Мелехи, Мелеховы

Альтаф Гюльахмедов
Мелехи, Мелеховы


***

Прим.

Привожу рассуждение – негодование по поводу того что хутор Татарский назван не так как надо было бы:

‘’…В романе хутор Мелеховых назван Татарским, а обитатели Татарского зовутся «татарцы».

В первой книге этого слова, впрочем, нет, а во второй оно мелькает лишь однажды (ТД: 4, VIII, 90). Зато в третьей встречается десять раз, а в четвертой – тринадцать. И все бы хорошо (дело на Дону, а, значит, речь вроде как про пограничный казачий хутор), когда б не упоминание в тексте о «сотне татарских казаков» (ТД: 6, II, 20), «татарских казаках» (ТД: 6, XIII, 114), «татарской пехоте» (ТД: 6, XXXII, 210; ТД: 6, XLVI, 293), «татарских пластунах» (ТД: 6, XLVI, 290; ТД: 6, LIX, 378), «сотне татарских пластунов» (ТД: 6, LXIII, 413).

Но особенно комично выглядит такое: «Отряд татарских казаков под командой хорунжего Петра Мелехова…» (ТД: 5, XXX, 386). Впрочем, в 6 части трижды мелькает и «пешая сотня татарцев» (XLVI, 290; LVI, 358; LVI, 363).

И как в этом контексте прикажете понимать фразу про казака с «татарским энергичным лицом» (ТД: 6, VIII, 85) и слова «Молитвы от огня», где речь идет, в частности, о «татарском супостате» (ТД: 3, VI, 278)?’’...
….
И окончательный вывод –

…’’Итак, благодаря редакторской спешке (эпизод вырезан, но два эха его остались) мы получили расписку от Крюкова: хутор Мелеховых – хутор Татаровский (Татаринский, Татарниковский). Но никак не Татарский. А хуторяне – татаровские, татаринские, татариновские, или татарниковские. Словом, – татарцы. Так они несколько раз и названы в «Тихом Доне».



***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

…Манкозич , Мантикович , Марцинкевич , Маршалкевич , Маскевич , Маслакевич , Масловский , Масюкевич , Медекшов , Медницкий , Мейшутович , Мелехов , Мелецкий , Мелешов , Меликбашиц , Мешчеров , Мешчеринов, Милашевич, Милкаманович ,

https://vk.com/topic-163461381_37474926




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY
,
Мейшутович
,
Мелехов
,
Мелецкий
,

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf



Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

Мелех
MELECH herbu Przyjaciel
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Татарский Хутор

***

Город-станица

Новочеркасск изначально, т.е. в 1805 г., закладывался как главный казачий стан, как новая столица Донского казачества.
До этого на Дону городов в общепринятом понимании не было. Черкасск представлял собой хорошо укрепленную казачью станицу.

Новочеркасск со времени основания имел в своем составе 3 основные казачьи станицы: Верхнюю, Среднюю, Нижнюю и расположенную в его предместьи Татарскую.

Население этих станиц и составляло первоначально жителей города Новочеркасска, который формально назывался городом, а реально был соединением ряда казачьих станиц, как и его предшественник г. Черкасск. Любая казачья станица имела свой юрт земли...

...На территории Новочеркасского юрта существовали различные подсобные промыслы, такие как рыболовство, пчеловодство, виноделие и гончарное (горшечное) производство. Незначительным рыболовством занимались хутора: Мишкин, Краснодворский, Персиановский и Татарский.

...Дальнейшие события привели к тому, что основная часть жителей станицы Татарской переехали в 60-х годах на постоянное место жительства в Турцию и Татарскую станицу преобразовали в хутор Татарский.

Решением Военного Совета от 25 августа 1876 г. три Новочеркасские станицы преобразовали в две станицы: Средняя станица стала называться Первой, а Верхняя и Нижняя - Второй. В 1889 г. обе Новочеркасские станицы - Первая и Вторая были реорганизованы в одну - Новочеркасскую станицу. Непосвященному в казачьи дела человеку процесс слияния городских станиц мало о чем говорил, а казаки понимали, что идет неуклонный процесс отделения города Новочеркасска от его казачьих станиц.

‘’Статистическое описание земли донских казаков, составленное в 1822-1833 годах. - Новочеркаск, 1891’’.

