мере отвлечённым от конкретной действительности, но главное умение пользоваться им состоит в том, чтобы научиться объединять его существенной связью с понятием конкретным.  Если к этому не стремиться, то всякое понятие, и абстрактное, и всеобщее, и единичное, и конкретное тоже, приобретает иллюзорное значение знания абсолютного, то есть не имеющего границ. Всё безграничное обязательно становится своей противоположностью и теряет свой первоначальный смысл. Так возникает абстракционизм, объективизм, субъективизм и конкретизм (конкретинизм). Между прочим, даже сама истина относительна, хотя это знание тоже имеет свой предел и без него становится релятивизмом.

       Недостаточно сознательные люди мыслят поверхностно, используя язык приблизительной достоверности житейско-бытового уровня, отражающий неразвитый понятийный аппарат. Такому человеку и самому трудно поверить в правоту своих слов. Сознание должно быть дисциплинировано содержательностью понятий и точностью их определений. Если  этого нет, то нет  уверенности в правоте своих слов, выражаемых ими жизненных позиций и совершаемых поступков. Такие люди сами закрывают себе путь к самосовершенствованию, к познанию, попадая в ловушку нигилизма, скептицизма и, даже, цинизма. Тем самым, они, бездумно и безответственно упрощая,  усложняют себе жизнь, окончательно запутавшись в ней.
 
      2. Овладеть диалектическим методом мышления.
 
       Диалектический метод универсален. Он применим для изучения и целенаправленного преобразования природы, общества, мышления. Г. Гегель определял метод как «осознание формы внутреннего самодвижения содержания», то есть осознание формы объективного противоречия – главной и единственной причины развития бытия (природы, общества и мышления).  Мир противоречив. Именно это обстоятельство подталкивает его к гармонии. Оказывается, не так легко свыкнуться с этой мыслью. Многие люди воспринимают материальный мир и социальную действительность однозначно,- однобоко,- формально-идеальными. В таком отвлечённом восприятии мира - конкретинизме, ограниченном эмоциями и ощущениями, уже заложено глубокое разочарование кажущейся несправедливостью повседневной жизни.
 
      3. Осознать своё счастье в перманентной борьбе.
 
       Объективное противоречие уничтожить нельзя. Его можно разрешить диалектическим компромиссом. Человек обречён на счастье бесконечной борьбы. Если её избежать нельзя, то нужно спокойно принять то, что никогда невозможно изменить. Не можешь поменять обстоятельства – измени своё отношение к ним. Надо осознать и принять объективную необходимость, явившуюся в форме диалектического закона «Единство и борьба противоположностей». Результатом этой борьбы становится покой и ясность – спокойная простота жизни. Борьба, как и всякое другое движение жизни, содержит в себе покой, поскольку покой есть форма движения. Важно научиться отдыхать в процессе движения и борьбы, получая от этого радость и удовольствие.

      4. Уметь пользоваться диалектическим компромиссом.
 
       Диалектический компромисс  - компромисс без компромисса. Ему нет равноценной альтернативы, поскольку нет замены движению развития. Человек и общество развиваются при условии, что их жизнь, усложняясь, упрощается. Экономическое развитие России прекратилось и замерло в стагфляции из-за бесконечного усложнения законодательства, тотального контроля над жизнью и трудовой деятельностью граждан, загоняемых административно-бюрократическим капиталистическим государственным аппаратом в «электронно-банковский концлагерь».
 
       Дальнейшее формальное усложнение жизни, обусловленное идеологической парадигмой (догмой) свободного рынка, без её упрощения (облегчения) неминуемо приведёт страну к социальному взрыву. Суицид человека с горькой судьбой – это тот же  социальный взрыв, случившийся внутри отдельно взятой личности. Страну взбудоражил акт террористического протеста против ситуации безысходности насильственно усложняющейся жизни крымского стрелка Владислава Рослякова. Человек совершил самоубийство, добровольно ушёл из жизни, «громко хлопнув дверью». Люди, в большинстве, тем более чиновники во власти, не знают, что такое диалектический компромисс и, потому, не умеют пользоваться им для разрешения перезревших  социальных противоречий.

      5. Иметь активную жизненную позицию и принимать участие в классовой борьбе.
 
