Как мы в одной колонне с немцами два часа ехали

Павел Соболевский
Наши солдатики, что сидели в кузове, ответный огонь из зениток открыли. Такая началась свистопляска из срикошетивших пуль и разлетающихся осколков, что вспоминать жутко.





Я в войну боеприпасы для частей Советской армии перевозил. Крутил баранку "Студебеккера", одного из той партии, что по ленд-лизу американцы нам подогнали. Служба как служба, не хуже и не лучше любой другой. Война, она ведь всякому солдату ровня, будь ты танкист или разведчик, генерал или рядовой, и свою долю смертельного риска я не меньше других отхватил.

Однажды случилось так, что в окружение мы попали. Фронт впереди и позади фронт, а вокруг со всех сторон немцы. Отрезали они группу наших войск от спасительного тыла стремительным наступлением.

Ехали мы с напарником в своём "Студебеккере" на запад, надеялись из окружения вырваться. Перевозили зенитную установку с полным боекомплектом и обслуживавшим её расчётом солдат. Всё это уместилось в кузове и находилось под нашим ответственным попечением. Дело к вечеру подходило, фары мы не включали – боялись стать мишенью для немецких бомбардировщиков.

Вскоре увидели впереди колонну с техникой – машины с пехотой, броневики и танки. Ну, думаем, обошлось – наконец-то повстречали своих. Слава богу, вырвались из окружения.

Подъехали мы ближе к грузовикам и в конце колонны пристроились. Два часа, не меньше, так проехали по просёлочным дорогам и шоссе.

И тут я слышу, как солдаты в ближайшем грузовике завели разговор не по нашему. Каски на них немецкие напарник мой разглядел и свастику на кузовах, подыстёртую и дорожной грязью замазанную. Фрицы, а это были они, тоже начали прозревать и косится с подозрением на наш "Студебеккер" – оружие в кузове у нас советское!

Один из фрицев раньше других опомнился, и вслед за этим выстрелы раздались. Наши солдатики, что сидели в кузове, ответный огонь из зениток открыли. Такая началась свистопляска из срикошетивших пуль и разлетающихся осколков, что вспоминать жутко! Лобовое вылетело и кабину пулями изрешетило. Нас с напарником не задело, к счастью, пригнулись мы вовремя.

Я резко руль крутанул и свернул с дороги прямо в чистое поле. Солдатики в нашем кузове успели к этому времени как следует изрешетить пару немецких грузовиков с пехотой. Немцы, в свою очередь, развернули несколько машин и даже пару броневиков. Отделившись от колонны, они подались в погоню за нами.

Но "Студебеккер" родимый, слава богу, не подкачал! Я про дорогу забыл от страха, рванул через поле, куда глаза глядят, и ногу с газа не убирал. По ухабам да по колдобинам, с выключенными фарами, лишь бы от фрицев подальше.

Свет их фар в темноте мы отчётливо видели, а они нас нет. Потому, наверное, и улизнуть от погони сумели. Хорошо, что удача родимая от нас в тот момент не отвернулась, а то ведь запросто могли в канаву влететь, ехали фактически наугад. Тогда бы нам точно крышка, немецкие пушки и пулемёты от нас и мокрого места не оставили бы.

В итоге всех этих перипетий нас немцы в темноте потеряли. Потом мы на дорогу просёлочную случайно выехали, по ней и колесили дальше – наобум, куда кривая выведет. Но на этот раз направились на восток, старательно сверяясь с картой. Про запад даже не вспоминали, наученные горьким опытом.

Три дня мы слонялись таким манером по каким-то заброшенным и заросшим травой просёлкам. Хорошо ещё, что перед этим топливом в канистрах запаслись основательно. Но до своих мы, в конце концов, добрались.

С того раза зарёкся я с немцами в одной колонне ездить. Внимательней стал на фронтовых дорогах!