Как жаль, что жизнь так коротка...

Магда Кешишева
    Профессионал - это тот. кто может выполнять свою работу на
    самом высочайшем уровне, даже если ему сейчас и не хочется
    этим заниматься.   \ Алистер Кук\
               
   Как много интересного, прекрасного, воодушевляющего... И, как грустно, что невозможно познать всего этого многообразия...
   Однажды - дело было в Нью-Йорке, в рускоязычной газете, моё внимание привлекло объявление о продаже изделий из янтаря. Прочла адрес - ехать не менее часа. Задумалась, взвесила все "за" и "против" и решила поехать. Но предварительно позвонила, чтобы уточнить кое - какие детали: спросила, что именно можно купить. Милый голос ответил, что ассортимент достаточно широк, и - так как многое решает вкус - лучше, как говорится, один раз увидеть.

   Договорились о времени и дне визита. Честно признаться, спросить среднюю цену изделия я постеснялась. Конечно, я усвоила, что в штатах разговор о деньгах не так щепетилен, как в нашей стране, но, тем не менее, я от него воздержалась. Посоветовавшись с дочкой, взяла  $100, думая это достаточным.
   Дверь открыла милая, полноватая женщина, аккуратно причёсанная, в простеньком платьице. Я назвала себя и прошла за ней в квартиру.

   Небольшая, со вкусом обставленная квартира поражала обилием изделий из янтаря, которые были везде: на столах и столиках, полках и стеллажах, камине, просто в коробках. И чего только  здесь не было! Картины разных размеров, шкатулки, мундштуки, фигурки  птиц и зверей, пепельницы, курительные трубки, портсигары, запонки, кольца, иголки для галстуков, заколки для волос, браслеты, кулоны, ожерелья, подставки для книг, ножи декоративные ...
   Я поняла, что моих денег не хватит, что второй раз я так далеко не приеду, и что придётся довольствоваться малым. Долго я выбирала, брала в руки, разглядывала. Женщина, вероятно, сообразила, что я колеблюсь и пришла мне на помощь:
 - Выберите всё, что вам нравится.
 - Всё?... Даже не знаю ...
 - Не торопитесь, посмотрите, подумайте.
 - Я выберу ... потом решу.
 - Вы, наверное, думаете о цене, да?
 - Нууу, да.
 - Не волнуйтесь, договоримся.
 - Так .. мне нравятся эти небольшие картины, серьги, кулон и ожерелье.
 - Картины стоят $15 каждая, серьги  - 20, кулон -30, а ожерелье - 40.
 - Ой...
 - Не торопитесь. Сколько картин вы бы хотели?
 - Шесть картин, две пары серёг и одно ожерелье. Это будет ... $200. Но у меня столько нету.
 - Сделаем так: я с вас возьму за всё $150.
 - Но ... у меня только 100.
 - Ничего. Вы мне дадите $100, а остальное потом. Я вам доверяю. Поверьте, я хорошо разбираюсь в людях.
 - Когда? Не надо, я живу ...
 - Постойте. Скоро в Манхеттэне открывается ежегодная выставка цветов.
 - Верно! Мы ходим туда каждый год.
 - Вот и славно. Мы с вами созвонимся, договоримся и встретимся там.
   На этом и договорились.

   Дома всем понравилась моя покупка, но зять сказал, что двухцветное ожерелье, которое роскошно выглядит, вызывает сомнение:
 - Я советую проверить его на подлинность. Мне кажется, медового цвета янтарь натуральный, а тот, что темнее - искусственный.
 - Ладно, проверим.

   На следующий день дочка созвонилась со знакомым ювелиром и мы отнесли - на всякий случай - всё, что я купила. По дороге она говорит:
 - Мама, этот китаец - отличный геммолог.
 - Кто? Что ещё за геммолог?! Звучит, как профессия врача.
 - Нет, он не врач. Геммолог - это специалист по драгоценным камням и бриллианту. У него ювелирный бизнес: несколько магазинов. Он ещё и делает на заказ эксклюзивные украшения невероятной красоты и изящества. Сама увидишь.
 

   Да, есть вещи, которые описать невозможно, из надо видеть.
   Сколько я в тот день узнала нового! Оказывается, геммолог - главный человек в ювелирном бизнесе. Он осматривает, определяет и оценивает камни. Высококвалифицированный специалист может определить не только вид камня, но и его происхождение, отличить природный камень от имитации или синтетики. Я спросила, насколько эта работа трудная. Китаец улыбнулся:
 - Моя работа - приятная. Я работаю с красотой. Конечно, с годами сложно работать. Если раньше я делал всё быстрее, теперь - немного медленно. Потому что, надо иметь очень острое зрение, чтобы точно воспринимать все оттенки цвета камня, быть предельно внимательным.
 - Скажите, пожалуйста, а что самое основное в камне, например, в бриллианте?
 - Ооо, в бриллиатне четыре основные вещи, и все они главные. Они все на одну букву.
 - На одну букву?
 - Да, на букву "си": carat, color, clarity, cut.
 - Поняла, - кивнула я, а дочке по - русски сказала: - "Я правильно поняла- карат, цвет, чистота и ... нарезка какая - то?
 - Почти. Только не чистота, а прозрачность, и не нарезка, а огранка.
 - Молодец. Откуда ты всё это знаешь?!
 - От него.