***
Население. Татары (по сведениям 1822 г.)

***
В войске Донском находятся еще татары, живущие при городе Новочеркасске особою станицею и на реке Маныч, в селении Дарьинка. Около 200 лет обитают они на Дону, несут службу наравне с казаками и пользуются всеми их привилегиями.

Татар, считается ныне:

Мужского пола 475
Женского 461
Обоего пола 936 душ.
Из них служилых 133.

Всего казаков (вкл. калмыков и татар):

Мужского пола 170,593.
Женского 184,784.
Обоего пола 355,377 душ.

Наименование станиц / Число жителей

Татарская / 475 + 461 =936

***

Татары принадлежат к магометанскому исповеданию, имеют свою мечеть и подведомы Оренбургскому муфтию.
Жилые места. Татары

https://www.prlib.ru/item/453966




Казаки-мусульмане с хутора Татарский 

***

02 апреля 2014 10:57
станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в казачьем Донском войске

Тот, кто читал роман Шолохова «Тихий дон» знает, что основное действие его разворачивается на хуторе Татарском. Оттуда родом  был и главный герой романа Григорий Мелехов. Шолохов не стал уточнять, откуда взялось такое название у населенного пункта, ставшего  сюжетным стержнем его произведения.

Но можно внести ясность и в этот вопрос. Ответ очень прост – станицу, а позднее хутор Татарский основали татары, служившие в  казачьем Донском войске.  По одной из версий татары на Дон пришли  с территорий, где ныне расположена Пензенская область, из знаменитых «шести деревень» - «алты авылы». Это были служилые татары во главе с Арсланом Полкаевым, которые отличились в Азовских походах времен Петра I. Часть из них осталась на землях донских казаков.

Современный ростовский ученый  Р.Ф. Патеев считает, что «на сегодняшний день выходцы из «алты авылы» и их предки по-прежнему составляют костяк татарской диаспоры Дона».

Однако стоит отметить, что сильное тюркское влияние  на быт, язык и обычаи казаков не может отрицать ни один исследователь.

И в связи с этим другой историк О.Ю. Куц выдвигает свою версию о том, что донские татары были  такими же выходцами с окрестных территорий, как и другие жители казачьих городков. Так, например, астраханские татары  "выезжали из Астрахани на Дон для добычи".   Турецкий путешественник Эвлия Челеби, бывавший в середине 1660-х годов по Дону, отметил, что в казачьих городках живет вместе с казаками немало татар (речь идет о городках, располагавшихся между излучиной Дона (Переволокой) и низовьями Дона). Путешественник называет их представителями народа "хешдек". Так в Османской империи назвали астраханских татар. В связи с этим О. Куц делает вывод, что донские татары – выходцы  с астраханских краев.

Одной из станиц Войска Донского была Татарская, располагавшаяся в двух верстах от войсковой столицы – города Новочеркасск. По мнению донского историка В.Д. Сухорукова, она возникает в 70-е гг. XVII века.

В 1811 году к татарам присоединились ногайцы, вошедшие в Войско Донское при условии сохранения их веры. Их поселили на реке Крепкой, где был образован хутор Крепинский.

Казачьи предания повествуют о казаках-татарах как о знатных кулачных бойцах, в схватках с которыми не раз сходились казачьи ватаги из других станиц.

Об одной из таких схваток – побоище 1804 года среди казаков, ходили ужасные рассказы. Тогда в схватке  на льду Рамазанова озера, отделявшего станицу Татарскую от других, сошлись, по преданию, несколько тысяч кулачных бойцов. Кулачный бой перерос в драку с десятками убитых и сотнями раненых.

В 1849 году в Войске Донском насчитывалось  623 татарина, в том числе  277 женщин и 346 мужчин.

На 1859 год в Войске   насчитывалось 120  татарских дворов: 65 — в станице  Татарской, 55 — на хуторе  Крепинском.

Если рассмотреть отдельно население самой станицы и хутора, то в Татарской проживало 337 человек: 184 мужчины и 153 женщины; а в Крепинском - 300 человек: 160 мужчин и 140 женщин.

Эти демографические данные показывают, что к середине 19 века среди казаков-татар мужчин было больше чем женщин. Это послужило причиной для их  переселения  в Османскую империю: казаки заявили, что из-за недостатка невест им грозит вырождение и в 1860 году 115  казачьих семейств  переселились в Турцию.

Но уехали не все.

