К. Маковский Болгарские мученицы

Алина Алексеева-Маркезин
    В творчестве Константина Маковского есть особенная картина.Она выделяется среди его работ по своей тематике.

    Константин Маковский. Болгарские мученицы. 1877, Музей Республики Беларусь, Минск.

ИЗ ИСТОРИИ.

       После поражения европейцев в 1690 г. христианское население Османской империи подверглось  мести со стороны турок и стало жертвой в сущности первой документально зафиксированной этнической чисткой в истории. Опустошительные турецкие военные походы создали условия для переселения албанского населения со своих исконных территорий на земли своих соседей — славян и греков.

       В начале великого восточного кризиса (1875-1878 гг.) албанцы, находившиеся в рядах турецких регулярных и иррегулярных (башибузуки) войск отличались особой жестокостью. В результате только с территории современного Косова (тогдашнего Косовского вилайэта) в период с 1876 по 1912 год были вынуждены выселиться сотни тысяч православных сербов.

       Главной ролью албанцев при султане были функции карателей, обращенные как против порабощенных народов Европы, так и против порабощенных народов Азии. Наиболее темные и отсталые слои населения Албании, не имея традиций государственности, охотно шли в услужение к кому угодно.

    Турки создали башибузучье движение —  то есть формировали отряды албанских добровольцев турецкой иррегулярной пехоты. Имя «башибузук» стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие.

   Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков, умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака.

    Еще до начала уничтожения жителей… из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»

     Ф.М.Достоевский в своем журнале, ссылаясь на информацию либерального издания «Новое время», писал: «Явились даже особенные артисты своего дела — башибузуки, изощрившиеся разрывать разом христианских младенцев, схватывая их за обе ноги»

        А знаменитый В.А. Гиляpовский в своей бессмертной «Шипке» помещает воспоминания о пpаздновании 25-летия освобождения Болгаpии pусской аpмией от туpецкого ига. Он лично был на тоpжествах сpеди pусских гостей. Болгаpы чествовали pусских как геpоев.

     «..я видел всюду задушевные встpечи, и вглядывался в самые мелочи общего, захватывающего востоpга наpодного… Все они помнят туpецкое иго, звеpства башибузуков, pазоpенные села свои, похищенных жен и дочеpей, поpуганную святыню… особенно pадовались нам мужчины и женщины пожилые…»

О КАРТИНЕ.
    Картина Константина Маковского «Болгарские мученицы» уникальна для русской живописи. Эта одна из немногих отечественных картин, написанных на внешнеполитическую тему.

      Картина действительно послужила политическим призывом: по словам  Александра Бенуа, чувствительный и добросердечный Александр II прослезился, увидев ее на выставке осенью 1877 года; средства, полученные от продажи картины, были направлены художникам на помощь болгарам – жертвам турок.

     Зверства имели место в апреле–мае 1876 года, а известия о них широко распространились в Европе в июне–июле 1876 года. «Болгарские ужасы» подогрели интерес российской общественности (ранее мало интересовавшейся балканскими делами) к начавшейся в то же время Сербско–Турецкой войне, и общее сочувствие к братьям–славянам привело к отправке в Сербию около 2 тыс. русских добровольцев и сбору различными общественными организациями около 3 млн. рублей помощи. К тому моменту, когда Маковский написал свою картину, то есть к весне 1877 года, Россия уже начала войну против Турции.

     Действие на картине происходит в православном храме. Церковь уже разграблена, осталось только расправиться с молодыми беззащитными болгарками.
       Турки не сохранили в душе ничего святого. У них другой бог, другая вера.
 Но ведь и мусульманский бог не разрешает творить такую бесчеловечность. Младенца они убьют, турки сохраняли жизнь только детям старше, чтобы продать их в рабство.

    Для женщины с младенцем на руках художнику позировала его молодая жена Юлия Леткова с маленьким сыном Серёжей