Прогулки по Пермскому краю. Часть 1

"Соленые уши", "посикунчики" и всякая всячина с берегов Камы-рeки

      Пермь. Что мы знали об этом регионе нашей необъятной Родины? Да всего ничего. Ну, знали, конечно, что это — крупный промышленный центр на северо-востоке европейской части России на Каме, в предгорьях Урала, да "Пермские моторы" у всех на слуху.

     Знали, конечно, о том, что в истории Земли был такой небольшой период —  миллионов с пятьдесят лет всего-навсего, который так и называется "пермским".

      Знали, что некоторое время назад город по кому-то одному известной причине назывался Молотов, но потом после искоренения некоторых перекосов в нашей истории ему благополучно вернули исконное наименование.

     Знали, что по соседству живет там угро-финский коми-народ, и что в Пермской области до недавнего времени было даже такое национальное образование — Коми-Пермяцкий национальный округ, который совсем недавно растворился в области, и дал ей возможность переименоваться в Пермский край.

    Знали, несомненно, и то, что где-то там неподалеку расположена крупнейшая в мире Кунгурская ледяная пещера.

     Знали, что пермяков в народе обидно или не обидно, но "солеными ушами" прозывают, только не знаем, по какой такой причине.

     Ну, и уж наверняка были уверены, что кто-нибудь из великих людей русского народа там обязательно родился, а кто-нибудь, наверное, жил, не знаем только кто.

     Такая вот мешанина из школьной географии и средств массовой информации. В общем, ничего такого, что вызвало бы неодолимое желание провести рекогносцировку на местности.

     Так, наверное, и продолжалось бы до бесконечности, но вот во время длительного автобусного путешествия по Италии нам повезло познакомиться с удивительной женщиной — Альбиной Александровной. Она сидела где-то неподалеку от нас, и мы часто слышали очень звучный голос, весьма полезный при ее не вполне женской профессии.

      — Так я же крановщица 6 разряда (может и седьмого, не помню, знаю только, что наивысшего), — время от времени доносилось до нас.

     И также время от времени звучали ее рассказы о замечательном зяте, благодаря которому она и попала в Италию. Но еще чаще мы слышали:

     — Да приезжайте к нам в Пермь, и все увидите сами.

      Вот это такое ее настойчивое приглашение сыграло одну из главных ролей в нашей поездке. Но окончательно сломило сопротивление слово "посикунчики", которое регулярно встречалось в пермских интернетовских форумах, в которые мы влезли по возвращении из Италии. Это слово появлялось в контексте чего-то очень вкусного, просто удержаться нет мочи, чтобы не попробовать. Вот мы и решили и на Пермский край, хоть с краешку поглядеть, да и "посикунчиками", заодно, полакомиться.

     Долго к поездке не готовились, времени много не было, решили за три майских праздничных дня — День Победы приближался — управиться.

     Правда, на поиски гостиницы некоторое время пришлось потратить — много их оказалось в новоиспеченном краевом центре, даже удивило нас, как много. Решили остановиться на проверенном варианте — в Перми имеется гостиница из всемирно известной линейки "Hilton Garden Inn Perm", вот так вот закрутили, вначале мы удивились, а потом поняли, что это очень даже по-пермски, вы тоже потом поймете это. Не только, конечно, прославленное имя повлияло на наш выбор, но и удобное расположение, внешний вид и интерьер, что очень в выгодном ракурсе на их сайте размещено, да и то, что никуда больше обращаться по вопросу поездки в Кунгур не надо, у них свой гид с автотранспортом имеется.

     6 мая 2011 года пришли мы с работы, быстро сложили вещи, только Саша закопалась, никак не могла выбрать, что же ей с собой взять, но, наконец, сложила свой рюкзачок, и мы отправились на вокзал.

      Очень кстати оказалось, что Пермь и Нижний Новгород соединяет, во-первых, скорый, а во-вторых, очень даже удобный поезд — вечером сел в него, а утром проснулся уже в месте назначения.

     Вопрос с доставкой себя самих до Нижнего тоже решили очень даже просто, ну зачем машину гонять туда-сюда, если железная дорога под боком, сели на электричку, вокзал-то у нас неподалеку от дома имеется. Вот за час с небольшим и управились, а в Нижнем только с платформы на платформу перейти и осталось.

     Вагон оказался замечательным, совсем новым, с кондиционером и очень мягкими сидениями, они же вскоре превратились в удобные постели. В купе мы оказались одни, никого на свободную верхнюю полку к нам не подселили, так что устроились со всеми возможными для поезда удобствами.

     Сашуля, конечно, выбрала себе верхнюю полку, с нее все видно лучше, да никто не мешает читать или мультики смотреть.

     Дело, как я уже говорил, было вечером, но, в отличие от классики, дело нашлось, причем очень важное и неотложное — понять, куда же мы едем. Кучу всякой информации пришлось взять с собой. Я решил, что дома время тратить на всякую (хотел написать ерунду, но постеснялся или скорее даже поостерегся, вдруг некоторые пермяки обидятся за свой родной и горячо любимый и не очень ласково отнесутся ко мне, поэтому пишу просто) информацию не стоит, в дороге-то,  что делать прикажете.

