Зороастризм

Аня Глейзер
Из "Сравнительного богословия"; «Зороастризм  заметно отличается по своему характеру от религиозных систем  Месопотамии  и  Египта.  Он  относится  к  более  позднему  типу
пророческих  религий.  Его  основатель  —  иранский  пророк  Зороастр (Заратуштра), живший в VIII—VII вв.  до н. э., т. е. в одно время с Буддой Шакьямуни и всего на 100 лет раньше Лао-цзы и Конфуция.
Зороастр был вероучителем-пророком,  подобно  древнееврейскому  Моисею.  Основы
зороастризма зафиксированы в древнейшей священной книге зороастрийцев — Авесте.
В  текстах  времен  ахеменидских  правителей  Дария,  Кира,  Ксеркса можно найти следы его идей, но нет упоминаний о нем самом. Сведений о нем  крайне  мало.  Тексты Авесты,  которыми  сегодня  располагает  наука, относятся к гораздо более позднему времени. Согласно учению Зороастра, миру  добра,  света  и  справедливости,  которые  олицетворяет  Ахура-Мазда (греч.  Ормузд),  противостоит  мир  зла  и  тьмы,  его  олицетворяет  Ангра-Майнью (Ариман). Между этими двумя началами идет борьба не на жизнь, а  на  смерть.  Ахура-Мазде  помогают  в  этой  борьбе  духи  чистоты  и  добра, Ангра-Майнью — силы зла, разрушения.»

Подобное верование в сражение сил присуще почти всем религиям.

«Зороастризм  принадлежит  уже  к  числу  развитых  религий,  он философски  осмысливает  мир  на  основе  дуалистической  идеи  о непримиримости  и  постоянной  борьбе  света  и  тьмы,  добра  и  зла.  Здесь совершается переход от магических религий к этическим. Человек должен быть  на  стороне  добра,  стать  лучше,  не  жалеть  сил  для  борьбы  со  злом  и силами  тьмы,  всякой  нечистью.  Он  должен  быть  доброжелательным, умеренным в помыслах и страстях, помогать ближнему. (…) 
Физической  чистоте  зороастризм  придавал  ритуальное  значение.
Трупы  покойников  —  символ  нечистоты,  они  не  должны  соприкасаться  с
чистыми  стихиями  (землей,  водой,  огнем).  (…)  Нечистыми  считались  больные,
женщины  после  родов  и  в  периоды  менструаций.  Они  должны  были проходить  особый  обряд  очищения.  Главную  роль  в  обрядах  очищения играл огонь. Ритуалы в честь Ахура-Мазды совершались не в храмах, а на открытых местах, с пением, вином и обязательно огнем. Отсюда еще одно название  сторонников  зороастризма  - огнепоклонники.  Наряду  с  огнем почитались Другие стихии и некоторые животные  —  бык, лошадь, собака и гриф.
В  мифологию  зороастризм  привнес  идею  о  существовании  помимо Земли и Неба особой светоносной сферы и рая. Первого человека по имени Йима Ахура-  Мазда вынужден был изгнать из рая и лишить бессмертия за то,  что  тот  проявил  непослушание  и  стал  употреблять  в  пищу  мясо священных  быков.  Так  началась  после  райской  идиллии  борьба  добра  со злом.  Концепция  греха,  падения  человека  и  наказания  в  зороастризме встречается  едва  ли  не  впервые.  Посмертная  судьба  человека  зависит  от силы его веры и активности в борьбе со злом — или он заслуживает райское блаженство,  или  он  оказывается  среди  духов  тьмы  и  нечисти.  Судьба человека оказывается зависимой от его убеждений и поведения. И еще одно новшество —  учение о конце мира, “страшном суде” и пришествии мессии, в котором воплотится Зороастр, чтобы спасти человечество, способствовать окончательной  победе  Ахура-Мазды  над  силами  зла.  Несомненно,  что  эти идеи оказали влияние на христианство.
В  позднем  зороастризме,  на  рубеже  нашей  эры,  на  передний  план вышел культ бога света Митры, считавшегося помощником Ахура-Мазды.
В  форме  митраизма  зороастризм  распространился  и  в  греко-римском античном мире. Его принесли римские легионеры из восточных походов I в. н. э. Митра стал отождествляться с тем спасителем, который упоминался в зороастрийских  пророчествах.  Ежегодно  25  декабря отмечался  день  его рождения  (этот  день  стал  и  днем  рождества  Христова).  Веровавшие  в Митру  имели  обыкновение  причащаться  хлебом  и  вином, символизировавшими его тело и кровь. Само имя Митра означает верность,
т.  е.  связано  с  моральными  представлениями.  Во  II—III  столетиях  культ Митры  был  опасным  соперником  для  христианства.  Его  влияние сказывалось в разных странах не только в античную эпоху, но и в средние века.

Зороастризм  как  пророческая  религия  видит  смысл  мира  не  в  его существовании, а в осуществлении установленной богом цели в конце дней. Это  эсхатологически  ориентированная  религия,  близкая  по  сути  другим пророческим  религиям,  ставшим  мировыми  религиями  —  христианству  и исламу.  Мир,  какой  он  есть,  еще  не  есть  мир,  в  котором  реализован  его смысл,  мир  —  только  на  пути  к  его  воплощению.  Человек  призван исполнить  закон  и  тем  самым  волю  богов,  но  он  еще  призван  богом  сам принять  участие  в  этой  космической  борьбе  и  сделать  свой  выбор  между силами света и тьмы, доброго и злого духов.»

Познакомившись с зороастризмом, можно ещё раз убедиться в том, что Истина непреложна и многогранна. Она протягивается нитью через все религии.
В данном случае между зороастризмом и христианством образовывается взаимозависимость из-за схожести по смыслу.
25 Декабря – самое длинное царство Инь – ночи и самый короткий день – Ян. Но мужское начало здесь важнее, потому что в этот день происходит зимний солнцеворот.