Великоустюжская чернь

Наталья Наумова Дель Ветти
Тонкие, как будто нарисованные грифелем нити сплетаются в роскошные узоры на серебряном фоне. Чёрные линии и фигуры кажутся единым целым со всем изделием – они как будто вплавлены в серебро. Иногда на металлической поверхности создаются целые картины, восхищающие своей выразительностью.

Удивительное искусство чернения по металлу прославило Великий Устюг – старинный город на берегу Северной Двины. 1207 годом обозначено первое его упоминание в летописи. Однако уникальная техника чернения была известна и раньше – ещё в X веке создавались изящные изделия с тонко прорисованными орнаментами.


Узоры столетий

XVII - XVIII века были очень важным периодом для развития самобытного промысла. Иностранные послы нередко привозили красивые образцы металлических изделий, украшенных чернёными узорами и рисунками. Часто это были орнаменты в традициях модных тогда стилей – барокко, рококо, классицизма. Русские мастера перенимали некоторые приёмы и мотивы, умело сочетая их с уже накопленным опытом. В результате такого тандема традиций рождались изделия, завораживающие неповторимой красотой.

Промыслу суждено было пережить некоторый упадок в XIX веке. Возрождение наступило уже в советскую эпоху. Была создана артель под названием «Северная чернь». Мастера восстанавливали частично утраченную технику, что позволило создать интересные работы. Изделия были отмечены за рубежом, в том числе на всемирных выставках.


Загадки чёрных линий

Чаще всего чернением украшаются серебряные изделия, но иногда такая техника используется для декорирования поверхностей из золота. Чернью называют особый сплав из серебра, серы или олова. В поверхности, на которую предстоит наносить рисунок, делаются углубления – для этого применяется техника гравировки либо чеканки. Желобки заполняются сплавом, предназначенным для чернения.

Затем производится обжиг изделия, в ходе которого рисунок прочно соединяется с фоном. Готовая работа выглядит исключительно эффектно благодаря изысканному контрасту между чёрным цветом и металлической поверхностью более светлого оттенка.


Серебряное великолепие

Посуда, столовые приборы, вазы, шкатулки, подсвечники поражают богатством узоров. Нередки сюжетные композиции. Цветочные гирлянды и букеты пленяют своим великолепием. Узоры отличаются тончайшей прорисовкой мельчайших деталей. По-настоящему роскошными получаются украшения. Изысканные чёрные цветы, тончайшие переплетения линий на серебряных кольцах, браслетах, кулонах создают особую ауру хрупкой красоты.

В умелых руках твёрдый металл неизменно проявляет свои самые удивительные возможности. Изгибы узорчатых линий тянутся сквозь столетия и устремляются за горизонты будущего. Дивные изделия таят в себе нечто загадочное, и невольно рождается вера в сказку. Наверное, не случайно именно Великий Устюг стал родиной доброго волшебника – Деда Мороза.