     Вот что мне удалось узнать дополнительно к тому, о чем я уже написал выше. Пермь — это не только административный центр Пермского края, но еще и порт на реке Каме, а также транспортный узел на Транссибирской магистрали. Крупный многоотраслевой промышленный, научный и культурный центр Урала. По площади город занимает третье место в России после Санкт-Петербурга и Москвы. Пермь вытянута вдоль реки Камы на 64 километра, и по протяженности занимает также третье место, на этот раз  после Санкт-Петербурга и Сочи.

     История основания Перми проста и, как это было принято в те времена, зависима от воли Государя Императора. Так вот, по приказу Петра I в марте 1720 года капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев, управляющий Уральскими казёнными заводами, а по совместительству известный русский историк и географ… а, скорее, наоборот, вначале историк, а уж потом управляющий… отправился в Сибирскую губернию для постройки заводов по выплавке меди и серебра.

    По-видимому, России настолько нужны были новые металлургические заводы, что Петр I даже известного историка послал их основывать. Татищев выбрал для постройки города место вблизи устья реки Егошиха, впадающей в Каму. Днём основания Перми считается 4 мая 1723 года, это официальная дата начала строительства Егошихинского медеплавильного завода. В 1876 году через Пермь прошла первая на Урале и в Сибири железная дорога, в 1916 году был открыт первый на Урале университет. По предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, в Перми проживает 991,5 тыс. человек.

     Утром проснулись, перекусили слегка, оглянуться не успели, а вот уже и к Перми подъехали. На вокзале нас очень радушно встретили Альбина Александровна с дочерью Светланой, посадили в машину и быстренько отвезли в гостиницу. Пермский "Хилтон" оказался весьма приличным отелем, нас там даже успели накормить завтраком, что очень нам понравилось.

     Завтрак представил из себя целое действо, но прежде всего стоит упомянуть, где это происходит: большое помещение на первом этаже, разделенное на несколько зон, у барной стойки гостей ожидают вышколенные официанты, очень церемонно предлагающие меню, включающее традиционные наборы, характерные для разных стран, скорее все это направлено на обслуживание основной массы приезжающих в Пермь иностранцев. Ну, а кроме специально скомплектованных завтраков, Вы, конечно, можете заказать что-то по Вашему желанию, такое тоже предусмотрено в меню.

     Быстренько позавтракали, в таком же темпе разместились в просторном, снабженном всем необходимым для кратковременного, а при особой необходимости и для длительного проживания, номере, разобрали вещи — жить-то там нам тоже не один день, и вместе с Альбиной Александровной отправились на прогулку по парку культуры и отдыха Балатово. Почему именно по парку? Ну, мы же с ребенком, а ребенку надо где-то погулять, на каких-нибудь детских развлекаловках типа качелей-каруселей порезвиться, а они обычно именно в парках и имеются. Вот наша провожатая и вспомнила, что где-то в этом Балатово имеется площадка для выгула молодняка, ну, вы понимаете, что я имею в виду... речь идет о наших с вами детишках. Пришлось пойти, но оказалось, что это достаточно далеко, шли очень долго, даже устали, правда, по дороге встретили белочку, прикольная такая. С десяток минут мы любовались зверьком. Сама белка на нас в это время никакого внимания не обращала. Ну, стоят тут какие-то двуногие, вроде опасности не представляют, значит можно спокойно своими делами заниматься. Она и занималась, бегала туда-сюда, с дерева на дерево перебегала, с ветки на ветку перепрыгивала. В общем, любовались мы, любовались, но вскоре это слегка надоедать стало, однообразно как-то. Мы и пошли дальше.

     Шли мы, не спеша, увлеченные нашим взрослым разговором. Саше с нами было скучновато, она, при первой же возможности нашла себе попутчика, мальчика из какого-то небольшого военного городка, расквартированного в Пермском крае, и пока его мама принимала участие в нашем взрослом разговоре, дети ушли далеко вперед, оживленно общаясь на детские темы.

     Когда мы опомнились, то оказалось, что мы давно прошли нужный нам поворот, пришлось, распрощавшись с невольными попутчиками, повернуть вспять и опять долго-долго плестись до уголка аттракционов. В общем, нагулялись всласть, но до требуемого паркового участка добрались. И вот там нас ждала большая и очень неприятная неожиданность — аттракционы не успели подготовить к эксплуатации, так это называется на казенном языке. (Напоминаю, что дело происходило 7 мая, за два дня до праздника Победы, а это означает, что тысячи детей, да, наверное, и взрослых не малое количество, были лишены удовольствия ими воспользоваться).