   Почему я завела обо всём этом разговор? Дело в том, что скоро мне предстоит поездка в штаты. Каждый год, собираясь в путь, я задумываюсь над подарками зятю, дочке, внуку и внучкам. Зятю  купить легко - традиционный коньяк, лаваш, бастурма, сыр - ехегнадзор - а дочке и детям сложнее.
   Решила я им купить что - нибудь в одном из бутиков, где можно выбрать ювелирные украшения из серебра и драгоценных камней. В одном бутике выбор был достаточно богатый, но продавщица, уставшая, полная женщина средних лет, неприветливая и немногословная, казалось, совершенно не была заинтересована в реализации товара.

   Не задержалась я надолго, попращалась и поехала в симпатичный бутик на одной из тихих улиц города, хотя до него надо было добираться минут 40.
   Как верно я поступила! В магазине никого не было. Стильно одетая молодая женщина с красивым комплектом - кольцом, колье и браслетом - с улыбкой приветствовала меня, и спросила, что, и для кого меня интересует.
Я ответила - три колье или кулона. Женщина спросила возраст дочки, внуков и дни рождения.

   Я, несколько удивившись такому интересу, ответила. Но она заметила моё удивление и сказала:
 - Вы, наверняка, хотите что - то красивое, оригинальное, и я вам помогу. Но было бы неплохо, если бы вы купили украшение с камнями, соответствующими знаку зодиака каждой.
 - Именно это я и хочу сделать. Значит так, дочка моя Близнец и её камни - александрит, сердолик, берилл и топаз. Верно?
 - Верно, но ещё один совершенно прелестный камень - изумруд. И именно из изумруда я покажу вам колье на оригинальной кожаной ленте.
 - Какая прелесть! Прямо под цвет глаз дочки.

 - Знаете что? Подберите мне ещё  колье: одно для Близнецов, одно для Овена, одно для Козерога, одно для Девы и одно для Весов.
   В итоге я купила 6 колье - не только для моих "американцев", но для младшей дочки, здешней внучки, и для себя.
   Продавщица так много рассказала! Она подобрала украшения с камнями не просто по знаку Зодиака. Она интересовалась, в какой декаде месяца мы родились, рассказала, какой камень делает неуязвимым от негативной энергии, оберегает от болезней, придаёт силы и уверенность. Какой защищает от болезней, развивает способности и привлекает удачу и богатство. Сказала, какие камни категорически нашим знакам Зодиака нельзя носить. Женщина сказала, на каком пальце надо носить кольцо, снимать ли его перед сном, какой камень носить в виде кольца, какой - в виде подвески.

 - Скажите, пожалуйста, а каким образом камни оказывают на человека то или иное действие?
 - Дело в том, что каждый камень получает из космоса вибрацию знака, аккумулирует энергетику и передаёт человеку. Поэтому, если вам понравилось украшение с камнем, или вы получили в подарок красивое украшение, но это не ваш камень, не одевайте его. Подарите кому - нибудь, кому оно подходит по знаку Зодиака.

   Как здорово встретиться с профессионалом, который не просто ас в профессии, но и щедро делится своими знаниями.

   В этот раз мне несказанно везло. Мои покупки дома одобрили, но дочка сказало, что этого мало, надо сходить на "Вернисаж" и что - то докупить. Наш ереванский "Вернисаж" настолько богат и разнообразен, что, отправляясь туда, никогда не знаешь, что купишь и в каком количестве. Знаешь одно - с пустыми руками домой не вернёшься
  "Вернисаж"... Чего здесь только нет! И это знают все гости столицы, которые охотно посещают его и увозят с собой многочисленные сувениры и изделия местных мастеров прикладного искусства, украшения, посуду, вазы, панно ...
 
   Мне приглянулись витые деревянные подсвечники, изящные, красивой окраски. Продавец - автор изделий, протянул мне понравившийся подсвечник, нежно взяв его в руки и погладив.
 - Этот подсвечник, дочка, сделан из абрикоса. Абрикос от времени не страдает: не растрескивается, не коробится. Он твёрдый, устойчивый против износа. А как звучит дудук из абрикоса! Туристы покупают много дудуков. Наверное, модно. Посмотри, вот эти шкатулки, трубки, трости, ковши, настенные панно - всё из абрикоса. И всё это будет служить очень долго. А подсвечники послужат и тебе, и твоим внукам, и правнукам.
 - А вон те серьги из какого дерева?
 - Эти? Это платан. Посмотри, какие красивые на продольном срезе, на сердце похожи. Из платана хороши серьги и кулоны плоские.

   Мне не хотелось уходить: пожилой мужчина с такой любовью говорил о каждом дереве и его свойствах, что я продолжила расспросы.
 - А из чего то большое блюдо? Оно, наверное, для фруктов, да?
 - Не только. Можно использовать для чего угодно: фруктов, плова, рыбы, печёного. А сделано оно из миндаля. Миндаль хорош именно в изделиях большого размера. У миндаля очень красивый рисунок годовых колец: волнистый.
 - А из какого дерева делают нарды и шахматы?
 - Для этого годится любое дерево. Конечно, лучше всего дуб. Но с ним работать тяжело, он очень твердый.
 - Спасибо вам за подсвечники и интересный рассказ.
 - На здоровье, дочка. Пусть в твоём доме всегда будет свет, тепло, а подсвечники используй для уюта в длинные зимние вечера.
 - Спасибо вам ещё раз. Удачи и крепкого здоровья!