О студенческой инициативе

Олег Намаконов
 

Ко второму учебному году по подготовке спецдисциплин считал себя «матерым волком», у меня был полный комплект лекционного материала, который стоя за кафедрой, уже читал «без бумажки» по памяти, а  также чертил и писал формулы с расчетами на классной доске.

В конце своего первого учебного года, отпуская ребят на каникулы, обратился к студентам  с просьбой о сборе наглядных экспонатов для кабинета подъемно-транспортных машин, а именно, кто что сможет найти из утиля.

Результат превзошел все мои ожидания, за период летних каникул ребята прямо-таки заполонили кабинет рычажными и гидравлическими домкратами разной грузоподъемности, а также тормозами и полиспастами. Мне пришлось под кабинет взять комнату большей вместимости в нашем клубе и оборудовать его полками, чтобы  после очистки и покраски обретенных механизмов их разместить  как учебные экспонаты, а по стенам развесить плакаты. Получилось очень даже неплохо.

Для большей  наглядности в оформлении кабинета,я вечерникам работающим на Уссурийском ДОКе дал курсовые задания по изготовлению действующих моделей транспортеров и кранов различной модификации с последующим зачетом и оценкой за экзамен, и здесь также результат превзошел все мои ожидания.

Студенты объединенные мною в творческие группы по два-три человека талантливо изготовили все модели по курсовым заданиям. Особенно внушительно смотрелся кран «Пионер», который был установил в центре экспозиции по центру комнаты, потому что он по высоте был более двух метров, а рядом была установлена полутораметровая действующая модель ленточного транспортера. Все остальные также действующие модели гусеничных и колесных кранов разместились на боковых полках и смотрелись очень внушительно.

Когда директор привел в мой кабинет других педагогов, они спросили у него:
- Сколько техникумом заплачено на приобретение действующих наглядных экспонатов  для оформления кабинета?

На что я ответил, что все это выполнено руками студентов, объединенных в группу технического творчества и показал бирочки с именами учащихся, закрепленные на макетах.

- Здорово, констатировали мои коллеги, - можно и нужно демонстрировать эти пособия  при обмене методическим опытом с другими техникумами, - и не скрывали своего восхищения, пожимая мне руку, а в ответ я сказал:
- Как здорово, что коллектив техникума собственными силами построил этот замечательный клуб, прекрасные мастерские и еще одно общежитие, увеличив тем самым количество обучающихся студентов!

Своей проявленной инициативой невольно привлек внимание руководства учебного заведения, которое на новый учебный год утвердило меня классным руководителем группы № 412, студенты которой перешли на второй курс.

Мама мне тогда говорила: 
- Цени тот труд, который приносит тебе хвалу, а другим пользу, - и  добавляла:
- но помни, что те, кто везет, тех нагружают. Я понимал и понимаю, что часто у нас инициатива наказуема, но ничего с собою не могу поделать, из меня разные идеи  и тогда, да и сейчас, так и фонтанируют и многое хочется осуществить и попробовать сделать своими руками.

Я солидарен с  Максимом  Горьким, который  говорил, что нужно любить то, что делаешь и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества и хозяин всегда тот, кто трудится. Поэтому старался построить свои лекции так, чтобы изложить  не только практическую значимость предмета, но и возбудить  желание его познания, по ответам своих учащихся чувствовал, а по лицам смотрящих на меня еще детей, видел, что цель достигнута, ребята уже начинают себя представлять будущими специалистами и руководителями бригад, мастерских участков, смен, цехов и предприятий. Продолжение "Кто везет - того нагружают".