Анна Кашина о книге МУАР Анны ПОлитовой

Отзыв на книгу Анны Политовой «Муар»
(Некоторые критические заметки)
Анна Кашина (Вельск. Апрель 2019)

  Рассказы, помещённые в книгу, о самых распространённых человеческих чувствах, качествах и стремлениях: о любви, дружбе, доброте, предательстве, преданности и смерти. Описания обстановки, в которых происходят события – достаточные, а в некоторых рассказах – полные и очень достоверные. Особо хочется выделить как удачные, такие рассказы: «Украденное счастье», «Храню и помню», «Летим с нами», «Просто Пята», «Отражения», «В стране пустых обещаний». Их украшают лёгкие, понятные диалоги, образность, метафоричность, говор местности, разнохарактерные портреты героев, интересный сюжет, лиричность, актуальность поднятых в них тем (пьянство, беспризорность, конфликт отцов и детей, поселковая жизнь глубинки, одиночество, предательство близкого человека, преданность дружбе, любовь к животным, богатство и бедность), а также искренний посыл к читателю, к его толерантности, милосердию и человеколюбию.

Такие рассказы, как «Дом памяти», «Патроны», «Правдолюбка», «Маруся из Рябиновки», имеют некоторые шероховатости композиции сюжета, стиля, языка и логики, о них поговорим более подробно, попытавшись разобраться в причинах несовершенств. О последнем произведении книги судить не берусь, так как не знакома с первоисточником.

Документальный рассказ «Дом памяти»

Автор, передавая достоверность фактов и насыщая читательское воображение перечислением имён и фамилий – не позаботился о сюжете. Героиней могла бы стать бабушка, вечно ругающая всех женщина, по беспрестанно повторяющимся заметкам автора, контролировавшая мужа, людей и пространство дома, а также самоотверженно помогающая животным, будучи ветеринаром. Она могла бы быть изюминкой рассказа, но не успела. Автор вдруг бросает описывать бабушку и переключается на других родственников и дедушку, словом, здесь нет ни сюжета, ни героя, лишь намётки. А также тщательный подбор биографических выдержек с попытками лирических отступлений и умозаключений, который можно было бы считать удачным, если бы не непоследовательность описаний людей, местности, природы и быта: дом № 5, посёлок Ломоватка, Великоустюгского района Вологодской области, Железнодорожная 14, Политовы, Шлоповы, и пр. Какую нагрузку несут точные даты, адреса и

фамилии – информационно–краеведческую? Средний русский читатель не только Вологодской, Архангельской областей, республики Коми и других Российских регионов прекрасно представляет, что такое посёлок без монотонного пересчёта бытовых построек, бань, конюшен, коровников, свинарников, магазинов и клуба. А шаньги и пироги – это не оленья строганина, не редкость это для любой деревни. Одним словом, лучшей речи и придумать не возможно на юбилейном вечере памяти умерших перечисленных родственников-героев на День деревни, или на юбилее живых родственников автора и потомков героев, переживших раскулачивание, тяжёлые трудовые советские годы, а также эпоху перестройки, так как похвала подвигам и заслугам этих граждан великолепно звучали бы или со сцены, или в качестве тостов. Читателю, оказавшемуся на узкосемейном мероприятии – скучно.

В рассказе «Патроны» - повествуется об одинокой женщине, учительнице математики, любительнице читать некрологи в газете за утренним чаем, которой в дисциплинированности и упорстве могли бы позавидовать ученики самого Макаренко, по крайней мере, в способах дрессуры котов: «Совсем не умеешь себя вести, паразит! Сиди теперь голодный и холодный! Наступит день, и я воспитаю из тебя человека, вот увидишь! Кузя, в отместку, тут же нагадил». Героине этого поначалу шутливого, затем почти детективного, а в итоге, драматического рассказа Нине – 55 лет. Нина утром решила прибраться на антресолях, где нашла две коробки с патронами от ружья 12 калибра. С помощью таких же патронов была застрелена женщина из некролога. И, зная, что за хранение патронов есть ответственность, Нина спешно решает избавиться от них. Так как в заметке был указан адрес полиции, именно туда она и понесла свою находку. Настораживает то, что Нина настолько не интересовалась жизнью мужа, что даже не знала, когда он был в последний раз на охоте, кроме далёких послесвадебных времён, а также и то, что кажется неправдоподобным – после смерти мужа так долго не прибиралась в шкафу. Полицейские, встретившие её, показаны отрицательными персонажами. Один, сержант Круглов, безынициативный, ленивый, равнодушный, дожидается конца смены, другой – капитан полиции Шкалов, настроен к ней крайне негативно, так как в деле об убийстве женщины нет никаких зацепок, и вдруг такой сюрприз – гражданка, которая сама пришла и принесла ящики с патронами, в одном из которых не хватает двух штук. После неприятного полицейского допроса, Шкалов решает отправить её с Кругловым в «КПЗ», по дороге в которую ревущей и тараторящей женщине встречается её бывший ученик-хулиган, а ныне майор полиции, а для неё теперь – рыцарь в сияющих доспехах, на месте оправдавший и спасший её от унизительного пребывания в камере. Интересно, не то, что после произошедшего, Нина перестала читать некрологи, а то, что автор, наградив её заметкой в газете и похвалой, не