15 семей не пожелали покидать  родную землю, и в связи с этим  войсковой атаман распорядился сохранить мечеть и другие общественные здания и передать их в пользу остающихся татар. Из них был образован хутор Татарский в составе Средне-Черкасской станицы, в котором по данным переписи 1873 года  проживало 108 человек (59 мужчин и 49 женщин), имелся 21 двор. Причем  105 жителей было мусульманами.

Данные 1897 года показывают, что жизнь на хуторе за прошедшие 23 года мало изменилась. Количество дворов увеличилось на  3 (было 21, стало 24). При этом, если количество мужчин уменьшилось на 1 (в 1873 г. было 59, а в 1897 — 58), то число женщин возросло на 5 человек (в 1873 – 49, а в 1897 – 54).

Казаки-татары из Татарского занимались земледелием, скотоводством и извозом. При этом скотоводство преобладало.  «Татары больше имеют старание о разведении рогатого скота, которого содержат до 2,5 тысяч…». В том числе — лошадей до 500, а овец до 1000 голов».

После Октябрьской революции казакам-татарам пришлось испытать на себе все, что описывал М. Шолохов в своих знаменитых произведениях: Гражданскую войну, коллективизацию, расказачивание.

Великая Отечественная война еще больше опустошила хутор. На нее ушло около 20 хуторян, вернулись единицы. Например, бывший мулла и преподаватель местного медресе, Салим  Бекиров был тяжело ранен и умер вскоре после возвращения.

После войны хутор постепенно пришел в упадок. Дело в том, что рядом с ним располагается городская свалка Новочеркасска, которая по свидетельству очевидцев уже вплотную подступила к нему.

Остаётся только гадать – пощадит ли время хутор Татарский, увековеченный в романе Шолохова, удостоенного Нобелевской премии, или же память о нем останется лишь на книжных страницах.

Ильдар Мухамеджанов



Казачьи Слободы

***

…Известны названия терских казачьих слобод — «Черкасская», «Татарская», «Новокрещенская» и т.д.

Как отмечает С.М. Маркедонов: «Было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков. Известна группа донских татар, сохранившая мусульманскую веру, оставаясь при этом казаками. Близ столицы Войска Донского Черкасска была станица Татарская, населенная мусульманами, где была мечеть. В 1805 году у Войска Донского появилась новая столица — Новочеркасск. Немногим позднее станица Татарская переехала на новое место. Казаки-мусульмане организовали на р. Тузлов Татарскую слободку в 32 двора. И там у них была своя мечеть. До сих пор город Новочеркасск хранит память о Татарской слободе, а один из микрорайонов и сегодня зовется по-татарски Хотунок. В 1860 году татары-казаки подали на имя наказного атамана М. Хомутова прошение о переселении в Турцию. О том, насколько внимательно подошел к их просьбе атаман, свидетельствует тот факт, что Хомутов направил к казакам-мусульманам войсковых старшин Попова и Сенюткина, чтобы узнать о причинах эмиграции. Был проведен своеобразный социологический опрос (порознь опросили 100 семейств). Татары-казаки заявили, что в брак с женщинами-христианками вступать не могут, а при недостатке женщин «их род истребится». Разрешение на эмиграцию было дано, но отнюдь не все казаки-мусульмане оставили свои родные курени. О них в 1919 г. историк и географ В. Богачев написал, что татар-казаков отличают «непо¬колебимая честность, благородство, верность».

http://dalaruh.kz/kazaki-musulmane-i-istoriya-kazachest/




Мелехи

***

Статья Рахмет Baitasau-

Мелех-Кичула Амелия (Вильнюс, Литва).

По С.Дзядулевичу Мелехи герба Пшиятель, были приписаны к юшинской хоругви.

Их родоначальник, королевский трубач Мелех, живший на Ваке и получивший в 1510 от короля Сигизмунда I пустошь в Трокском повете, названную Мелеховичами.

Его сыновья: Махметь, известный по судебному акту 1517, предок рода Милашевич; Азиско, отец Абрагима, в 1559 совладельца Мелехович.

Сын Абрагима Обдула в 1567 был приписан к юшинской хоругви, внук Давид-Дзианай, в 1631 известен как владелец Мелехович; правнуки Сафар и Шабан. Сафар, возможно, стал предком рода Полторакевич.

Сын Шабана Мустафа, внук Мартин, в 1688 - королевский ротмистр.

В 1817 подтвердил дворянство в Виленском дворянском депутатском собрании с гербом Пшиятель Давид, сын Якуба, внук Мустафы, сыном которого также был Ян, в 1773 поручик в полку передней стражи.