     Хорошо, что у нас Саша с легкостью переносит такие проблемы, к тому же она увидела лошадок, к которым безуспешно пыталась привлечь детей их хозяйка, детей-то в парке раз-два и обчелся, а вот Саша без них, то есть без залезания и катания на лошадях, жизни себе не представляет. Но мы поставили жесткое условие: лошади голодных детей не катают, пахнет от таких детей голодом, а лошади этот запах просто не переваривают, поэтому сначала обед, а затем все остальное. Благо с питанием там все обстояло нормально, и нам пришлось еще повыбирать, что бы мы этакое откушали. Вот только "посикунчиков" там, к сожалению, не оказалось.

    Все-таки, очень интересно — вот парк, он муниципальный, то есть хозяином его является город, или, другими словами, никто, все обезличено, поэтому и аттракционы не работают. "Да кому все это нужно, надоело, честное слово", — так, по-видимому, рассуждает лицо, облеченное ответственностью, а также доверием избирателей. Но у этого лица забот…, во, по горло, не до парка, денег-то он не приносит, а только все время чего-нибудь требует и требует, поэтому у таких сверх ответственных лиц и аттракционы могут в праздник не работать. То ли дело частная инициатива, лошади, как пионеры, всегда готовы катать детей, кафе также — кормить редких посетителей. Ну да, это все не относится к путешествиям, только их усложняет, но мы же не ищем легких путей.

    В общем, мы поели, не помню что, но было, вроде бы, вкусно. Саша терпеливо и покорно все съела и только потом сказала:

      — Ну, все, я свое отработала, пошли на лошадках кататься.

     Ну, думаем все, обошлось, пойдем в гостиницу, Светлана вот-вот за нами приедет, так нет, почти на самом выходе сахарную вату продают, попробуйте, проведите малыша мимо, пришлось купить.

     А вот когда мы подошли к отелю, нас уже ждала Светлана. И мы поехали кататься по вечернему городу.

    Интересную достопримечательность местного значения мы увидели по дороге, пришлось даже остановиться для фотосессии. Я не мог поверить своим глазам — в Перми имеется своя Эйфелева башня, разумеется, это уменьшенная копия знаменитой парижской достопримечательности. Ее установил перед своим зданием в рекламных целях торговый дом МагПермМет, или в переводе на обыденный язык — МагПермМет, ну не расшифровывается это крупнейшее в Перми металлоторгующее предприятие. Сейчас это место популярно среди молодоженов, которые фотографируются на ее фоне в день бракосочетания.

     А дальше мы поехали по тем местам, из-за которых Пермь считается городом катастроф. И в первую очередь мы подъехали к месту гибели Боинга 737.
 
     Катастрофа произошла 14 сентября 2008 года и унесла жизни 88 человек. Пилоты до последней секунды оттягивали падающий самолет от жилых районов города и сумели дотянуть его до находящегося в овраге железнодорожного полотна. Вот на высоком краю этого оврага, а также на другой стороне, на том месте, куда рухнул лайнер, и сооружен мемориальный комплекс. Мы, молча, склонив головы, постояли около мемориала. У Светланы в том самолете было много друзей и знакомых.

     Было уже совсем темно, когда мы продолжили скорбную часть нашей экскурсии и подъехали к дому, где до декабря 2009 года находился печально известный клуб "Хромая лошадь". Много читал об этой трагедии, но даже не мог себе представить, что этот клуб находился в подвале многоэтажного жилого дома, как весь дом-то не сгорел?.

    Оказалось, что у Светланы и в этой катастрофе погибло много друзей и хороших знакомых. Мало того и они с мужем должны были там оказаться. Пришли они в тот день к матери, чтобы попросить ее с внуком посидеть, а та наотрез отказалась. "Все бы вам по барам да ресторанам шляться, хоть раз дома посидите", и все. Решительная женщина Альбина Александровна, но вот эта ее неумолимость и спасла жизнь дочери с зятем. Постояли, погрустили, помянули погибших и поехали смотреть уже ночной город.

     Он протянулся вдоль Камы по ее обоим берегам. Чтобы получить полное представление о Перми, Светлана предложила покататься и там и тут. Для начала мы          перебрались по большому автомобильному мосту на другой берег и поехали вверх вдоль большой и красивой реки. По неосвещенной асфальтированной дороге проехали более пятидесяти километров, кругом стояли малоэтажные дома, так называемого частного сектора, в большинстве своем деревянные, но попадались и кирпичные, очень даже красивые особняки, а временами сквозь деревья пробивался освещенный противоположный берег, на котором в основном и раскинулась Пермь.

     Добрались до плотины ГЭС, полюбовались Камским водохранилищем при лунном свете и поехали назад в город. Пермь стоит на высоком берегу, изрезанном глубокими логами, которые перегорожены дамбами. Искал, искал в Интернете, когда они были построены, но не нашел, по-видимому, достаточно давно. Покатались, посмотрели на ночной город и вернулись в гостиницу. Все хорошо, только "посикунчиков" нам попробовать так и пришлось. Ладно, поздно уже, спать пора.


Рецензии