позаботился о дедуктивной составляющей рассказа. Попытка создать детективный сюжет провалена тем, что в развязке не сообщается, как связаны патроны героини с убийством женщины из некролога, и связаны ли они вообще.

Правдолюбка

Повествует рассказчик, Аня. Рассказ о подруге Кате, парикмахере, с которой Аня познакомилась из-за «отросших корней». Интересно то, что автор не выдаёт «говорение правды» за патологическую особенность психики молодой, красивой, уверенной в себе Кати, а восхищается даже её честностью: «густые волосы крупными локонами ниспадали по ее смуглым плечам до самой талии. Карие глаза, обрамленные густыми ресницами, смотрели спокойно и уверенно. Идеально прямой нос, красиво очерченные пухлые губы и ямочка на подбородке – передо мной была настоящая красавица, похожая на древнегреческую богиню». «Дело в особенности ее характера – Катя всегда и всем говорила и говорит только правду». Известно, что правду говорят чаще других – дети, пьяные и люди в гневе. Но тут мы имеем дело, скорее всего, с патологической честностью, (а это уже признаки психиатрического диагноза), так как автор, дополняет портрет Кати её детскими воспоминаниями: «Я такая с самого детства, врать вообще не умею. Родители сначала гордились, пока маленькая была, а потом стали просить, чтобы лучше помалкивала. Они у меня учителя, оба, и им часто приходилось краснеть за мои высказывания». Именно из уст неспособной соврать Кати в разговоре с клиенткой об изменах мы узнаём Катино мнение: «Вам дорога ваша семья? А благополучие деток? У вас – дом полная чаша, и муж не пьет – не гуляет. Представьте, каково вашим детям узнать, что вы так поступаете с их отцом? А ему? И зачем – просто от скуки, потому что «приелось»? – Катя вздохнула, – вы сейчас бежите от проблем и тешите свое самолюбие – ведете себя эгоистично, проще говоря. Даже если реально проблемы, измена – не способ их решить». Автор, пользуясь авторитетом, заработанным Катей перед читателем на мелкой, но ортодоксальной правде, подсовывает нам ещё одну, только уже в качестве чуть ли не истины. Хитро. Но спорно.

В финале рассказа Аня, пригласила Катю сделать свадебную причёску, и они за бокалом шампанского разговорились о мечтах. Невеста мечтает написать стоящую книгу, (но не прикладывает к этому усилий), о женихе она тоже не думает, как ни странно, выходя замуж, а парикмахер – найти личное счастье, абсолютно уверенная в том, что ей его больше не найти: «мужики от меня бегут, как от огня. – Катя поставила бокал, в

задумчивости глядя в окно. – Ань, кому я нужна со своей правдой?» Есть некоторая наивность в предположении автора, что «люди, казалось, шли к Кате за горькой, но такой редкой правдой, которую сами не могли сказать даже себе», так как обычно люди знают, что врут, и совесть существует, а шли они к Кате всё-таки подстригаться, в первую очередь, как к красивой парикмахерше-профессионалу. Рассказ заканчивается словами: «Что же, все-таки, такое Катина правда – дар во благо или ее беда, в жертву которой она принесет свою жизнь? Никто не знает». Читатель склоняется к мнению, что это её «беда», аргументов в пользу «дара во благо» – меньше.