Ян, брат Александра, владелец недвижимости в Афендеевичах, имел детей: Александра, Саида, Амелию, Зелю и Розалию. Александр имел сына Шимона. Баязет имел сыновей Яна и Юзефа, капитана РИА, отца Евгения, полковника артиллерии РИА, Виктора и Александра.

Мелех Евгений Иосифович окончил Михайловское артиллерийское училище (1901).

На 04.08.1914 подполковник. Награждён орденом Св.Георгия IV класса М.

По С.Дзядулевича сын Евгения Пётр был подхорунжим артиллерийской школы в Торуни.

В годы 1-й мировой войны в Кавказском наместничестве (Бакинская губ. Кубинский уезд г.Куба) известен Мелех Юсуф Юсуфович.

По С.Думину: Melech - Przyjaciel, 1650 Jan (Janucz), land in Waka-Melechowicze

https://vk.com/photo12523752_456239563





Мелехов — русская фамилия

***

Известные носители

Мелехов, Вячеслав Дмитриевич (1945—2012) — советский и российский актёр театра и кино.

Мелехов, Дмитрий Евгеньевич (1889—1979) — советский психиатр, доктор медицинских наук.

Мелехов, Иван Степанович (1905—1995) — советский и российский учёный, лесовед и лесовод, доктор сельскохозяйственных наук (1944), профессор (1944), академик ВАСХНИЛ (1956), заслуженный деятель науки РСФСР (1967).

Мелехова, Янина Владимировна (урождённая Буйко; род. 1985) — белорусская и российская актриса театра и кино.

Литературный герой
Григорий Мелехов — главный герой романа «Тихий Дон» М. Шолохова.

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Список татарских княжеских родов России.

***

Статья № 1126. Пункт № 3. предписывал содержать списки Департаменту Герольдии Правительствующего Сената: Список князьям и мурзам татарского происхождения, восстановленным в прежнем их достоинстве[3][4].

На основании этих списков официально на 1892 год утверждены в достоинстве татарских князей следующие рода:

Фамилии княжеские

В список вошли фамилии татарских родов, которые в царских жалованных грамотах, служебных и других официальных документах именовались князьями, но официально не утверждены:

Фамилии княжеские:

18. Князья Мелех герба Пржияцель (лит.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Татарские князья в Российской Империи

***

Статья написана С.В. Думиным

…Особую группу татарских княжеских родов в Российской империи составляют некоторые роды литовско-татарского дворянства.
Литовские татары, как группа служилых людей, сложились в конце XIV – начале XVI вв. из переселенцев и пленных ордынцев, среди которых были и представители улусных князей, и рядовые воины. Смешанные браки, разрешенные им первое время, уже в середине XVI в. привели к их славянизации. Как и для боснийских мусульман (но по противоположной причине), родным языком для них с этого времени является славянский (старобелорусский, позже польский, белорусский и теперь также русский) язык. Сохраняя магометанское вероисповедание, литовские татары не пользовались политическими правами шляхты (правом избирать короля, депутатов сейма), в остальном же были уравнены с литовской и польской шляхтой-христианами. Они имели право владеть крепостными крестьянами, сохранив его (в изъятие из общих российских законов) и после присоединения восточных земель Речи Посполитой к Российской империи. Многие татарские роды в Великом княжестве Литовском носили княжеский титул и титул мурз (причем последний, как ни странно, был распространен меньше, и считался достоянием наиболее знатных родов).

С княжеским титулом доказали дворянство в Виленской, Гродненской и Минской губерниях и в Царстве Польском в первой четверти XIX в. и употребляли его в официальных документах следующие роды:

ЛОВЧИЦКИЙ (БОГАТЫРЕВИЧ-, герба Сас);

МЕЛЕХ (герба Пржияцель);

МИЛЬКОВСКИЙ;

