Елеонский трудник Тимофей Степанович Денке

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви. 25


Фото: Денке Тимофей Степанович — известный в  60-70-е годы  трудник Спасо-Вознесенского женского монастыря на горе Елеон в Иерусалиме, помощник игуменьи Тамары (урожд. Романовой), разоблачитель финансовых нарушений Русской духовной миссии, инженер по образованию ( ?  —  1974). На фото рядом с Т.С.Денке  стоит инокиня Анна (Самара), ныне — монахиня Екатерина, уставщица монастыря, келарь. Первая половина 60-х годов. Автор фотоснимка (9 х 10 см)  неизвестен. Нижняя часть фото  обрезана.   Первоначально  фотография  хранилась в собрании елеонской монахини Екатерины (Самара). В 2011 году монахиня  подарила это фото  автору. Фотоснимок хранится в архиве Холодюка А.Г. Публикуется впервые.


                К 100-летию Русской Православной Церкви заграницей (1919 — 2019)

                О ПРОЕКТЕ  "ФОТОАРХИВ ДЕЯТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"


Проект "Фотоархив деятелей Русской Зарубежной Церкви " задуман  автором  в год 100-летия РПЦЗ с целью обнародования редких фотографий (с автографами и без них) известных клириков и  монашествующих РПЦЗ, ныне здравствующих или уже ушедших из жизни. Все фотографии хранятся  в  личном архиве Холодюка А.Г (Мюнхен, Германия). Многие из фотоснимков принадлежали  в прошлом старшей сестре (наместнице) Феоктисте  (Ягнам; 1924 — 2012), подвизавшейся  в Горненском  и Елеонском монастырях на Святой Земле. Часть фотодокументов  приобретена автором в  Иерусалиме, Цюрихе, Женеве, Нью-Йорке, Мюнхене и др.  Другие  фото  подарены людьми, пожелавшими остаться неизвестными.  Некоторые фотографии деятелей РПЦЗ сделаны самим автором.
 

ЛИСТ 25. ТИМОФЕЙ СТЕПАНОВИЧ ДЕНКЕ — ИЗВЕСТНЫЙ В ИЕРУСАЛИМЕ ТРУДНИК ЕЛЕОНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ  ( ?  —  1974).

В  начале 60-х годов из  Джорданвилля (США) на  Святую Землю отправился в качестве паломника инженер Тимофей Степанович Денке. На Елеоне он познакомился с игуменьей Тамарой и  попросил у нее благословения пребывать в обители в качестве безвозмездного трудника.  Инженер по  профессии, Тимофей Степанович Денке со  временем из паломника и бескорыстного трудника стал большим другом Елеонского монастыря и многолетним помощником матушки Тамары. Он долго жил в обители и осуществил несколько крупных инженерных проектов в ее хозяйственной деятельности, за что его очень ценили духовенство, игуменья и сестры. Благодаря этому труднику в монастыре появился водопровод, улучшены условия приготовления трапез на монастырской кухне и др.

Выйдя на пенсию и похоронив в апреле 1962 года в Джорданвилле супругу Лидию, Тимофей Степанович продал свой дом, все вырученные деньги пожертвовал духовной семинарии Свято-Троицкого монастыря, переехал на Елеон, где получал в иерусалимском банке американскую пенсию. Как православный христианин он трудился в монастыре «во славу Божию и для своей духовной пользы». Женская обитель стала местом спасения его души. Трудник Т.С. Денке имел одно тайное желание: окончить свои земные дни не на американском континенте, а именно на Елеоне. В этом трудник откровенно признался игуменье Тамаре, а позже рассказал и  некоторым сестрам. Инженер Денке Т.С. вместе с духовенством и монахинями пережил события 6-дневной арабо-израильской войны в 1967 году, когда Елеонский монастырь попал почти в самый эпицентр ожесточенной перестрелки и частично пострадал. В те страшные дни осколками взорванной мины была смертельно ранена в голову вратарница обители монахиня Евлагия.

Во времена пребывания Денке на Елеоне жизнь в Иерусалиме дорожала прямо на глазах, а нужды Елеонского монастыря все увеличивались. Игуменья Тамара занималась не только управлением и хозяйственной деятельностью обители, но всегда интересовалась и вникала в проблемы Русской духовной миссии. Новый ее начальник, архимандрит Антоний (Граббе), сменивший на посту тяжело заболевшего архимандрита Димитрия, был избран в  1969 году вице-председателем Православного Палестинского Общества. Он поставил в известность матушку Тамару, что условия жизнедеятельности Миссии в конце 60-х начале 70-х гг. становились все более и более сложными, а средства на ее содержание тоже возрастали. Миссия не имела в Иерусалиме никакой материальной поддержки, не было у нее и денежных сборов, кроме редких финансовых пожертвований, получаемых от неких добрых людей из разных мест русского рассеяния. В обителях РПЦЗ трудились более ста монашествующих – инокинь и иноков. На попечении Миссии находилось более двухсот человек, и всех их необходимо было одевать, кормить и, когда нужно, – лечить. Вифанская школа, где детей обучали Закону Божию и воспитывали в православном духе, тоже требовала немалых средств.

