Далеко-далеко на севере...

Ян Лех
Далеко-далеко на севере, где неторопливо текут, не зная промышленных сбросов, сибирские речки со странными загадочными названиями Уй и Большой Туй, речки Мисс, Укратус, Тугры, Усыс, Большая Тыкса, Шиш и ещё десятки незаметных в мировом масштабе водных стихий, собирающиеся в русле могучего Иртыша, там, за лесами-перелесками, за полями и болотами, есть заброшенная  в ходе давних реформ по укрупнению деревенька Доронино.

Реформы, как водится, по усилению и улучшению нагрянули, сельские жители ушли, словно от напавшего злого ворога, а деревенька осталась.

Притихшие дома смотрят грустно в невероятно синее чистое небо. Проплывет мимо по Иртышу редкий гость корабль, пропылит по проселку раз-другой в неделю приблудный молоковоз, и опять тихо-тихо.

Одна радость – горожане, омичи.
 Понаедут на лето, налетят, словно пчелы на мед. Здесь такой чистый воздух, что не надышаться, тишина такая, что не наслушаешься, а лесной ягоды – рукой сгребай, а рыбалка – ведрами черпай. Керосиновая лампа, чай из самовара. Связь с миром – маленький транзисторный приемничек, пищит чего-то, как надоедливый комар, такой смешной и ещё более странный, чем названия рек, среди всей этой естественной природной красоты. Игорь Юрьевич Шемякин несколько лет приезжал на своем автомобиле в деревню Доронино, привозил семью. Как будто приезжал в прошлое, в минувшее, но по-прежнему дорогое, милое неравнодушному сердцу. Пусть сыновья Тимур и Юра увидят другой, не городской и суетливый, мир, мир природы, мир гармонии, мир самого тихого, самого спокойного, самого счастливого счастья. 

А хорошо бы было вот так завести мотор своей «Нивы», автомобиля повышенной проходимости, да поехать по улицам своих воспоминаний.

Вот взметая снежную бурю мощными лопастями, далеко за Полярным кругом, очень близко к Северному полюсу Земли, взлетает вертолет Ми-8, которым управляет его отец Юрий Михайлович Шемякин. Посадка вертолета во льдах Арктики – это высший пилотаж. Может быть, именно его вертолет доставлял членов полярной экспедиции Дмитрия Шпаро на остров Генриетты, откуда они начинали свой известный во всём мире поход. Может быть, и с его вертолета сбрасывали для экспедиции Д. Шпаро груз на парашютах, продовольствие и бензин. Для Юрия Михайловича эти несколько недель экспедиции были только небольшим эпизодом в его славной биографии. А эпопея с канадскими быками! Советские и канадские ученые пытались быков разводить на острове Таймыр. Вертолет Ми-8 работал под его управлением как часы.
А какого мастерства требует посадка вертолета на ледокол!
Не один год отработал в полярных широтах  Юрий Михайлович Шемякин. На его знаке пилота, на котором  указываются часы безаварийного налета, замерли очень редкие цифры – 7000.  Почти 20 лет своей жизни он отдал небу. Светлая ему память.

- Не стал, папа, я летчиком, - сказал бы ему, наверное, сын Игорь Юрьевич Шемякин. – Но, как говорят люди, я хороший врач. Только за последние без малого восемь лет, что я работаю в клинико-диагностическом центре «Ультрамед», я оказал помощь более чем шести тысячам человек.
 
Приехать бы на автомобиле «Нива» на остров Итуруп.
Пригласить бы в салон  друзей по студенческому отряду, в том числе и Володю Тодоренко, да поехать бы посмотреть ещё раз с берега на шторм в Тихом океане. Волны до неба, а небо в океане. Уже осень, не искупаешься. Хотя бы на берегу постоять, ногой ощутить прилив океанской волны. Да, в молодости жилось лучше: девушки были красивее, помидоры больше, и солнце ярче. А тогда добирались до другого берега острова Итуруп, чтобы посмотреть на шторм в Тихом океане, на попутках. Объявили штормовое предупреждение, промысловики не вышли в море. У студентов, работающих на местном рыбозаводе, оказалось свободное время. Отправились в поход за новыми впечатлениями. Народ там изумительный. Даже встречные машины останавливались, водители спрашивали: «Ребята, может, чем-нибудь помочь?».

А потом из чувства благодарности и большого уважения подвезти на автомобиле «Нива» преподавателей Омского медицинского института, у которых в своё время учился мудрости и фундаментальным азам профессии. Профессор кафедры инфекционных болезней Дмитрий Михайлович Долматов потрясающе читал лекции. Замечательный человек, опытнейший специалист, фронтовик. Служил на флоте. Ордена не надевал. Настоящие фронтовики не бряцают железками и о войне рассказывать  не любят. Самая тяжелая и страшная работа – война, и ничего более.

Доцент кафедры госпитальной хирургии Юрий Александрович Зыков.
У него Игорь Юрьевич учился разным методикам проведения операций. В первой половине 80-х годов И.Ю. Шемякин окончил интернатуру по хирургии.  14 лет простоял, как он сам выразился, «у верстака, махал скальпелем». Наркоз, разрез, зашивание. На реабилитацию человека после операции уходили месяцы. Разрезанное уже прежним, целым никогда не будет.

Сейчас И.Ю. Шемякин спасает людей без применения травмирующих операций. Литотрепсия –  революция в урологии. Дистанционное дробление камней. В Омске первый аппарат литотриптер появился в 1989 году, в областной больнице. Потом И.Д. Лицкевич, директор Омского нефтезавода, приобрел ещё два аппарата, один поставил в своей поликлинике, другой – в диагностическом центре. С появлением литотриптера количество операций уменьшилось если не на порядок, то в разы - точно.  В Омск, в клинико-диагностический центр «Ультрамед», пациенты  едут из соседнего Казахстана, из Якутии, из Новосибирской, Кемеровской, Челябинской областей, Алтайского края… Соотношение цены и качества медицинской услуги многих приятно удивляет.

Хороший автомобиль «Нива» у Игоря Юрьевича Шемякина, надежный, отечественный, с повышенной проходимостью.

- Я до сих пор гляжу с восхищением за аэропланами, когда они в полете, - рассказывает мне Игорь Юрьевич, мы беседует в его кабинете. – И если честно, не понимаю только две вещи в жизни: почему железные самолеты летают, особенно без винтов, и почему железные корабли не тонут. Знаю все теории на этот счет, про Архимеда наслышан. Но почему?

Кто-то стучит в дверь.
- Извините, пациент, - говорит Игорь Юрьевич.
Открывает дверь, берет протянутый лист, смотрит, назначает время для прохождения  манипуляций  на литотрипторе.
От винта!

Глава из документальной повести "Сценарий успеха"

На снимке (композиция): такому улову любой полярник будет рад!
Верхний ряд (слева направо): легендарный полярный путешественник Дмитрий Игоревич Шпаро, рядом с ним - командир экипажа вертолета МИ-8 Юрий Михайлович Шемякин; нижний ряд: большой любитель зимней рыбалки и активного отдыха на природе Игорь Юрьевич Шемякин.

Фотографии из личного архива И.Ю. Шемякина.