Семьи, перечисленные здесь с титулами мурз, и некоторые из родов, употреблявших княжеский титул, происходят от ордынских князей, и их предки пользовались этим достоинством в литовских владениях с конца XV – начала XVI вв.
Известны и другие литовско-татарские семьи, в XIX в. и позже не употреблявшие княжеский титул, которые в польской генеалогической литературе считаются ветвями княжеских родов. Так, например, род татар Мухля (герба Рудница), утвержденный указом Правительствующего Сената 21 июня 1861 г. в потомственном дворянстве без титула со внесением в особый для татарских родов список по Минской губернии [1. Оп. 25. Д. 6385], считается ветвью рода князей Тимирчичей-Юшенских (идущей от князя Мухлядина Кульзимановича, толмача и писаря королевской канцелярии, упоминаемого в 50–60-е гг. XVI в.; того же происхождения – от улусных князей племени юшин, уйшун, в Литве в XV–XVII вв. наследственно стоявших во главе стяга татар Трокского воеводства – Юшинского хорунжества, – упоминавшийся выше род князей Юшинских) [226. С. 223].
Употребляли княжеский титул в конце XVI–XVIII вв. предки многих других литовско-татарских дворянских родов: Бабашей, Давидовичей (герба Стржала), Маковецких (герба Помян), Смольских (гербов Араж, Лелива и Лук), Токошей (герба Пелеш) и др. Род Тупальских носил родовое прозвание Сеит (так же назывался герб этой семьи); т. е. присоединил к фамилии титул, присвоенный в мусульманских странах потомкам пророка Мухаммеда; кстати, эта семья, как можно судить по документам литовской канцелярии начала XVI в., одного происхождения с русскими князьями Юсуповыми и Урусовыми и также восходит к князю Эдигею [98].
Из всех этих семей только одна из ветвей князей Кричинских (прямых потомков улусных князей племени найман, чья непрерывная родословная прослеживается в Литве с середины XV в.), сравнительно крупных помещиков Виленской губернии, до самой революции продолжала хлопотать об утверждении в княжеском достоинстве; ее представители именовались князьями и на военной службе, и в имущественных документах, хотя окончательного решения Сената по их делу не последовало. Остальные литовско-татарские роды были признаны Сенатом в дворянстве без княжеских титулов.
В качестве примера родословной литовско-татарского княжеского рода в этом томе приведена литовская ветвь князей Ширинских.
Более подробные сведения о других татарских князьях этой группы мы надеемся поместить в одном из следующих томов нашего издания, посвященном титулованным родам, не получившим окончательного утверждения в этом достоинстве.

Источник: Дворянские роды Российской Империи. – Т. 3. – СПб., 1999.

http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0

***

С приветственным словом выступил председатель Союза общин татар Литвы д-р Адас Якубаускас, а также руководитель Татарского культурного центра Альмира Тракяшелне.
В этом году мероприятие в Литве посетили почетные гости из Турции, представив суть и традиции праздника Навруз. Звучали традиционные татарские песни, которые исполнили гости из Каунаса Римма Казенене и Ильвер Вазиров. Два прекрасных танцевальных коллектива „Ilsu“ (художественный руководитель Альмира Тракшелене) и „Alije“ (руководитель Александр Мелех, хореограф Рима Шимкунене) исполнили несколько татарских танцев в красочных народных костюмах.
В праздничном концерте также выступили дети с приветствиями на узбекском и азербайджанском языках. Стихи читали Шамситдин Арифханов, Галия Федосюк и Ислам Исмавиль. Порадовали игрой на скрипке Лейла Исмавиль и Лютаурас Милишускас. Литовский татарский ансамбль выступил с народными песнями (руководитель. A. Мелех). татарские народные песни исполнила Эсме Чибулскене, восточный танец исполнила Джамиле Щуцките; ярко прозвучала песня “Gl kokusu” в исполнении Эльвины Чурлу.

http://www.newstatar.ru/archives/1563






Мелехи

***

Статья Рахмет Baitasau-

С. Дзялулевич пишет, что Милашевичи (Миллашевичи) имеют общее происхождение с Мелехами (в Литве до сих пор живут Мелехи-мусульмане).

Их родоначальник - сын королевского трубача Мелеха, Махметь, отец Абдыша, дед Келема, в 1559г. владельца части Мелехович в Трокском повете и дворца в Ваке, активного участника Ливонской войны в 1567г., прадед Милаша.

Сын Милаша Милеш Милашевич известен по люстрации 1631г. как один из совладельцев Мелехович.

В 1695г. известен внук Милеша  Адам.

В 1792г. в полку I стражи передней войск литовских (шеф полка Киркор ), состоявшем из татар, служили братья Миллашевичи, ротмистр Антони и поручик - адьютант Михал. Сейчас Милашевичей-мусульман нет.

Их потомки находятся среди Милашевичей-христиан, использующих гербы Кораб и Пухала

https://deskgram.net/p/1806594312377511244_3134560184