Украденное счастье

Хороший пример рассказа, пусть и об одиноком 35-летнем неудачнике-клептомане бывшем детдомовце Алексее Хомякове, сотруднике проектной организации, под руководством Елизаветы, в которую он влюблён: «Ходил Алексей всегда большими шагами, слегка враскачку, и размахивая руками, будто старался придать походке больше уверенности. Его волосы, обычно аккуратно зачесанные на боковой пробор, сегодня были растрепаны и смешным ежиком торчали на голове. Брюки Хомякова скучали по стрелкам, а темно-синюю осеннюю куртку не мешало бы постирать, но сделать это, к сожалению, было некому». Очень подробно описан сам Алексей, его привычки, манеры, отношения с коллегами, проблемы, которые не дают ему спокойно и счастливо жить, (переезды в другие города из-за клептомании и стыда за неё). Автор обнадёживает читателя финалом рассказа: повышение клептомана в должности, принятие коллег, несмотря на его болезнь, (которую, кстати, он лечить даже не пробовал), и поцелуй с начальницей, в день его рождения, которая, не хочет возвращаться к гулявшему богатому мужу, а симпатизирует неуверенному в себе Алексею. Героиня рассказа Елизавета также нетерпима к мужским «гулянкам», как и Катя из рассказа «Правдолюбка», считая это наивысшим злом и главной причиной для расставания или развода. Однобокая авторская позиция. Не все читатели могут быть солидарны с таким мнением, а альтернативы автор не даёт.

В рассказе «Маруся из Рябиновки» не хватает автора. И не хватает самой Маруси. Мы не знаем объективных данных, как она жила, какой была при бывшем Ваське и матери, какие у неё были мечты тогда и какие надежды она возлагает на переезд в город. Чтобы сравнить её прежнюю с ней же настоящей. Из её собственного описания в письме матери мы узнаём: «Мне ведь всего двадцать пять, да и собой не плоха. Пусть мягонькая да пухленькая, на пирогах-то да на молочке парном отъелась, так ведь впрок. Не всем мужикам кости-то нравятся. Да и не глупая, ведь теть Люся меня

вчера повысила! Я теперь не просто стряпуха, а еще и на кассе стою, выручку собираю. Материально ответственная теперь – вот!». Или вот ещё: «Волосы распустила, чуть над ушами заколола, да тени коричневые над глазами карими навела. Вдруг Павел опять зайдет... А я не чучело чумазое, как прошлую пятницу, а красавица в леопардовом платье». Неужели мать не знает, что у Маруси «карие глаза», что она «мягонькая да пухленькая»? Ясно, что эти детали автор сообщает читателю.

Описание её матери: «Все снишься мне в своем цветастом платье, с оранжевой гребенкой в седых, по плечи, волосах. Вроде улыбаешься сердечной улыбкой, от которой у тебя по всему лицу морщинки-лучики, а глаза печалятся», – довольно милый портрет пожилой деревенской женщины, про здоровье которой Маруся ни разу не спросила, ни в одном своём письме, хотя очень её любит: «Нашла у тети Люси в серванте сборник стихов Марины Цветаевой. Понравился из-за имени. Оно же, как твое, мамулечка. Решила, прочитаю, с собой понесу. Да на видное место у кассы положу, чтобы Павел заметил и понял, что я тоже не только пироги могу продавать». Рассказчик, сама Маруся, описывая себя в письмах, проявляет высокий уровень способностей логично излагать суть и образность в её описаниях, несомненно, присутствует: «Шкатулка я, ярко раскрашенная, да пустая внутри, без содержания. Ему даже поговорить со мной не о чем. Он же умный вон какой – книжки читает. А я в кулинарии за кассой стою. Продавщица». Ну, во-первых, чтение книжек – это не признак ума и образованности, Павел пережидал дождь, когда читал, а во-вторых, по сюжету-то она – дура дурой. Как такое может быть? Автор умышленно оглупляет её?

Кстати, о Павле, так и непонятно, почему он перестал приходить в кулинарию за пирожками? Ничего не сообщается ни о том, что он попал под машину, или в гастроэнтерологическое отделение больницы (если в Вологде такое имеется), раз перестал покупать пирожки, или поменял место работы… Предполагаем лишь, что Маруся разонравилась ему настолько, что он решил изменить свои привычки, после того, как узнал от её тётки, что она «деревенщина безмозглая», которая в свою очередь «твердо решила – пойду учиться, на филологический. Тетка Люся обещала найти репетитора». «Учиться мне надо. А то так, малограмотной, и помру, в платье своем леопардовом».

Где вообще находится такая Рябиновка? Неужели там, где есть почтовое отделение, но нет ни телефонов, ни интернета, и даже телевизора?

Мама героини не знает что такое «торговый центр»? Как тогда она сможет понять слова дочери о «филологическом» факультете?

Письма Маруся пишет 22 декабря, в четверг, 23-го, в пятницу, 26-го, в понедельник, 27-го, во вторник и 29-го, в четверг. Зачем так часто писать? Или автор хочет показать, что на осознание своей необразованности и глупости у Маруси ушла неделя? Ответных материнских писем автор нам тоже не предлагает. Письма можно сократить и оставить только одно, как финальную колоритную точку, а повествование вести от автора.