       Речь  идёт не о государственном перевороте, а об участии в революционном движении. Понятия «переворот» и «революция» принципиально отличаются одно от другого. Отсидеться «в кустах», избегая участия в борьбе за социальную справедливость, не удастся никому. «Колесо истории» проедет по каждой человеческой судьбе. Страдают больше те люди, которые по жизни пассивны, не способны защитить и себя, и государство трудящихся. Диалектический компромисс в экономике между трудом и капиталом возможен в современном мире, по-видимому, только в китайском варианте при нерыночно-рыночной экономике в условиях диктатуры пролетариата. Так что, она, диктатура пролетариата, и есть диалектический компромисс.

      6. Найти в себе силы примириться с неизбежностью (необходимостью) смерти в её диалектическом единстве с жизнью.

        Нужно уметь без лишних и неуместных эмоций принять то, что никогда нельзя изменить. Неизбежность не должна быть помехой счастью. Более того, осознанная необходимость – главное условие свободы личности. Всем известно, что жизнь каждого живого существа заканчивается смертью, поскольку всё преходяще и нет ничего вечного. Не надо делать из этого печального факта вселенскую трагедию, но не нужно и унижать человеческую жизнь бессмысленной смертью.

       Каждый человек должен понимать, что его личная смерть, будучи неизбежным и конечным  результатом его индивидуальной жизни не вычёркивает бесследно его жизнь из вечного движения развития человеческой цивилизации, а переводит его существование в бесконечную форму коллективного бытия. В нас, ныне живущих людях, существуют реально (действительно) многочисленные предки из всех предшествующих поколений. Проще говоря, всякое конечное есть момент бесконечного развития социальной материи (общества). Развитие органического мира на Земле и человеческого общества – это единство диалектически связанных движений – конечного и бесконечного.  Каждое конечное событие (человеческая жизнь тоже), будучи бытием, содержит в себе бытие-для-иного, то есть должествование своего развития в инобытие.
 
       Согласно науке логики Гегеля, «Иное иного есть иное». Наши дети, внуки и все последующие поколения – мы же сами и есть, хотя и отличаются от нас.  Человек – это определение, то есть то, что (по Гегелю) не изменяется в изменениях. Это качество (определение), которое «в-себе», диалектически связано с категорией вечности. Может быть, уважаемому читателю будет интересно познакомиться с моими произведениями: «Разговор с вечностью» и «Философия бессмертия». Хочется надеяться, что мои пояснения просты и понятны, в том числе, для читателей, не вполне владеющих диалектической логикой.

Вывод: Нужно уметь ценить жизнь (дорожить ею) не дрожа за неё. Человек смертен в индивидуальной форме жизни и бессмертен в коллективном движении социального бытия. Жизнь и смерть находятся в диалектическом единстве: смерть невозможна без жизни, жизнь - без смерти. В том и состоит единство (и тождество!) противоположностей – величайшей трагедии смерти и гармонии жизни человеческого существования.

      7. Сделать жизнь свою одухотворённой.   Одухотворённость – такое качество сознательной жизни, которое наделяет жизнь человека и всё, что с ней связано (даже смерть) высоким смыслом целесообразного существования.  Я не говорю здесь о религиозной одухотворённости, а имею в виду её научно-материалистический вариант.
   
     8. Найти для себя Смысл жизни и Социальный Идеал.
   
       Смысл Жизни, Социальный Идеал – сложные и одухотворённые понятия.  Они диалектически синтезируются, становясь конкретными, из множества определений и придают сознательной личности дополнительный мощный стимул к преодолению трудной действительности. Без этих понятий не может быть активной жизненной  позиции. В таком случае, субъект утрачивает свои главные качества – целеустремлённость, настойчивость, сопротивляемость – и становится объектом манипулирования, в том числе рабом и жертвой – внешних вражьих сил.      Большое значение указанных одухотворённых понятий в качестве объективно сущего бытия, в отличие от «инстинкта жизни», необходимо настойчиво доказывать бесконечным развитием - самосовершенствованием и совершенствованием окружающего нас мира.
 
      9. Научиться замечать своё счастье.