 Инженер Денке знал, что главе Миссии приходилось изыскивать большие финансовые средства для проведения ремонтных работ по исправлению зданий и построек не только на территории одной елеонской обители, но и в других местах. С удорожанием жизни на Святой Земле все больше приходилось платить за продукты питания, ткани, строительные материалы и услуги. У Миссии появились и другие, особые расходы – оплата юридических услуг и дорогостоящих судебных процессов за возвращение значительной части имущества Миссии и по защите ее святынь, которые тоже могли отобрать у нее, как это случилось в 1948 году. Архимандриту Антонию удалось выиграть судебный процесс против государства Израиль, отсудив в качестве компенсации за моральный ущерб 7 миллионов долларов за передачу Московской Патриархии русского имущества в Святой Земле (Горненский монастырь, храмы и участки земли). Далеко не все представители РПЦЗ на Святой Земле, за исключением игуменьи Тамары, инженера Денке Т.С. и некоторых других лиц, были осведомлены о возрастающих проблемах Миссии. А если отдельные люди и знали о них, то, по мнению членов Синода РПЦЗ, «неправильно оценивали тактику действий ее нового руководителя». В этой сложной ситуации, когда отсутствовало единство взглядов и взаимное доверие, в среде сторонников РПЦЗ стали проявляться критика и осуждения в адрес архимандрита Антония. Он развил активную деятельность по поддержке русских святынь в Святой Земле, но одновременно и запустил в Миссии дела с ее финансовой отчетностью.

 В 1973 году ревизионная комиссия обнаружила серьезные недочеты в миссийской бухгалтерии, где, например, отсутствовала даже книга приходов и расходов, не говоря уже о других необходимых документах. Сохранились свидетельства, что в это самое время «поддавшийся искушению и знавший себе цену инженер Т.С. Денке» собрал «факты о некоторых вопиющих беззакониях и преступлениях, творимых на Святой Земле». О них в 1974 году он сообщил сначала игуменье Тамаре и действующему тогда первоиерарху РПЦЗ. Потом он решил изложить свои компрометирующие материалы на ближайшем заседании Синода РПЦЗ в США.

В первой половине сентября 1974 года инженер Т.С. Денке пожелал в качестве мирянина участвовать в работе Третьего Всезарубежного Церковного Собора в Джорданвилле и выступить позже со своими разоблачениями на заседании Архиерейского Собора в Нью-Йорке (15/28 сентября). Елеонский трудник якобы получил за океаном чье-то благословение на эти планируемые им действия. В день прилета Т.С. Денке в США его ожидал в аэропорту автомобиль, принадлежавший одному из епископов. Однако судьба распорядилась иначе: трудник Денке Т.С. с папкой разоблачительных документов по пути в Нью-Йорк трагически погиб 8 сентября 1974 года в авиакатастрофе над Средиземным морем (по другим данным – над Эгейским). Американские СМИ первыми сообщили о произошедшем взрыве на борту того самого авиалайнера, на котором находился пассажир по фамилии Денке. После крушения самолета, выполнявшего промежуточный рейс, всплывшие в морской воде останки тела Т. С. Денке были доставлены в Джорданвилль, где и были преданы земле.

Спустя некоторое время после завершения работы Третьего Всезарубежного Церковного Собора и трагической гибели Т.С. Денке игуменья Тамара прочитала ослепшему тогда отцу Димитрию и сестрам широко обнародованное среди верующих «Послание Архиерейского Собора РПЦЗ». В нем содержался фактический ответ на «тезисы» несостоявшегося выступления елеонского трудника. В документе говорилось «о моральной и материальной поддержке Миссии», об одобрении «действий и мероприятий» ее главы, архимандрита Антония (Граббе), в том числе и о «ведении судебных процессов, необходимых для защиты имущества Миссии и ее великих святынь». И далее в том же документе отмечалось: «Во многом нашей жертвенности препятствуют всевозможные сплетни и пересуды: то не так и это неправильно, а клевета растет, не принося с собою ничего, кроме зла, святое же дело в Святой Земле от этого страдает».

Пройдет несколько лет, и только в 80-х годах на Елеоне снова вспомнят о «компромате» покойного и многими забытого трудника Т.С. Денке. В РПЦЗ станет широко известно о самовольной распродаже архимандритом Антонием русских земель на Святой Земле: участка «Москобие» рядом с Дамасскими воротами вблизи стен Иерусалима; участка «Баляд-ен-Насара» близ Хеврона; участка «Халиль-эль-Бутме»; участка «Милосердного самарянина» по дороге из Иерусалима на Мертвое море и др. Синодальная комиссия выяснит, что ввиду отсутствия финансовой отчетности в Миссии «одно крупное пожертвование в размере 5 млн. долларов переведено на личный счет архимандрита Антония». Закончилась вся эта скандальная история тем, что Архиерейский Синод РПЦЗ в сентябре 1986 года сместил с занимаемой должности начальника Русской духовной миссии и лишил Антония (Граббе) сана архимандрита.