Храню и помню

Рассказ от первого лица, от имени рябинки в палисаде возле деревенского дома. Милая картина, могла бы быть стихотворением: «Остатками листвы я пыталась укрыть от холода птичью стайку. Птицы лакомились алыми ягодами, гроздья которых тяжелили мои ветви». Автор поэтично и очеловечено передает чувства и мысли рябинки с момента, как она ещё была косточкой: «Я взошла из крохотной косточки. Сначала долго сидела в ямке, мне было холодно и не хотелось расти. А потом что-то изменилось. Земля вокруг оттаяла, стала влажной и теплой. Откуда-то сверху слышались разные странные звуки. И я решилась расти. Из любопытства». Что это любопытство подарило рябинке? Сначала радость, от возможности жить, заботу хозяйки дома и домочадцев, (красную ленточку), затем беспокойство, даже гнев на почтовый ящик, в который не приходили письма с фронта, затем грусть и сопереживание с Анной Алексеевной по поводу смерти мужа, затем одиночество от потери обоих хозяев. Заканчивается рассказ чуть ли не клятвой дерева: «Давно уже нет Анны Алексеевны, ветшает дом, да и последняя дареная ленточка на моем стволе истлела, но память о той, что посадила рябиновое семечко, жива. В ее внуках и во мне. И я буду хранить эту память, пока живу сама».

Известно, что рябина растёт в высоту 20 лет, а вообще живёт 80-100 лет, за исключением некоторых сортов.

Летим с нами

Действие рассказа происходит в наше время накануне майских праздников в поселке, где живёт семья Ольки Кудрявцевой, переживающая алкоголизм отца, постоянные приработки матери и подростковый кризис самой Ольки. Девушка влюблена, ведёт дневник: «Надо что-то делать. Закончу 9-й и уеду! Поступлю в колледж, устроюсь на работу, увезу родителей из этой ужасной дыры. У нас все наладится! Обязательно! Папка бросит пить, деньги появятся, мама больше не будет так уставать. Все в моих руках! Я смогу!»; ходит в школу, конфликтует с Громовой, бывшей подружкой своего парня; боится и стыдится своего пьющего отца и пытается добиться внимания вечно занятой, властной мамы: «Люда пропустила дочь. Отец полез следом за Олькой, но тут же получил

затрещину в лысую голову. Люда вытолкала его с крыльца, а потом выгнала и за калитку. Он особо не сопротивлялся».

Сначала рассказывает автор, – подглавка «Супер-день и супер-вечер» о дне рождения Андрея, парня Ольки, затем подруга Ольки, Аня Политова (о семье которой подробнейшим образом поведано в документальном рассказе вначале книги) – «Журавушка белая, не грусти…», затем снова автор повествует – «Ради нее, своей Ольки…», о ссоре и примирении с матерью, и сон Ольки, в котором она умерает: «Олька летела. Она больше не чувствовала ничего – ни страха, ни тревоги»; затем снова рассказ продолжается от имени подруги-Ани, с которой они вместе танцевали на концерте – «Все было, как во сне…» – «Наш клин будто парил над сценой, над залом – не существовало никого, кроме скорбных белых журавлей. И завершает рассказ подглавка «Как дика трава…», в которой сообщается о смерти Ольки, от падения на крыльце своего дома.

Читателю бесспорно жалко умершую Ольку, автор добился эмоций словами пожилой, плохослышащей Любови Никитишны, старушки, зашедшей в пекарню, где встретилась ей и Аня: «Как дика трава, росла девка-то. Ни папке, ни мамке не до робенка. А она тепла искала. Простого, человечьего. Не сберегли девку. А теперь сами без нее – как мертвые».

Только остаётся неясным, ссора с отцом, и их возможная драка стала причиной падения Ольки; Громова, зашла отомстить и они всё-таки подрались на крыльце; или Олька просто запнулась, выбегая из дома, куда пришли друзья отца, и упала, а от удара головой, умерла, или по какой-то внутренней причине, (так как падала уже во время выступления) – автор не разъясняет, хотя всеми силами до этого пытается нас убедить, что её отец изверг, а матери важнее «заработать копейку», чем побыть с дочерью. Скорее всего, автор следует исторической достоверности событий, произошедших в конкретном посёлке, (слегка изменённых им, например, во времени), с опаской на критику этого рассказа его жителями, и не берёт на себя роль обвинителя кого бы то ни было.