       Счастье. Оно где? – в Америке? – в деньгах? – в облаках? Нет, конечно, ни тут, ни здесь и не там. Счастье – понятие, а понятие всегда в голове. Многознающий читатель прекрасно понимает, что «понятие – это бытие, через которое просвечивает сущность» - Г. Гегель. Вот и возникает проблема: у кого-то сущность в голове «просвечивает» хорошо, а у кого-то - плохо. Счастье понятие сложное и одухотворённое, но, к сожалению, не для всех. Не все люди имеют талант целеполагания и наделения сложных понятий Высоким Смыслом.
 
       Понятие «счастье» можно сравнить с драгоценным камнем – алмазом, который имеет множество граней. Если отшлифовать каждую его грань, то получится бриллиант, а ему нет цены. Он дорого стоит. Сложное понятие в процессе анализа одновременно синтезируется, каждый раз образуя новую грань, новое  качество, которое нельзя обнаружить, даже если читать самые лучшие книги и словари. Сложное понятие формируется в голове конкретного человека, способного, благодаря высокой культуре мышления, сделать понятие содержательным.
 
       Всем известен парадокс квантовой механики: изучение наименьшего объекта микромира – кванта – неминуемо изменяет этот объект. Ситуацию с изучением, формированием, анализом сложного понятия можно считать аналогичной. В таком случае возникает вопрос: как же быть с научной содержательностью такого понятия? Проблема легко разрешается  диалектическим компромиссом, содержащимся в теории истины. Мир противоречив. Счастье (бытие) - не исключение.  В моём произведении «О предметности публичного выступления» интересующийся читатель найдёт конкретный пример анализа и синтеза сложного понятия. Для «затравки» дам только одно определение Счастья: «Счастье – осуществлённый Смысл Жизни». Определение Смысла Жизни внимательный читатель найдёт и в этом произведении.

      10. Овладение искусством самообладания.

       Самообладание – естественная способность хорошо организованной психики, воспитанием и самовоспитанием подготовленного ума, когда избыточно отрицательные эмоции сами собой не возникают вовсе.  Культура эмоций зависит от культуры мышления, от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Неконтролируемые эмоции опасны для жизни. Они прямо или опосредовано через вредные привычки  разрушают мозг и тело, часто подталкивают людей к суицидам. С такими эмоциями шутить нельзя и жить невозможно. В моём аккаунте, на сайте «ПРОЗА.РУ»,  для читателей, желающих научиться искусству самообладания, опубликовано произведение «Основы психологической саморегуляции».
 
      11.  Здоровый образ жизни.

       Это принцип жизни, жизненная позиция, мировоззрение. ЗОЖ невозможен без САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ – мышления, рождающего здоровье.

      12. Избавление от вредных привычек и опасных для жизни черт характера.

      Для счастья необходимо уметь рассчитывать свои силы на жизненной дистанции, выдержка, мужество и терпение.

      13. Рекомендация для тех, кто не хочет быть лучше и не верит ни во что: для нигилистов, скептиков и циников.

        Эта рекомендация озвучена в пронзительном стихотворении поэтессы Натальи Игнатьевой «Последнее пожелание иванам» которое обнаружено мною в интернете в аккаунте Михаила Полякова по соответствующему запросу.

 Мы славно гуляли в республике вашей,
Мы доллары черпали полною чашей.
Пока вы тут пили, мы вас разорили,
Заводы продали, богатыми стали.
И вам всем «здоровья», «живите богато»,
А мы отправляем ресурсы на запад.
И чтобы ни крошки у вас не осталось,
И чтобы здоровых детей не рождалось.
За ваши ресурсы дадим мы вам шприцев,
И спирта цистерны, до смерти упиться.
Наркотики в вены вливайте «богато»,
Валяйтесь, как свиньи, вблизи вашей хаты.
Для нас вы все быдло: дерьмо, папуасы,
Зачем папуасам земные запасы?
Вы слышите, свиньи, мы стали богаты,
Мы скоро отнимем у вас ваши хаты.
Дадим казино, сигареты, секс-фильмы.
Курите и пейте, рожайте дебильных.
Больные, уроды для нас не опасны —
Мы их уничтожим поддельным лекарством.
Вы все постепенно умрете бомжами,
И долю такую вы выбрали сами.