Пермогорская роспись - утончённое торжество красок

Наталья Наумова Дель Ветти
Каждая миниатюра похожа на окно в мир, где царствует дивная гармония. Реальная действительность выглядит сказочной и преображённой, в то же время фантастические образы кажутся живыми и правдоподобными. Нарядная цветовая гамма пермогорских росписей подчёркивает их жизнеутверждающее начало. Это самобытное искусство уже несколько столетий дарит радость всем, кто соприкасается с ним.


Узоры в знак любви

Зародился промысел на высоком берегу Северной Двины. Там, неподалёку от пристани Пермогорье, находилось несколько деревень. Они были объединены общим названием – Мокрая Евдома. Эти селения стали центром пермогорской росписи. Её возникновение относят к XVIII столетию. Узорами и миниатюрами украшались многие предметы быта – короба, туеса, сундуки, детские колыбели, санки.

Крестьянские девушки с особым трепетом относились к прялкам. Нередко подобные изделия украшались росписями на свадебную тему. По традиции, такую прялку преподносил жених своей невесте в знак любви. Девушка с гордостью отправлялась на посиделки с этим подарком. Считалось, что чем красивее прялка, тем больше нареченный любит свою избранницу.

Промысел успешно развивался до 30-х годов XX столетия. Затем наступил некоторый спад. Во второй половине XX столетия началось возрождение традиций. В 1968 году в Архангельске была основана фабрика «Беломорские узоры», которая функционирует по настоящее время. На ней активно производится сувенирная продукция, в том числе расписные изделия из дерева.


Жизнерадостная духовность

Изображения очень напоминают миниатюры из древнерусских книг. В ранних образцах преобладали неброские тона. Более поздние росписи отличаются яркостью и сочностью красок. Ведущий цвет – красный, часто можно видеть его сочетания с жёлтым и зелёным. Для расстановки акцентов добавляется синий, иногда используется позолота. Чёткость изображениям придаёт тонкий чёрный контур.

Композиции нередко делятся на несколько рядов. В верхней части изображается небесный мир – его олицетворяют Древо жизни и птица счастья Сирин. Ниже предстаёт сцена из земного быта. Дом изображается в разрезе, окна имеют вид шахматной клетки. Под ними сидят девушки за прялками или счастливое семейство за праздничным столом. Художники обращаются и к образам животных – как реальных, так и фантастических. Можно увидеть даже таких персонажей, как лев и единорог.

Среди растительных мотивов ведущее место занимает трилистник. Это образ ростка, который появляется на свет из зерна. Обновление природы напоминает о необходимости внутреннего преображения человека. Искусство пермогорской росписи, проникнутое глубокой духовностью, помогает в этом. Традиции продолжают развиваться. Талантливые художники готовы поделиться новыми откровениями и подарить зрителям возможность встречи с подлинно прекрасным.

****************************
Впервые опубликовано на странице:
https://vysokprost.blogspot.com/2014/01/blog-post.html