Простая Пята

Рассказ написан с глубокой нежностью к героям и вниманием к деталям. Хороший бытовой сюжет о семье, в которой появилась кошка Пята, всеобщая любимица, и предмет особой заботы героини. Высокая образность портрета отличает кошку из числа других домочадцев: «Киса изящно выгибает спинку, выпячивая пушистое брюшко, и бойко тянет ко мне белые лапки-одуванчики с мягкими, розовыми подушечками. Озорные глаза на белой мордочке, словно ресницами обрамленные черной шерсткой, с любопытством изучают мое лицо».

Тема взаимодействия с домашним питомцем раскрыта очень душевно и актуальна почти для каждой семьи: встреча, совместная жизнь, болезнь

кошки и расставание с ней. Ведь Пята была свидетелем детства героини, юности и студенческой ранней молодости. Но жизнь кошек недолгая, относительно человеческой, поэтому концовка вызывает у читателя сильную эмоцию – сочувствие.

Отражения

Эта экзотическая зарисовка, на фоне посёлков и городов русских, может быть началом романа, как о любви, так и детективного. Ждём продолжения!

В стране пустых обещаний

Воспитательная рассказ-сказка про Сашу, который с детства давал пустые обещания, сначала родителям, потом всем подряд подходит как для детей, так и для взрослых, особенно, депутатов: «Саня, привет, друг! Займешь сотню-другую? Я отдам, обещаю! – Ты меня знаешь? – удивился Саша. – Так, я ж Митрич, бывший депутат, сосед твой снизу». «Я тут свой, в своей тарелке. Врал, вру и врать буду! – захохотал Митрич. По закону сказки, с главным героем происходит превращение, в роли колдуньи – уличная старушка, в роли заклинания – стихотворение, а помощниками героя выступают говорящие собаки. Превращение может обернуться только после совершения хорошего поступка, а именно, выполнения самого первого обещания Саши, которое он, осознав свою неправоту, – исполнил. В рассказе есть юмор, назидательно-моралистские нотки.

Выводы:

Книга «Муар» Анны Политовой, небольшая по объёму, но вместительная по содержанию, и пусть несовершенная по форме, она производит впечатление заявленного в заглавии муара, ткани с наслоившимися друг на друга узорами человеческих жизней и событий, вымышленных и реальных на красочные узоры природных явлений, пейзажных зарисовок с растениями и животными. Где, при взгляде на такую ткань, под разными углами зрения можно заметить волнообразные переливы отличающихся цветовых оттенков лирики и драмы художественного рассказа, в которых звучит искренний посыл к читателю, к его толерантности, милосердию и человеколюбию.

Рекомендации: композиционно рассказы воспринимались бы лучше в такой последовательности: «Храню и помню», о рябинке из косточки; «Просто Пята», о кошечке и детской привязанности; «В стране пустых обещаний» – сказка; «Летим с нами» – рассказ – подростковая драма; «Маруся из Рябиновки» – взросление, «набивание шишек», «Украденное счастье»,

самосовершенствование, где сквозным персонажем вместо Павла в «Марусе из Рябиновки» – мог бы быть Алексей Хомяков; «Правдолюбка» – разочарование; «Патроны», при условии, что это всё-таки детектив с сильной неожиданной развязкой, лучше в шутливом тоне, как в начале рассказа, и «Отражения», как роман, который, например, может читать Нина из «Патронов» по утрам.      


Рецензии
Анна, очень порадовали отзывом!Такой подробный разбор - об этом можно только мечтать!Со многим согласна. Насчет "Летим с нами", Вы угадали - не хочется необоснованных обвинений. Документальный рассказ "Дом памяти", поддерживаю, он, скорее, для моей семьи и родственников. Читателя не увлечет. В "Патронах" для меня важнее было показать, как порой в наше время "огребают" люди за свою порядочность, а убийство Трещеткиной - это событие, конечно, никак не связанное с Ниночкой. О нем надо будет написать отдельный рассказ;). Правдолюбка Катька противоречива. Одни читатели ее ругают, другие - от нее в восторге. И в жизни у нее также)Я ее очень люблю. Понятно, что Катина правда субъективна. Просто часто она говорит людям вещи, в которых они боятся признаться себе, хоть и давно понимают что к чему. Невсегда, конечно, это "правдивое" мнение нужно и уместно, но парадокс в том, что ее беседы с людьми в итоге влияют на их жизнь с хорошей стороны. Очень понравилось, как Вы прочувствовали название книги. Именно это я и хотела донести столь изящным словом "МУАР" Благодарю Вас за внимание к своей книге!Очень хочется почитать Ваши произведения. Мне кажется, что они мне будут близки по духу

Анна Политова   16.04.2019 21:47     Заявить о нарушении